Открытый урок по предмету музыка «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» 5 Класс

9


Открытый урок по предмету музыка.

Учитель 1 категории Люльченко Ольга Геннадьевна.

Класс: 5 класс

Предмет: музыка.

Теме урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала

Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского — Корсакова «Садко».

закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;

проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;

Развивающая:

развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

развивать самостоятельное творческое мышление;

формировать художественно – эстетический вкус;

активизировать фантазию и воображение.

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитательная:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,

развивать интерес к вокальному искусству.

пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари, раздаточный материал со словами песен «Высота, высота, поднебесная «, «Колыбельная Волховы», таблицы для характеристики главных героев оперы, отрывки либретто оперы.

Методы обучения:

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса;

  • Метод ретроспективы (повторение знаний);

  • Метод проблемной ситуации;

  • Метод размышления и обобщения музыки.



Ход урока

1 этап. Организационный момент. Распевание. Вокальная работа (5-6мин.).


Музыкальное приветствие


У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.


1 упр. «Ладошки»

2 упр. «Обними плечи»

3 упр. « Подули на свечку»

4 упр. « Завывание ветра» с показом рукой.

Скороговорка – двое не один, в обиду не дадим.

«Эхо»:

https://sibac.info/images/statyi/2012_02_15_Philology/6.jpg


«Звуки музыки» — исполнение.

Исполнение песни «Дружба».

Вы замечательно пропели песню, весело и с огоньком и я думаю, что и весь наш урок пройдет в таком же активном темпе, весело и дружно.

2. Этап актуализации знаний . (5 – 6 мин.)

Тема нашего урока – путешествие в музыкальный театр.

-Кто из вас бывал в театре?

— Какие видели спектакли?

Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль.

— Назовите такие спектакли?

Сегодняшний наш спектакль связан с вокальными жанрами, какие вокальные жанры вы знаете?

(Игра «Данетка»).

Вокализ – да

Соната – нет

Романс – да

Этюд – нет

Ноктюрн – нет

Серенада – да

Баркарола – да

Танец – нет

Песня – да

Прелюдия — нет


У вас на партах лежит кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, о каком спектакле пойдет речь. (Решают кроссворд)

Ответы учащихся. Самостоятельно определяют тему урока, проверяют свой кроссворд, оценивание работы группы. Определение темы урока.

3. Этап усвоения новых знаний. (6 мин.)

Слайд 1. – Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Это вокальная и инструментальная музыка, это поэзия, литература, это драматическое искусство и живопись.

— Помогите мне назвать участников оперного спектакля.

Артисты, композитор, дирижер и т.д.

Беседа о декорациях и костюмах в спектакле.

— главная роль в создании оперы принадлежит композитору, на нашем уроке мы познакомимся с оперой великого сказочника. Кто же он этот великий сказочник? Пусть это пока останется для вас тайной. А пока я вас всех приглашаю в театр.

Перед вами на партах лежат программки и листы опроса, с ними мы будем работать во время урока.

— Итак… гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

— С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом…Аня

(Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» — открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)

— В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.

Что такое ария и какую роль она играет в опере расскажет нам…Настя

(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. )

— Какую роль играет в опере хор?…..Дима

(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)


Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива, мы убедимся с вами в этом сегодня на уроке.

Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные. С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся. Это опера-былина «Садко». Я просила вас прочитать дома былину о садко.

— Чем прославился этот Новгородский музыкант?

— На каком инструменте он играл?

-Молодцы, вы знаете былину, а теперь вернемся к нашему таинственному незнакомцу, именно он увековечил Садко в своей опере.

— Догадайтесь, о ком идет речь?

— Написал 15 опер, 8 из них на сказочный сюжет.

— Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась.

— Узнали, кто этот таинственный незнакомец? Н.А Римский-Корсаков.

Слайд 2. (фотография Р.-К.)

— Назовите произведения Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада». Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».

Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера.

У меня в руках специальная книга, она довольно внушительна.

— Что же на ней написано? Либретто. Это и есть литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к своим операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.

— либретто переводится как «маленькая книжечка», хотя и выглядит она довольно серьезно.

— как вы думаете, легко ли было композитору сочинить оперу?

4 этап. Работа в группах

Давайте попробуем себя в роли композитора. (12-14 мин.).

— Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко», ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и придумать музыку к предложенному отрывку.

Все, что вам может понадобиться находится у вас на столах. Если возникнут трудности, обратитесь к справочным листам. Я думаю, у вас все получится!

1 группа.

Увертюра

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. 



2 группа.

4 картина.

Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.


САДКО и дружина.

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота — океан-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты днепровские.

Народ.

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота — океан-море.


3 группа.

Картина 7

Зеленый лужок и край Ильмень-озера. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит Волхова — царевна морская. Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». Она должна исчезнуть, покинуть человеческий образ. Ей суждено превратиться в реку Волхов, и в образе реки она будет рядом с Садко навсегда. «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

 

Разбор самостоятельной работы и слушание отрывков из оперы.

Слайд 3, слайд 4, слайд 5.

— На какие слова в тексте вы обратили внимание при выборе средств музыкальной выразительности?

— Как вы считаете, легко ли быть композитором?

Оценивание самостоятельной работы учащихся.

-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, я в вас не сомневалась.

— а как называется перерыв в опере? (Антракт.)

5 Этап. Физкультминутка.

Физкультминутка для тинейджеров
(читается в стиле “Рэп”)






А слабо пальцами

Одной руки

Достать ботинок
Другой ноги.

Ноги — пружины, 
В теле — благодать,
Еще бы неплохо
Присесть и встать.

В конце потянись,
Сон развей,
И до конца урока
Будет все о, кей![
2]



Мысленно противнику
Удар нанеси,
 
Выплесни энергию,
Себя спаси.



Ну-ка, школьник, 
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.

Шею потянуть, 
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.

Руки в стороны
Разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.

В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
 
Почувствуй кайф.



6. Этап закрепления знаний (5-6 мин.).

Отдохнули, а теперь возвращаемся к нашему уроку.

У вас на партах лежат программки к оперному спектаклю, давайте их рассмотрим.

На первой странице фотографии какого-то здания, что это за здание?

— Кто из вас бывал в Саратовском театре оперы и балета? Какой спектакль смотрели?

Обратите внимание, что 24 ноября в театре состоится премьера оперы Садко и у вас будет возможность увидеть и услышать этот замечательный спектакль.

Откройте ваши программки.

В ней вы найдете проверочные задания по теме сегодняшнего урока. Вам нужно ответить на вопросы, я думаю, это будет не сложно.

Самостоятельная работа учащихся по проверки усвоения нового материала. (3 мин.)


— А теперь передайте ваши программки другой группе для проверки. Если все ответы верные, закрасьте нотку красным цветом, если есть ошибки – зеленым, если ответы не верны – синим.

Работа по самостоятельному оцениванию ответов. Объявление результатов.

— Обратимся опять к либретто оперы.

Садко собирает дружину в плавание во славу города Новгорода, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать ему про дальние страны, чтобы знать куда путь держать.

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

7 этап. Вокальная работа.

Садко с дружиной отправляется в плавание, а нам остается только напомнить ему. Что океан может быть не только прекрасен, но и …. Опасен!!

(Исполняется песня «Волна»)

8 этап. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)

Оценивание работы групп.

Покажите, какие нотки вы набрали, каких больше?

Если больше красных смело ставьте себе за урок 8 баллов.

Если преобладают желтые, то ваша оценка – …..

Ну а если вы набрали большинство синих ноток, то сегодня вы были не в ударе и ваша оценка только — …

— Каково ваше мнение об уроке?

— Что вы узнали нового?

— в чем испытывали трудности?

— Ребята, вам понравился спектакль?

— Тогда я хочу вам напомнить, что 24 ноября в Саратовском театре оперы и балета состоится премьера оперы-былины «Садко». Начало спектакля в 18.00, и вы можете со своими близкими посетить этот спектакль. Цена билетов: 100-250 рублей.


Д/З: 1 группа: Нарисовать афишу оперы «Садко»

2 группа: Нарисовать наиболее запомнившегося героя оперы.


Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А артистам, в благодарность,

Дарим мы… аплодисменты!


Подарим друг другу аплодисменты!

Урок окончен, до свидания.




Свежие документы:  Классный час "Таких не берут в космонавты" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: