9
Открытый урок по предмету музыка.
Учитель 1 категории Люльченко Ольга Геннадьевна.
Класс: 5 класс
Предмет: музыка.
Теме урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского — Корсакова «Садко».
закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;
проанализировать музыкальное произведение, используя полученные ранее знания;
Развивающая:
развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
развивать самостоятельное творческое мышление;
формировать художественно – эстетический вкус;
активизировать фантазию и воображение.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
развивать интерес к вокальному искусству.
пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари, раздаточный материал со словами песен «Высота, высота, поднебесная «, «Колыбельная Волховы», таблицы для характеристики главных героев оперы, отрывки либретто оперы.
Методы обучения:
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Распевание. Вокальная работа (5-6мин.).
Музыкальное приветствие
У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
2 упр. «Обними плечи»
3 упр. « Подули на свечку»
4 упр. « Завывание ветра» с показом рукой.
Скороговорка – двое не один, в обиду не дадим.
«Эхо»:
«Звуки музыки» — исполнение.
Исполнение песни «Дружба».
Вы замечательно пропели песню, весело и с огоньком и я думаю, что и весь наш урок пройдет в таком же активном темпе, весело и дружно.
2. Этап актуализации знаний . (5 – 6 мин.)
Тема нашего урока – путешествие в музыкальный театр.
-Кто из вас бывал в театре?
— Какие видели спектакли?
Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль.
— Назовите такие спектакли?
Сегодняшний наш спектакль связан с вокальными жанрами, какие вокальные жанры вы знаете?
(Игра «Данетка»).
Вокализ – да
Соната – нет
Романс – да
Этюд – нет
Ноктюрн – нет
Серенада – да
Баркарола – да
Танец – нет
Песня – да
Прелюдия — нет
У вас на партах лежит кроссворд, правильно разгадав его, вы узнаете, о каком спектакле пойдет речь. (Решают кроссворд)
Ответы учащихся. Самостоятельно определяют тему урока, проверяют свой кроссворд, оценивание работы группы. Определение темы урока.
3. Этап усвоения новых знаний. (6 мин.)
Слайд 1. – Опера! Мой любимый театрально-музыкальный жанр. Я люблю ее за то, что в опере слиты воедино несколько видов искусства. Это вокальная и инструментальная музыка, это поэзия, литература, это драматическое искусство и живопись.
— Помогите мне назвать участников оперного спектакля.
Артисты, композитор, дирижер и т.д.
Беседа о декорациях и костюмах в спектакле.
— главная роль в создании оперы принадлежит композитору, на нашем уроке мы познакомимся с оперой великого сказочника. Кто же он этот великий сказочник? Пусть это пока останется для вас тайной. А пока я вас всех приглашаю в театр.
Перед вами на партах лежат программки и листы опроса, с ними мы будем работать во время урока.
— Итак… гаснут люстры, звучат аплодисменты нетерпеливых зрителей, последние звуки настраивающихся инструментов. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
— С чего же начинается оперный спектакль? Расскажет нам об этом…Аня
(Опера начинается с увертюры. Увертюра-это оркестровое вступление к опере. В переводе от французского слова «ouverture» — открывать. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.)
— В опере много музыкальных номеров, самые значительные это арии и хоры.
Что такое ария и какую роль она играет в опере расскажет нам…Настя
(Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. )
— Какую роль играет в опере хор?…..Дима
(Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».)
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива, мы убедимся с вами в этом сегодня на уроке.
Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные. С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся. Это опера-былина «Садко». Я просила вас прочитать дома былину о садко.
— Чем прославился этот Новгородский музыкант?
— На каком инструменте он играл?
-Молодцы, вы знаете былину, а теперь вернемся к нашему таинственному незнакомцу, именно он увековечил Садко в своей опере.
— Догадайтесь, о ком идет речь?
— Написал 15 опер, 8 из них на сказочный сюжет.
— Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась.
— Узнали, кто этот таинственный незнакомец? Н.А Римский-Корсаков.
Слайд 2. (фотография Р.-К.)
— Назовите произведения Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада». Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».
Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера.
У меня в руках специальная книга, она довольно внушительна.
— Что же на ней написано? Либретто. Это и есть литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к своим операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.
— либретто переводится как «маленькая книжечка», хотя и выглядит она довольно серьезно.
— как вы думаете, легко ли было композитору сочинить оперу?
4 этап. Работа в группах
— Давайте попробуем себя в роли композитора. (12-14 мин.).
— Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко», ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и придумать музыку к предложенному отрывку.
Все, что вам может понадобиться находится у вас на столах. Если возникнут трудности, обратитесь к справочным листам. Я думаю, у вас все получится!
1 группа.
Увертюра
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа.
2 группа.
4 картина.
Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.
САДКО и дружина.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота — океан-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские.
Народ.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота — океан-море.
3 группа.
Картина 7
Зеленый лужок и край Ильмень-озера. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Склонясь над ним, стоит Волхова — царевна морская. Волхова поет Садко колыбельную песню («Сон по бережку ходил»). Она прощается с Садко: «А я, царевна Волхова, подруга вещая твоя, туманом легким растекусь и быстрой речкой обернусь». Она должна исчезнуть, покинуть человеческий образ. Ей суждено превратиться в реку Волхов, и в образе реки она будет рядом с Садко навсегда. «Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.
Разбор самостоятельной работы и слушание отрывков из оперы.
Слайд 3, слайд 4, слайд 5.
— На какие слова в тексте вы обратили внимание при выборе средств музыкальной выразительности?
— Как вы считаете, легко ли быть композитором?
Оценивание самостоятельной работы учащихся.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, я в вас не сомневалась.
— а как называется перерыв в опере? (Антракт.)
5 Этап. Физкультминутка.
Мысленно противнику |
Ну-ка, школьник,
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.
Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.
Руки в стороны
Разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.
В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй кайф.
6. Этап закрепления знаний (5-6 мин.).
Отдохнули, а теперь возвращаемся к нашему уроку.
У вас на партах лежат программки к оперному спектаклю, давайте их рассмотрим.
На первой странице фотографии какого-то здания, что это за здание?
— Кто из вас бывал в Саратовском театре оперы и балета? Какой спектакль смотрели?
Обратите внимание, что 24 ноября в театре состоится премьера оперы Садко и у вас будет возможность увидеть и услышать этот замечательный спектакль.
Откройте ваши программки.
В ней вы найдете проверочные задания по теме сегодняшнего урока. Вам нужно ответить на вопросы, я думаю, это будет не сложно.
Самостоятельная работа учащихся по проверки усвоения нового материала. (3 мин.)
— А теперь передайте ваши программки другой группе для проверки. Если все ответы верные, закрасьте нотку красным цветом, если есть ошибки – зеленым, если ответы не верны – синим.
Работа по самостоятельному оцениванию ответов. Объявление результатов.
— Обратимся опять к либретто оперы.
Садко собирает дружину в плавание во славу города Новгорода, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать ему про дальние страны, чтобы знать куда путь держать.
Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
7 этап. Вокальная работа.
Садко с дружиной отправляется в плавание, а нам остается только напомнить ему. Что океан может быть не только прекрасен, но и …. Опасен!!
(Исполняется песня «Волна»)
8 этап. Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)
Оценивание работы групп.
Покажите, какие нотки вы набрали, каких больше?
Если больше красных смело ставьте себе за урок 8 баллов.
Если преобладают желтые, то ваша оценка – …..
Ну а если вы набрали большинство синих ноток, то сегодня вы были не в ударе и ваша оценка только — …
— Каково ваше мнение об уроке?
— Что вы узнали нового?
— в чем испытывали трудности?
— Ребята, вам понравился спектакль?
— Тогда я хочу вам напомнить, что 24 ноября в Саратовском театре оперы и балета состоится премьера оперы-былины «Садко». Начало спектакля в 18.00, и вы можете со своими близкими посетить этот спектакль. Цена билетов: 100-250 рублей.
Д/З: 1 группа: Нарисовать афишу оперы «Садко»
2 группа: Нарисовать наиболее запомнившегося героя оперы.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А артистам, в благодарность,
Дарим мы… аплодисменты!
Подарим друг другу аплодисменты!
Урок окончен, до свидания.