ЧУ ОО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»
Западного административного округа города Москвы
Можно ли увидеть музыку?
Цветной слух
Авторы работы
Ремпель Эстер, 6 класс ЧУОО СОШ «Росинка»
Мамонова Елена Ивановна, учитель музыки
Оглавление
3 | |
Основная часть |
|
Глава 1. Цветной слух | 5 |
1.1 Цветной слух, как аспект музыкального восприятия | 5 |
1.2. Творческая биография музыкантов, обладавших цветным слухом | 9 |
1.3 Выводы | 15 |
Глава 2. Экспериментальное исследование существования цветного слуха | 16 |
2.1 Организация и методы исследования феномена цветного слуха | 16 |
2.2. Описание и анализ результатов исследования | 17 |
Выводы | 21 |
Заключение | 22 |
Список источников информации | 23 |
Приложения |
|
Приложение 1. Анкета | 24 |
Введение
«Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ»
Н. А. Римский — Корсаков
Почему человек, слушая музыку, часто представляет себе видимые образы? При богослужении храмов всех конфессий звучит музыка. Известно, что 30% успеха кинофильма составляет удачный саундтрек. Гёте сказал, что « Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Можно предположить, что в мировосприятии человека звуковые и визуальные образы связываются воедино, создавая единую картину. Поэтому проблемой нашего исследования является необходимость понять, почему человек использует музыку для восприятия других видов искусств.
С научной точки зрения, актуальность данной работы состоит в установлении связи визуальных видов искусства с музыкой и их комплексного восприятия человеком.
С социальной точки зрения, актуальность заключается в возможности рассказать людям о цветном слухе.
Для меня лично работа актуальна тем, что я смогу расширить своё понимание того, как музыка воздействует на сознание человека.
Учебное исследование реализуется в предметных рамках МХК, музыки, психологии, изобразительная искусства .
Объект исследования: музыка
Предмет исследования: цветной слух
Гипотеза исследования: музыка, цвет, свет и форма дополняют и помогают более полному и целостному восприятию друг друга.
На основании выше изложенного мы ставим пред собой следующую цель: рассмотреть связь музыки и визуальных видов искусства.
Для реализации поставленной цели, нами (мною) были выдвинуты следующие задачи.
Определить суть цветного слуха на материале различных источников информации.
Ознакомиться с творческой биографией композиторов, обладавших цветным слухом.
Провести эксперимент «Имеют ли цветной слух люди сегодня?»
В исследовании были использованы следующие методы:
Определения понятий.
Анализ и синтез материала из различных источников информации (энциклопедии, словари-справочники, научно-популярная и художественная литература, ресурсы сети Интернет).
Эксперимент.
Моделирование слайд шоу и сценария эксперимента.
Обобщение данных в ходе работы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования и творческий эксперимент помогут моим одноклассникам и всем увлекающимся музыкой узнать, что такое цветной слух. А также материалы исследования можно использовать на уроках музыки.
Глава 1. Цветной слух
Цветной слух, как аспект музыкального восприятия
Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия. В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует определенных психологических навыков. Восприятие — сложный психический процесс. Воспринимать музыку — значит различать ее характер, следить за сменой интонации, настроений.
Постепенно, с приобретением некоторого опыта человек начинает соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Б. М. Теплов считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются эмоции, чувства, настроения. Если человек музыкально развит, он может воспринимать музыку с первого прослушивания, а затем углублять эти образы, открывая для себя что — то новое с каждым прослушиванием.
Музыка является одним из самых абстрактных видов искусства и обладает свойством у разных людей вызывать разные чувства, ассоциации и размышления. Музыка воздействует на чувства человека, которые он испытывает на момент прослушивания. Поэтому музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта, возраста человека и от его сиюминутного состояния.
Каждый человек реагирует на музыку, некоторые начинают танцевать, некоторые воображают зрительные образы, некоторые размышляют о вопросах, которые поднимает в нем музыка. Это зависит от общего развития человека.
Некоторым людям с рождения дан музыкальный слух и их уровень музыкального восприятия уже на начальных этапах значительно выше, чем у людей, не обладающих им.
Музыкальный слух так же бывает разным. Среди многочисленных разновидностей музыкального слуха, выделяемых по тем или иным признакам наиболее распространён относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковые и высотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т.д При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком.
Внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений.
Интонационный слух — способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи. Интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.
Гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте.
Ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука в контексте той или иной музыкальной композиции.
Полифонический слух — способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов.
Ритмический слух — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить;
Тембральный слух — способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний;
Фактурный слух — способность воспринимать все тончайшие нюансы фактуры музыкального произведения.
Архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Чаще всего люди музыкальные обладают комплектом всех этих видов слуха, развитых в той или иной степени.
А так же есть достаточно редко встречающийся тип слуха, как абсолютный.
Абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна. Этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются. Для успешной профессиональной (любой музыкальной) деятельности присутствие абсолютного слуха каких-либо существенных преимуществ его обладателям не даёт. По статистике, абсолютным слухом обладает один человек из десяти тысяч, а у профессиональных музыкантов абсолютный слух встречается приблизительно у одного из нескольких десятков.
Одним из видов музыкального слуха является цветной слух. Это одно из самых редких проявлений музыкального слуха.
Рисунок . Человек-синестетик.
Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков или тональностей с определёнными цветами. Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно цветной слух. Образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, довольно неприятное и трудноконтролируемое.
Существуют различные версии возникновения цветного слуха, но сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы» нервной иррадиации2.
Одной из загадочных проблем в изучении сознания является проблема синестезии, и ее частного случая – так называемого «цветного слуха». Феномен синестезии – явление достаточно редкое и до сих пор не поддающееся исчерпывающему объяснению. Остаются открытыми или недоисследованными многие вопросы. С одной стороны, существует ряд фактов, связанных с явлением синестезии, которые носят сенсорный характер, и зафиксированы также области их мозговой локализации (Cytowic, 1995). С другой стороны, в ряде исследований констатируется невозможность, несмотря на все предпринятые попытки, построения универсальных для всех людей синестетических схем по принципу соответствия физических характеристик стимулов (например, соответствия звук–спектр).
В настоящее время мы можем лишь с достаточной степенью уверенности говорить о том, что способность к установлению межмодальных связей присуща опыту каждого человека (начиная с младенческого возраста), но в разной степени проявления. Если истинный синестет видит музыку в цвете, то обычный человек описывает ее с помощью
метафор. Наличие в языке таких метафорических сравнений, как «теплые» и «холодные» цветовые тона, «высокие» и «низкие» звуки, свидетельствует о том, насколько естественно описываются ощущения при помощи характеристик, заимствованных казалось бы из совсем другой модальности.
Как отмечает Б. М. Галеев, пространственно-гравитационное разделение звуков на «тяжелые» и «легкие», «низкие» и «высокие» является довольно устойчивым и общезначимым. Это связано с тем, что в реальном мире «большое» — чаще всего тяжелое, темное, рыхлое и низкое, а «маленькое» – почти всегда легкое, светлое, острое и высокое.
В качестве фактов, также свидетельствующих в эту пользу, С. В. Кравков приводит обыденные примеры того, что в темной комнате ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом, названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия крупных, и т. п. «Между впечатлениями различных видов чувствительности»,– пишет автор,- «нам естественно бывает чувствовать какие-то органические, внутренние связи» [Кравков, 1948, с. 62].3
1.2 Творческая биография музыкантов, обладавших цветным слухом
Нам достоверно известно, что цветным слухом обладали композиторы Н. Римский-Корсаков, Г. Берлиоз, А. Скрябин, Чюрлёнис, Ф. Лист, советский музыковед, академик Б. Асафьев. Интересно, что в определении цвета одних и тех же тональностей могли быть расхождения. Так, например, Римский-Корсаков слышал до мажор белым, а Скрябин — красным; соль мажор — коричневым и золотистым, а Скрябин – оранжевым; ля мажор у Римского – розовый, а у Скрябина – зелёный; фа – диез мажор – серо-зелёный и синий; ре – бемоль мажор – темный, теплый и фиолетовый, а фа – мажор – зелёный и красный. Но в их показаниях есть и схожести, например, Римский — Корсаков говорил, что ми мажор синий, а Скрябин – что голубой; ля – бемоль мажор – серо-фиолетовый, а у Скрябина – пурпурно-фиолетовый. Интересно, что ре мажор они слышали одинаково жёлтым; а, несмотря на то, что показания по тональностям ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор различаются между собой, эти тональности не отличаются друг от друга по цветному колориту у обоих композиторов. Римский – Корсаков – серо-синий, Скрябин — серый, стальной.
Рисунок .Дом, где родился композитор
В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.
Рисунок .Портрет Н. А. Римского-Корсакого
Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.
Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора.
Наиболее же важным для цветомузыки был цветной слух Скрябина, так как он разработал целую цветомузыкальную систему.
А. Н. Скрябин родился 6 января 1872 года в Москве. Его воспитанием занималась тётя, заменившая ему рано умершую мать, отец жил за границей. В двадцать лет Скрябин заканчивает консерваторию и работает, как композитор и пианист. Он пишет исключительно фортепианные произведения.
Рисунок . А. Н. Скрябин
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (до 1955 г. использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис)— литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Детство провёл в Друскениках, где его отец, сын вольного литовского крестьянина, был органистом. Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах (1889—1893. Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт (1894—1899) и обеспечил его стипендией. В 1899, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино.
Музыкальное творчество.
Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» (1900—1901) и «Море» (1903—1907), увертюры «Кястутис» (1902), кантаты для хора и симфонического оркестра «De profundis» (1899), струнного квартета, произведений для хора , а капелла на тексты псалмов. Записал и обработал свыше 60 литовских народных песен. Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).
Изобразительное искусство.
Рисунок . Соната лета. Скерцо
| Рисунок . Соната весны. Финал
| Рисунок . Чюрленис. Сказка королей |
Многие произведения утрачены, иные находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса.
Гектор Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений. В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).
Рисунок . Рукопись первой страницы Фантастической симфонии
Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878). Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне — австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.
Рисунок . Ф.Лист.
В этот период Лист начал сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera в 1825 году.
В свете Лист появился только в 1830 году. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникла идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертировал. Образовался круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»),Паганини (приехавший в Париж в 1831 году). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довёл до столь высокой степени.
На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен, который, согласно распространённому мнению, к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 года и видя в нём только виртуоза, однако, как художник-исполнитель Лист был высоко ценим Шопеном, общавшимся с ним в Париже. В письме 1833 года Шопен написал: «Я хотел бы похитить у него манеру исполнения моих собственных этюдов».
Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.
Около 1835 года вышли статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда позже не оставлял.
Рисунок . Ф.Лист музицирует в доме Вагнера Рисунок . Френц Лист. 1847 г
С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).
Главный итог веймарского периода — напряжённая композиторская работа Листа. Он привёл в порядок свои наброски, закончил и переработал множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появились фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.
В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.
Рисунок . Ф.Лист 1847 г.
Рисунок . Мавзолей Ф.Листа в Байройте
Выводы
Цветной слух или синопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Феномен синестезии – явление достаточно редкое и до сих пор не поддающееся исчерпывающему объяснению. Остаются открытыми или недоисследованными многие вопросы. Синестетиками в музыке были, например, Скрябин и Римский-Корсаков, Чюрлёнис, Берлиоз. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета.
В литературе описаны яркие проявления «цветного слуха», например у композитора А. Н. Скрябина, на творчество которого они наложили определенный отпечаток. Недаром именно его сочинения охотно используют для создания «цветовой музыки», в которой звучание музыкального произведения сопровождается на экране сменой цветов и форм, усиливающей воздействие музыки на слушателя.
Нам достоверно известно, что цветным слухом обладали композиторы Н. Римский-Корсаков, Г. Берлиоз, А. Скрябин, Чюрлёнис, Ф. Лист, советский музыковед, академик Б. Асафьев. Так, например, Римский-Корсаков слышал до мажор белым, а Скрябин — красным; соль мажор — коричневым и золотистым, а Скрябин – оранжевым; ля мажор у Римского – розовый, а у Скрябина – зелёный; фа – диез мажор – серо-зелёный и синий; ре – бемоль мажор – темный, теплый и фиолетовый, а фа – мажор – зелёный и красный.
Такие феноменальные способности привносят в жизнь больше проблем и дискомфорта, чем радости. Поэтому синестеты часто скрывают свои истинные чувства. Возможно, в современном креативном, пост информационном обществе для них найдется более достойное место.
Глава 2. Исследование существования цветного слуха
2.1. Организация и методы исследования феномена цветного слуха
В данной работе были поставлены следующие задачи исследования:
Определить, имеют ли люди цветной слух сейчас.
Создать презентацию «Цветной слух в музыке».
Провести классный час на тему «Феномен цветного слуха в музыке.
Исследование проводится на базе школы “Росинка”, участниками которого являются учащиеся 5-7 классов и сотрудники школы «Росинка»
Для проведения исследования выбраны определенные методы и методики:
Анализ и сравнение выводов теоретического исследования.
Обобщение результатов исследования.
Моделирование: создание презентации, проведение классного часа.
Определена последовательность действий:
Планирование эксперимента
Проведение эксперимента
Анализ эксперимента
Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования)
Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы), создание презентации.
Написание окончательных выводов
2.2 Описание и анализ результатов исследования
В процессе исследования был проведён эксперимент с целью выяснения, обладают ли участники эксперимента цветным слухом. В эксперименте принимали участия учащиеся 6 класса ЧУ ОО СОШ «Росинка».
Последовательность действий в ходе исследования:
Участникам предлагалось прослушать 3 мелодии:
«Осень» Н.Чюрлёниса;
«Прометей» А. Скрябина;
«Сюита из « Шахерезады» Н.А.Римского-Корсакова;
В ходе прослушивания ученики зарисовывали свои ассоциации. Им важно было зарисовать музыку в цветах, которые они слышат.
Применялось следующее оборудование:
1. Компьютер с колонками
2. Подборка музыки: Н.Чюрлёнис «Осень», А. Скрябин «Прометей» , Н.А Римский-Корсаков, сюита «Шахерезада»;
3. Бумага и цветные карандаши
4. Фотоаппарат
Ход эксперимента:
Приветствие
Объяснение цели и хода эксперимента
Выдача необходимых материалов
Прослушивание первой мелодии и создание участниками рисунка того что они представляют – 10-15 минут на одну мелодию
Прослушивание второй мелодии и создание участниками рисунка того что они представляют – 10-15 минут на одну мелодию
Прослушивание третьей мелодии и создание участниками рисунка того что они представляют – 10-15 минут на одну мелодию
Объявление благодарности участникам
Обобщение и описание результатов эксперимента в главе 2.2
Написание выводов
Эксперимент показал следующее:
Каждый человек по-разному воспринимает музыку.
Не смотря на настроение музыки, каждый человек представляет себе разные видимые образы.
У одного из участников есть признаки цветного слуха.
2.3. Описание и анализ результатов исследования
Для сбора дополнительной информации по теме исследования было подготовлено и проведено анкетирование. Анкета состоит из 7 вопросов. При ответах на вопросы респонденты использовали слова «да», «нет» или «не знаю». Всего в анкетировании участвовали 9 учащихся 5-9 классов и 3 педагога школы.
В результате исследования были получены следующие данные:
Вы что-нибудь слышали о цветном слухе?
Диаграмма 1. Ответ на вопрос №1
Цветной слух – это реальность или миф?
а) РЕАЛЬНОСТЬ-50% б) МИФ-40% в) НЕ ЗНАЮ-10%
Цветной слух у человека – явление довольно редкое или распространённое?
а) РЕДКОЕ-80% б) РАСПРОСТРАНЁННОЕ-10% в) НЕ ЗНАЮ-10%
Знаете ли вы, что многие композиторы обладали цветным слухом?
а) ДА-50% б) НЕТ-10% в) НЕ ЗНАЮ40%
Помогает ли наличие цветного слуха в написание музыкальных произведений?
а) ДА-20% б) НЕТ-30% в) НЕ ЗНАЮ-50%
Существует ли связь между музыкальным звуком и цветом?
а) ДА-10% б) НЕТ-10% в) НЕ ЗНАЮ-80%
Обладаете ли вы цветным слухом?
Диаграмма 2. Ответ на вопрос №7
Вы ученик школы или учитель?
а) УЧЕНИК-9 чел б) УЧИТЕЛЬ-3 чел
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: большинство учащихся не знают о существовании у человека цветного слуха. Так же, им ничего не известно о применении этого феномена в музыке.
Гипотеза исследования подтвердила, что синестезии (цветной слух) – явление достаточно редкое и до сих пор не поддающееся исчерпывающему объяснению. Остаются открытыми или недоисследованными многие вопросы.
Заключение
Цветной слух или фонопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Синестетиками в музыке были Н.А.Римский-Корсаков, А.Бородин, А.Скрябин, М.Чюрлёнис. Музыка, цвет, свет и форма дополняют и помогают более полному и целостному восприятию друг друга.
Этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются.
Музыка является одним из самых абстрактных видов искусства и обладает свойством у разных людей вызывать разные чувства, ассоциации и размышления. Музыка воздействует на чувства человека, которые он испытывает на момент прослушивания. Поэтому музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта, возраста человека и от его сиюминутного состояния.
Каждый человек реагирует на музыку, некоторые начинают танцевать, некоторые воображают зрительные образы, некоторые размышляют о вопросах, которые поднимает в нем музыка. Это зависит от общего развития человека. Некоторым людям с рождения дан музыкальный слух и их уровень музыкального восприятия уже на начальных этапах значительно выше, чем у людей, не обладающих им.
Все это говорит о том, что не только обладающие цветным слухом люди могут представлять музыку в цвете, и поэтому, может быть, цветомузыка еще скажет свое слово в будущем!
Список источников информации
Афанасьев, В. В. Свето-звуковой музыкальный строй. М.; «Музыка», 2002,112с.
Бычков, В.В. Музыка и цвет. М.; Аст-пресс, 2000-176с
Википедия свободная энциклопедия, https://www.domsovetof.ru/
Галеев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.; Знание, 1982.
Галеев, Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве. С-Петербург, Государственный Эрмитаж, 1997, с. 75-77.
Музыкальное искусство, musical-art.ucoz.ru/publ/26-1-0-27
Райгородский, Б.Д. Что может музыка? https://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html
Смирнова, Т.И. Воспитание искусством. М.; Аст-пресс, 2001 – 361с
Иллюстрации:
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fi70.beon.ru%2F36%2F76%2F577636%2F7%2F100156907%2Fkrg_r3.jpeg&uinfo=sw-1680-sh-1050-ww-1659-wh-917-pd-1-wp-16x10_1680x1050&_=1427262166386&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B5&noreask=1&pos=42&rpt=simage&lr=21653&pin=1
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85%20%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD&img_url=http%3A%2F%2Fruspiano.de%2Fimages%2Fskrjabin.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=21653&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1680-sh-1050-ww-1659-wh-917-pd-1-wp-16x10_1680x1050-lt-90
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.interfax.by%2Ffiles%2F2011-06%2F20110617-190422-281.jpg&uinfo=sw-1680-sh-1050-ww-1659-wh-917-pd-1-wp-16x10_1680x1050&_=1427264733080&suggest_reqid=76672418142718731843407581015240&p=2&viewport=wide&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85&pos=83&rpt=simage
Приложение 1
Анкета
Дорогие ребята! Просим вас принять участие в анкетирование на тему «Музыка и здоровье». Ваше участие очень важно для нас.
Прочтите, пожалуйста, вопрос, и все варианты ответов на него. Обведите букву того ответа, который совпадает с вашим мнением. Качество нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно вы ответите на все мои вопросы.
Просим вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно, тем более, что это не займёт у вас много времени.
Благодарю за участие в анкетировании.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Вы что-нибудь слышали о цветном слухе?
ДА
НЕТ
Цветной слух – это реальность или миф?
ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ
Цветной слух у человека– явление довольно редкое или распространённое?
РЕДКОЕ
РАСПРОСТРАНЁННОЕ
НЕ ЗНАЮ
Знаете ли вы, что многие композиторы обладали цветным слухом?
ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ
Помогает ли наличие цветного слуха в написание музыкальных произведений?
ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ
Существует ли связь между музыкальным звуком и цветом?
ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ
Обладаете ли вы цветным слухом?
ДА
НЕТ
НЕ ЗНАЮ
Вы ученик школы или учитель?
УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ
1 Синестезия — (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
2 Иррадиация (лат. irradiare — освещаю лучами, сияю) — это процесс распространения процессов возбуждения или торможения в кору больших полушарий головного мозга.
3Цветной слух- реальность или миф.PsyJournal.ru [Электронный ресурс ] Адрес: https://psyjournals.ru/exp/2012/n3/53991.shtml
Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.: Изд. АН СССР, 1948.
Москва
2015