Методическая разработка урока музыки в 3 классе «Природа и музыка»


Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №23» «Менеджер»

город Альметьевск Республика Татарстан












Конспект урока музыки в 3 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.


Тема раздела: «День, полный событий»

Тема урока: «Природа и музыка»







Подготовила

учитель музыки

первой квалификационной категории

Гатауллина Гузелия Габдулхаковна













г.Альметьевск

2011г.

Цель:

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года — Осень.


Задачи:

Обучающие:

— углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

— познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

— побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

Развивающие:

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.

  • организовать творческий процесс:

а) услышал — почувствовал — подумал — обсудил

б) услышал — почувствовал — увидел — нарисовал.

Воспитательные:

  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.


Материал к уроку:

  • Видео П.И.Чайковский «Октябрь»

  • П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь»

  • фонограмма песни

  • рисунки детей об осени

  • листы — заготовки для рисования

  • «бочка» с вопросами

  • Презентация «Путешествие в мир прекрасного. Природа и музыка»


Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.


План урока:

I. Организационный момент

II. Творчество П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

III.Анаграммы: — импровизация

— скульптура

IV. Самостоятельная работа детей «Фантазия осени».

V. «Заморочки из бочки»

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII.Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.


Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

— Доброе утро! (хором)

— Доброе утро!

— Солнцу и птицам! (хором)

— Доброе утро!

— Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).


Сегодня у нас необычный урок — мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года — Осень.


  1. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся

«Музыкально — литературная».


***

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички- щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

Алексей Плещеев.


Осень… Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

— Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

(ответы детей)

-Правильно, Петр Ильич Чайковский.

Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

-А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

(Уч-ся) — Цикл «Времена года» (цикл — музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения — показать различное время года с её характерными чертами).


П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.


У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения — небольшая миниатюра

настроения, навеянная картиной природы.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»


Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф — литературное предисловие. Такая музыка называется программной.


Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.


П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

— Что вы почувствовали?

Какое настроение передает музыка?

(ответы детей)

— Что вы представили себе? Какую картину природы?

(ответы детей)


Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.


С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

— Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит?

На что это похоже?

(ответы детей — листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

— Что изменилось в мелодии?

(ответы детей — поменялся лад)

— Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени — не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.


Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

«Унылая пора!

Очей очарованья!

Приятна мне твоя

Прощальная краса

­Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса».


III. И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».


Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:


а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

(импровизация)

б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

(скульптура)


IV. Следующая наша станция — «Изобразительная».


Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава — все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?


«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.


Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.


И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины ­

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.


Мне весело и тревожно

­И это необъяснимо

И хочется мне с картины

Опавшие листья украсть».

Сергей Чалов.

— Ребята, а как бы вы изобразили осень?

(ответы детей)

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.


— Самостоятельная работа детей

(видео «Времена года»)


— Анализ рисунков.


  1. Путешествие наше продолжается и следующая станция

­«3аморочки из бочки».

Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека

б) карнавал

в) балет


2. Автором какой картины является Шишкин?

а) «Опять двойка»

б) «Рожь колосистая»

в) «Мадонна с младенцем»


3. Как называется балет П.И.Чайковского?

а) «Щелкунчик»

б) «Деревянный принц»

в) « Буратино»


4. Картина, которую написал Малевич?

а) « Желтый круг»

б) « Черный квадрат»

в) «Белый треугольник»


5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом

б) обувью

в) отсутствием в руке дирижерской палочки


6. С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта

б) с эскиза

в) с физкультминутки


7. Как называется торжественная государственная песня?

а) ода

б) гимн

в) кантата


8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр

б) Макдоналдс

в) Картинная галерея



VI. И последняя наша станция — «Итоговая».

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:


1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского­ как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Вспомнили цикл «Времена года», где каждая часть — небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. А программность музыки помогла лучше понять замысел композитора.


2) Разгадали анаграммы.


3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.


4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».


Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».


VII. Наш урок мы завершаем «Осенней песенкой»

Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.

«Осенняя песенка».

1. Жаркого лета время прошло

И безвозвратно безделье ушло.

Снова все вместе в школу пойдем,

В бой за оценкой к доске подойдем.

Клены нам машут, приветствуют нас.

Кто-то сегодня пошел в 1 класс.

Будут уроки, будут звонки.

Надо учиться, ученики!


2. А по дороге видим красу:

Гроздья рябины видны за версту,

Листья несмело кружат на ветру,

Ковром застилая сухую траву.

Ели и сосны, клены, дубы

Вдоль по аллеям посажены вы.

Только сменили летний наряд-

Звездами листья на ветках горят.


До свидания!



Список использованной литературы:


  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 3 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2007.

  2. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004г.

  3. Н.Г. Казанцева. «Природа в музыке» журнал «Музыка в школе» №5:- М: 2001г. — 40с.

4. Т.И. Платонова. «Применение электронной презентации на школьном уроке».- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы:


П.Чайковский «Времена года» Октябрь.


Свежие документы:  Конспект открытого занятия «Историческая казачья песня»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: