Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Конспект урока по музыке
в 5 классе
«Музыкальный портрет»
подготовила учитель музыки
первой категории
Тарасова Елена Николаевна
г. Мелеуз-2013 г
Тема четверти:
«Музыка и ИЗО». «Можем ли мы услышать живопись».
Тема урока:
«Музыкальный портрет».
Тип урока:
Урок углубления в тему.
Цель урока:
Определить, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Задача:
1. Воспитывать любовь к русской и башкирской музыке.
2. Познакомить с творчеством башкирского композитора.
3. Развивать вокально-хоровые навыки.
Оборудование:
1. CD — 5 класс.
2. Видеопособие по предмету «Музыка».
3. Портрет, репродукция картин (автор и источник заимствования неизвестен).
4. Хрестоматия к программе по музыке 5 класс.
5. Ансамбль «Рэли» г. Уфы CD, 2009 г.
Ход урока.
I Организация урока.
II Проверка пройденного материала.
1. Вспомним композитора и музыкальное произведение, которое изучали на прошлом уроке.
( С.С. Прокофьев «ария Кутузова» из оперы «Война и мир»).
2. Кто такой М.И. Кутузов?
(Полководец, командовавший русскими войсками в отечественной войне 1812 г. против французской армии Наполеона).
3. Что такое ария?
(Музыкальная характеристика героя в опере).
4. Какие качества воплощены в образе Кутузова в самый ответственный момент в его жизни?
(Мужественность, сила, любовь к родной земле).
5. Меняется ли в арии настроение полководца. В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации? (во 2-ой части) Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным, и С.С. Прокофьев это отлично понимал, поэтому 2-я часть арии тревожная, беспокойная.
6. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передает нам это?
(Мажор сменился минором; напевная мелодия мелодией с острыми изгибами, плавное движение – движением драматически напряженным).
7. Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова?
(Яркие…) Цвет победы.
События 1812 г. отражены в разных видах искусства. Например, в стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино», в панораме «Бородинская битва» и в картине художника Дж. Доу.
д. Совпадает ли образ Кутузова, в картине художника, с образом в арии С.С. Прокофьева.
(Да).
III Разучивание арии Кутузова С.С. Прокофьева.
— А сейчас мы разучим 1-ю часть арии Кутузова.
— Обратите внимание на характер исполнения арии (протяжность в мелодии, звуки не обрываем, кантилена в звучании.)
— 1-й куплет исполняем на пиано – тихо.
Разучивание по фразам и предложениям.
— 2-й куплет чуть ярче меццо форте.
(Исполнение).
— А сейчас исполним 1-ю часть от начала до конца, соблюдая динамику и протяжность в звучании.
(Исполнение).
IV Работа по теме урока.
— Мы с вами вспомнили образ М.И. Кутузова, сравнили его с образом нарисованным художником Дж. Доу, даже сами попробовали нарисовать его образ, также поработали над его арией. А теперь мы познакомимся ещё с одним образом.
— Итак, главная тема нашего урока, музыкальный портрет.
(Запись).
— Обратите внимание на портрет художника, Е. Клейменова, (репродукция картины.) Кого он изобразил?
(С. Юлаева, верхом на лошади, на фоне родного края).
Вы на прошлом уроке получили домашнее задание. И сейчас я думаю, немного расскажете об этом герое.
Из рассказов детей:
— Салават Юлаев легендарный герой башкирского народа поэт-импровизатор, достойный сподвижник Е.Пугачева в Крестьянской войне 1773 – 1775 гг.
— Башкирский народ очень любит своего героя, знает наизусть, и на века сохранил в памяти его стихотворения. В настоящее время имя и творчество легендарного героя башкирского народа известны далеко за пределами страны.
Дети читают стихи.
О Салавате летит молва,
Что в шапке бобровой его голова,
Что бригадиром стал Салават,
Когда было ему двадцать два.
Салавата могучий конь
Первым устремляется в бой.
Его хозяин – живой огонь –
Воинов песней ведет за собой.
— Какими красками художник нарисовал портрет?
(Сочными, яркими).
— Каким изобразил его художник?
(Отважным, смелым, горячо любящим свой родной край, свой народ).
— Если бы вы были композиторами, какой была бы музыка по характеру? Какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы смогли выразить характер героя? (темп, динамика, лад).
Многие произведения башкирской литературы и искусства были посвящены этому герою. (Живопись, скульптура, музыка стихи). В Уфе на самом высоком берегу реки Белой установлен памятник народному герою, автором которого является скульптор из Осетии Сосланбек Тавасиев.
А башкирский композитор Закир Исмагилов написал оперу «Салават Юлаев».
— Сейчас мы послушаем арию С. Юлаева из оперы «Салават Юлаев» композитора Загира Исмагилова – сыгравшего выдающуюся роль в развитии профессиональной башкирской музыки, формировании её национальных музыкальных традиций.
Оперу «Салават Юлаев» часто называют первой башкирской классической оперой, потому-то в ней композитор сумел особенности башкирской народной музыки раскрыть в соответствии с традициями европейской классической музыкой.
— А сейчас послушаем арию Салавата из 1 – го действия оперы «Прощай мой Урал», в исполнении Магафура Хисматуллина.
(Слушание).
— Какие качества воплощены в образе Салавата?
(Лирическая мечтательность, патриотичность, отважность).
Любовь к родной земле, трепетное отношение к её горам, лесам, рекам выражается в арии Салавата. Салавату предстоит выбрать в жизни свой путь, он ответственен за судьбу многих конников, поэтому он сомневается, колеблется, и это состояние героя тонко передает музыка, которая четко следует за всеми поворотами его мысли.
— Как звучала музыка?
(Спокойно, плавно, без напряжения в звучании).
— Дополняют ли эти два вида искусства – живопись и музыка друг – друга?
(Да).
— Если бы вы были художниками, каким бы вы нарисовали портрет Салавата?
V Обобщение
— Итак, мы с вами познакомились с двумя музыкальными портретами: Кутузова и С. Юлаева.
— Есть ли что-либо общее между ними? Что их отличает?
Общее: Обе арии поются наедине, как размышление о судьбах своей Родины. Поются героями.
Различие: В арии Кутузова показано мужество полководца, готового вести свою армию в бой и уверенного в победе. В арии С. Юлаева показано сомнение, колебание в правильности своего решения.
VI Итог урока.
— Можно ли полководца Кутузова и С. Юлаева назвать богатырями? (Да.)
— Почему?
(Потому что оба сражались за свою землю, за свой народ).
— С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились? (Ария С. Юлаева из оперы «С. Юлаев» Загира Исмагилова, в исполнении Магафура Хисматуллина.)
— Удалось ли нам определить, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев?
(Да.)
— Чем мы еще занимались?
(Работали над арией М.Кутузова, сравнивали музыкальные портреты героев С. Юлаева и М.Кутузова.)
Исполнение песни.
Но, а сейчас в заключение нашего урока, давайте, исполним песню
« Башкортостан – Родина моя». Поэт и композитор Даутова Фания Абдулхаировна и руководитель детского ансамбля «Рели» города Уфы.
VII Д/З.
Подберите стихотворение, в котором воспевается национальный герой башкирского народа С. Юлаев.
VIII Оценка класса.
Список использованной литературы
1. Культура Башкортостана-7 класс.
2. «Я познаю мир» А. Кленов.
3. «Там где музыка живет» А. Кленов.