Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 591
Невского района Санкт-Петербурга
Публицистическая статья
Музыкальное искусство – средство воспитания детей.
подготовила
учитель музыки
Гаврилова Виктория Викторовна.
Санкт – Петербург
2011
«Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества»
Д.Б.Кабалевский.
Музыкальное искусство – средство воспитания детей.
В процессе воспитания детей искусству принадлежит ответственная роль. Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания произведений оно может вызывать различные чувства, чаще добрые. Музыка делает человека выше, чище, лучше, так в подавляющем большинстве она предполагает положительного, героя, возвышенные эмоции.
Д.Д. Шостакович отмечал: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем — нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезли потому, что люди хранят в своей памяти только лучшее». Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве.
Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать музыкальное искусство, любовь к нему, сохраняется на всю жизнь. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыки, если в звуках ребёнок почувствует многообразные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальные мелодии открывают перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство.
Музыка могучее средство эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания. Именно от формирования слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством, либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.
Что значит слушать музыку? Это значит: слышать, внимать, открывать, переживать, следовать, следить, замечать, познавать, различать, изменять, изменяться, оценивать.
Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мыщлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.
Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки. Музыка – это, прежде всего язык чувств. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. И если словом ограничивается проникновение учителя в сокровенные уголки души детей, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение — музыка, воспитание не может быть полноценным. Целенаправленное и систематическое музыкальное воспитание осуществляется в школе на уроках музыки.
Музыкальное воспитание можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Главная идея преподавания музыки в школе – «Воспитание не музыканта, а человека». Одна из форм музыкальной деятельности – слушание музыки. Очень важно, что бы процесс восприятия был активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувства и завораживает волю». Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение.
Музыка оказывает большое влияние на духовный мир человека. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к тому пониманию искусства, о котором хорошо сказал Н.В.Гоголь: « О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!».
Список использованной литературы
«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко. Москва. Просвещение 1990г.
«Музыка в школе» методический журнал министерства просвещения РСФСР издательство Просвещение Москва выпуск №2 1996г.
Учебное пособие «Музыка в школе» министерство Просвещения Владимирский Государственный педагогический институт им. Лебедева – Полянского г. Владимир 1996г.