Конспект урока в 5 классе по теме «Музыкальный портрет»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

муниципального района Мелеузовский район

Республики Башкортостан






Конспект урока по музыке

в 5 классе

«Музыкальный портрет»








подготовила учитель музыки

первой категории

Тарасова Елена Николаевна







г. Мелеуз-2013 г

Тема четверти:

«Музыка и ИЗО». «Можем ли мы услышать живопись».

Тема урока:

«Музыкальный портрет».

Тип урока:

Урок углубления в тему.

Цель урока:

Определить, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Задача:

1. Воспитывать любовь к русской и башкирской музыке.

2. Познакомить с творчеством башкирского композитора.

3. Развивать вокально-хоровые навыки.

Оборудование:

1. CD — 5 класс.

2. Видеопособие по предмету «Музыка».

3. Портрет, репродукция картин (автор и источник заимствования неизвестен).

4. Хрестоматия к программе по музыке 5 класс.

5. Ансамбль «Рэли» г. Уфы CD, 2009 г.




Ход урока.


I Организация урока.

II Проверка пройденного материала.

1. Вспомним композитора и музыкальное произведение, которое изучали на прошлом уроке.

( С.С. Прокофьев «ария Кутузова» из оперы «Война и мир»).

2. Кто такой М.И. Кутузов?

(Полководец, командовавший русскими войсками в отечественной войне 1812 г. против французской армии Наполеона).

3. Что такое ария?

(Музыкальная характеристика героя в опере).

4. Какие качества воплощены в образе Кутузова в самый ответственный момент в его жизни?

(Мужественность, сила, любовь к родной земле).

5. Меняется ли в арии настроение полководца. В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации? (во 2-ой части) Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным, и С.С. Прокофьев это отлично понимал, поэтому 2-я часть арии тревожная, беспокойная.

6. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает нам это?

(Мажор сменился минором; напевная мелодия мелодией с острыми изгибами, плавное движение – движением драматически напряженным).

7. Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова?

(Яркие…) Цвет победы.

События 1812 г. отражены в разных видах искусства. Например, в стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино», в панораме «Бородинская битва» и в картине художника Дж. Доу.

д. Совпадает ли образ Кутузова, в картине художника, с образом в арии С.С. Прокофьева.

(Да).


III Разучивание арии Кутузова С.С. Прокофьева.

— А сейчас мы разучим 1-ю часть арии Кутузова.

— Обратите внимание на характер исполнения арии (протяжность в мелодии, звуки не обрываем, кантилена в звучании.)

— 1-й куплет исполняем на пиано – тихо.

Свежие документы:  Урок для 11 класса по теме: "«Особенности ренессансного представления о времени и средства его воплощения в живописи»"

Разучивание по фразам и предложениям.

— 2-й куплет чуть ярче меццо форте.

(Исполнение).

— А сейчас исполним 1-ю часть от начала до конца, соблюдая динамику и протяжность в звучании.

(Исполнение).

IV Работа по теме урока.

— Мы с вами вспомнили образ М.И. Кутузова, сравнили его с образом нарисованным художником Дж. Доу, даже сами попробовали нарисовать его образ, также поработали над его арией. А теперь мы познакомимся ещё с одним образом.

— Итак, главная тема нашего урока, музыкальный портрет.

(Запись).

— Обратите внимание на портрет художника, Е. Клейменова, (репродукция картины.) Кого он изобразил?

(С. Юлаева, верхом на лошади, на фоне родного края).

Вы на прошлом уроке получили домашнее задание. И сейчас я думаю, немного расскажете об этом герое.

Из рассказов детей:

— Салават Юлаев легендарный герой башкирского народа поэт-импровизатор, достойный сподвижник Е.Пугачева в Крестьянской войне 1773 – 1775 гг.

— Башкирский народ очень любит своего героя, знает наизусть, и на века сохранил в памяти его стихотворения. В настоящее время имя и творчество легендарного героя башкирского народа известны далеко за пределами страны.

Дети читают стихи.

О Салавате летит молва,

Что в шапке бобровой его голова,

Что бригадиром стал Салават,

Когда было ему двадцать два.


Салавата могучий конь

Первым устремляется в бой.

Его хозяин – живой огонь –

Воинов песней ведет за собой.


— Какими красками художник нарисовал портрет?

(Сочными, яркими).

— Каким изобразил его художник?

(Отважным, смелым, горячо любящим свой родной край, свой народ).

— Если бы вы были композиторами, какой была бы музыка по характеру? Какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы смогли выразить характер героя? (темп, динамика, лад).

Многие произведения башкирской литературы и искусства были посвящены этому герою. (Живопись, скульптура, музыка стихи). В Уфе на самом высоком берегу реки Белой установлен памятник народному герою, автором которого является скульптор из Осетии Сосланбек Тавасиев.

А башкирский композитор Закир Исмагилов написал оперу «Салават Юлаев».

— Сейчас мы послушаем арию С. Юлаева из оперы «Салават Юлаев» композитора Загира Исмагилова – сыгравшего выдающуюся роль в развитии профессиональной башкирской музыки, формировании её национальных музыкальных традиций.

Оперу «Салават Юлаев» часто называют первой башкирской классической оперой, потому-то в ней композитор сумел особенности башкирской народной музыки раскрыть в соответствии с традициями европейской классической музыкой.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Матрёшка - талисман России»

— А сейчас послушаем арию Салавата из 1 – го действия оперы «Прощай мой Урал», в исполнении Магафура Хисматуллина.

(Слушание).

— Какие качества воплощены в образе Салавата?

(Лирическая мечтательность, патриотичность, отважность).

Любовь к родной земле, трепетное отношение к её горам, лесам, рекам выражается в арии Салавата. Салавату предстоит выбрать в жизни свой путь, он ответственен за судьбу многих конников, поэтому он сомневается, колеблется, и это состояние героя тонко передает музыка, которая четко следует за всеми поворотами его мысли.

— Как звучала музыка?

(Спокойно, плавно, без напряжения в звучании).

— Дополняют ли эти два вида искусства – живопись и музыка друг – друга?

(Да).

— Если бы вы были художниками, каким бы вы нарисовали портрет Салавата?

V Обобщение

— Итак, мы с вами познакомились с двумя музыкальными портретами: Кутузова и С. Юлаева.

— Есть ли что-либо общее между ними? Что их отличает?

Общее: Обе арии поются наедине, как размышление о судьбах своей Родины. Поются героями.

Различие: В арии Кутузова показано мужество полководца, готового вести свою армию в бой и уверенного в победе. В арии С. Юлаева показано сомнение, колебание в правильности своего решения.

VI Итог урока.

— Можно ли полководца Кутузова и С. Юлаева назвать богатырями? (Да.)

— Почему?

(Потому что оба сражались за свою землю, за свой народ).

— С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились? (Ария С. Юлаева из оперы «С. Юлаев» Загира Исмагилова, в исполнении Магафура Хисматуллина.)

— Удалось ли нам определить, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев?

(Да.)

— Чем мы еще занимались?

(Работали над арией М.Кутузова, сравнивали музыкальные портреты героев С. Юлаева и М.Кутузова.)

Исполнение песни.

Но, а сейчас в заключение нашего урока, давайте, исполним песню

« Башкортостан – Родина моя». Поэт и композитор Даутова Фания Абдулхаировна и руководитель детского ансамбля «Рели» города Уфы.

VII Д/З.

Подберите стихотворение, в котором воспевается национальный герой башкирского народа С. Юлаев.

VIII Оценка класса.













Список использованной литературы



1. Культура Башкортостана-7 класс.

2. «Я познаю мир» А. Кленов.

3. «Там где музыка живет» А. Кленов.







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: