МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сценарий внеклассного мероприятия по музыке
для учащихся 5-11 классов
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Подготовила учитель музыки,
ИЗО, МХК, ОПК
первой категории
Федосеева Ирина Владимировна
Создать атмосферу творчества, способствующей развитию творческих функций личности учащихся.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с салонной формой организации досуга, творческого общения.
2.Познакомить с творчеством одаренных детей.
3.Приобщить к сокровищам мировой художественной культуры.
4.Вдохновить учащихся на активизацию своего творческого потенциала.
5.Пополнить культурологические знания учащихся.
Оборудование:
кресла, стулья для посетителей салона;
подсвечники со свечами;
фортепиано;
игровой стол в центре гостиной; три столики для организации творческой деятельности;
алгоритмы для составления верлибра, видеомы, модели музыкального произведения, каталог моделей музыкальный произведений, фонотека музыкальных произведений, указанных в каталоге (см. Приложения);
поэтические карты;
ксерокопия репродукций картин, разрезанных для мозаики
три портрета великих композиторов, пронумерованные соответственно;
комплекты карточек с цифрами от 1 до 3 (количество комплектов зависит от количества учащихся- представителей группы любителей музыки).
Музыкальный материал:
J. Last. “Одинокий пастух»;
П. Чайковский. «Вальс цветов»;
Л. Бетховен. «Симфония №5», «Соната №14 «Лунная»»;
А. Варламов. «На заре ты её не буди»
Предварительная подготовка:
— разделение учащихся на творческие группы любителей литературы, живописи, музыки, учитывая индивидуальные склонности учащихся;
— подготовка концертных номеров;
— сбор материала для создания видеомы.
Звучит музыка. J. Last. “Одинокий пастух»;
В е д у щ а я. Я рада приветствовать в нашем изысканном художественном салоне элиту светского общества. Я думаю, мне удастся сегодня заразить вас духом игры, азартом развлечений, присущих любому светскому салону.
Итак, друзья, мы создали с вами атмосферу для творчества, самореализации, самовыражения, в процессе творческой деятельности, создадим условия, чтобы заявить о себе, самовыразиться.
Это первая наша встреча, но не последняя.
Для чего вы сюда пришли?(вопрос к приглашенным).
В е д у щ а я. Я думаю, мне удастся удовлетворить ваши желания, запросы. Действительно, чтобы состояться в своих притязаниях, заявить о себе, в любом салоне было много игр, мероприятий. В нашем салоне будет также множество подобных развлечений.
А тема нашей встречи – осень, любовь. Все здесь сегодня будет овеяно этим прекрасным временем года и этим чувством.
Ну что ж, начнем. В е д у щ а я. Зажигает свечи. Звучит музыка J. Last. “Одинокий пастух».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Не правда ли, чудесные стихи. Я думаю, понятно, что сейчас речь пойдет о тех, кто пленился искусством слова. Прошу вас, молодые лирики, проходите к нашему игровому столу.
Группа юных любителей поэзии подходит к игровому столу.
В е д у щ а я. А из самых занимательных игр салона была – раскладывание пасьянса. Вот и сегодня у нас будет игра в карты. Но в необычные карты, а поэтические, В игре участвуют 30 карт. 15 карт – перед игроками, в них 15 окончаний стихов А.С. Пушкина. Столько же карт у меня, с их началом. Я начинаю любое стихотворение по собственному выбору, а вам, играющие, необходимо найти среди разложенных карт и продекламировать его окончание. Кто справляется раньше и зачитывает стихотворение, тот оставляет карту себе, получая, таким образом, один балл. Именно так, по итогам игры, мы сможем выбрать 2-3 победителей, набравших наибольшее количество баллов.
Идет игра
В е д у щ а я. Ну что ж, выявились молодые дарования, которые лучше других справились с заданием. Я прошу их присесть за столик, предназначенный для следующей творческой работы. А остальных любителей литературы я прошу присесть.
Итак, сегодня молодым поэтам и поэтессам предстоит создать верлибр, белый стих, на тему осени, любви, пользуясь алгоритмом составления верлибра и опорной лексикой.
Группа «поэтов» начинает творческую работу.
В е д у щ а я. А сейчас я хочу для вас исполнить песню из к/ф «Ирония судьбы, или с легким паром» « У природы нет плохой погоды».
Исполняется песня.
В е д у щ а я. Спасибо. Теперь я предлагаю провести конкурс для тех, кто отдает предпочтение живописи: Итак, прошу вас, пройдите за игровой стол.
К столу выходит группа учащихся, любителей изобразительного искусства.
В е д у щ а я. Перед вами репродукции картин, разрезанные на части. Нужно собрать мозаику 3-х картин и молча, не говоря вслух, записать на своем листе бумаги название картины и автора.
Группа учащихся работает над мозаикой.
В е д у щ а я. Ну что ж, я собираю листы с вариантами ваших ответов и могу сказать, что правы были те, кто назвал «Алёнушка» Васнецова, «Богатыри» Васнецова, «Святой Георгий» Рафаэля Санти.
Теперь у нас выявились лучшие и в этой категории. Прошу вас занять свои места за столиком, а оставшиеся пройдите на любимое место в нашей гостиной.
2-3 лидера художественной группы проходят к творческому месту.
В е д у щ а я. Но прежде чем дать задание юным художникам, хочу узнать, готовы ли юные поэты озвучить свое сочинение, свой верлибр.
Представитель творческой группы поэтов читает свое стихотворение на тему осени, любви.
В е д у щ а я. Что ж, по- моему, прекрасно написано, вы заслуживаете аплодисментов.
А вас, представители содружества любителей живописи, я прошу, подхватив настроение, чувство, тон прозвучавшего верлибра, создать зрительный образ — видеому на ту же тему. Все материалы, необходимые для творчества, перед вами. Проявите находчивость, Возможно, у кого-то среди присутствующих нашей гостиной вы обнаружите недостающий элемент для вашей видеомы.
А пока для нас поют мадемуазель Оксана и мадемуазель Елена.
Звучит романс А. Варламова «На заре ты ее не буди…» в исполнении учащихся.
В е д у щ а я. Спасибо юным певицам. А за игровой стол я приглашаю представителей творческой музыкальной интеллигенции.
Учащиеся садятся за игровой стол.
В е д у щ а я. Перед вами на доске 3 портрета великих композиторов, обозначенных номерами по порядку. Надеюсь, истинным ценителям высокого искусства не составит труда узнать их произведения. Сейчас прозвучат 3 музыкальных фрагмента. А вам нужно определить по стилю, кому они принадлежат и, сопоставив с номерами на портрете, поднять карточку с соответствующей цифрой.
Звучат фрагменты. Участники играют. За каждый правильный ответ получают 1 балл.
В е д у щ а я. Что ж, теперь и в группе музыкантов выявились победители (2-3 человека). Всем спасибо, а вас, самые знающие, прошу пройти за столик для дальнейшей творческой работы.
Но прежде мне бы хотелось послушать защиту своей видеомы на тему осени, любви уже завершающих свою работу художников.
Представитель творческой группы художников демонстрирует и комментирует составленную видеому.
В е д у щ а я. Да, совершенно изумительное дополнение к верлибру наших поэтов. Видеома просто великолепна, а работа заслуживает всеобщей похвалы. Аплодисменты.
Теперь последнее задание нашего салона. Задание юных ценителей музыки. Вы все прекрасно владеете средствами музыкальной выразительности, а также умеете составлять модели музыкальных произведений. Вам предстоит, пользуясь каталогом моделей музыкальных произведений подобрать музыку, которая бы отразила и подчеркнула тему сегодняшней встречи. Выберите это произведение в каталоге, а затем найдите соответствующее на аудиокассетах.
А пока юные дарования работают, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение А. Вивальди «Осень».
В е д у щ а я. Мне кажется, у музыкантов было достаточно времени подготовиться , и сейчас мы услышим чарующие звуки музыки.
Представитель творческой группы музыкальной интеллигенции комментирует выбранное произведение и ставит соответствующее для прослушивания.
Звучит музыка. На ее фоне мы вновь обращаемся к верлибру и видеоме, синтезируя, таким образом, всю деятельность салона.
В е д у щ а я. Что ж, на мой взгляд, наша встреча удалась. Мы наполнили ее чарующими звуками музыки, слова, яркостью творческих проявлений. Каждый попробовал себя в той или иной роли, прикоснулся к волшебному миру искусства. Ведь «жизнь самая большая ценность, какой обладает человек Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом, со многими залами… то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал» – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми приглашенными на торжество» (Лихачев Д.С.) И сегодня на нашем торжестве, торжестве искусства, каждый, я думаю, сумел почувствовать магическую силу искусства, узнать много нового в его мире и, наконец, просто пообщаться и интересно провести время.
Список использованной литературы
1. Веселые уроки музыки в школе и дома. З.Н. Бугаева.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
2. Изобразительное искусство в школе: предметная неделя в школе/ сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Развитие музыкальных способностей. М.А. Михайлова. — Ярославль: Академия развития, 1997г.
5. Развитие творческой одаренности детей, Нурахунова А.А., Рауан, 1997
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://classic-online.ru/ru/composer/Grieg/52
10