План-конспект урока музыки «Зимняя сказка» 3 класс

План-конспект урока музыки.

Учитель: Алексеенкова Ольга Викторовна

Дата: 08.12.2013.

Класс: 3 В

Тема: зимняя сказка.

Цель: познакомить учащихся с различным воплощением образов зимы.


Задачи:

  • развивать музыкальный слух в процессе игровой деятельности;

  • углублять знания о танцах вальс и полька;

  • продолжать формирование умений и навыков хорового пения;

  • развивать звуковысотный слух у детей;

  • формировать интерес к уроку музыки.


Методы:

  • словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

  • наглядные (зрительная и слуховая наглядность);

  • метод сравнения;

  • метод эмоциональной драматургии.


Тип урока: комбинированный.


Основные понятия, изучаемые на уроке:


Р. Шуман

жанр: танец

нотный стан

скрипичный ключ

И. Штраус

вальс

ми

ключ соль


полька

соль




до




партитура


Задания для учащихся:

  • принять участие в музыкальной и музыкально-пластической импровизациях

  • разучить первый куплет песни М. Михайлова, стихи Ю. Полухина «Веселый новый год»;

  • принимать участие в упражнении;

  • целостно и выразительно исполнить песню Г. Струве, слова Н. Соловьёвой «Лунные коты».




Оборудование

  • доска;

  • музыкальный центр;

  • компьютер;

  • проектор;

  • раздаточный материал;

  • фортепиано.


Музыкальный материал:

    • Р. Шуман «Дед мороз»;

    • Р. Шуман «Полька»;

    • И. Штраус «Венский вальс»;

    • Г. Струве «Лунные коты», слова Н. Соловьёвой;

    • Р. Роджерс «Звуки музыки» — «До, ре, ми»

    • М. Михайлова, стихи Ю. Полухина «Весёлый новый год»



структурный план урока:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время

1.

Вход.

Р. Шуман «Дед Мороз».

2

2.

Слушательская деятельность.

Р. Шуман «Дед Мороз»

4

3.

Беседа


3

4.

Слушательская деятельность

Р. Шуман «Полька»

3


Музыкально – пластическая деятельность

Р. Шуман «Полька»


4

5.

Музыкально – творческая деятельность.

Э. Успенский «Тигр», И. Мазнин «Слон».

3


6.

Слушательская деятельность

И. Штраус «Венский вальс»

5

7.

Музыкально – пластическая деятельность

И. Штраус «Венский вальс»

3

8.

Слушательская деятельность

Р. Роджерс «Звуки музыки» — «До, ре, ми».

9

9.

Певческая деятельность. Распевание.

«Два кота»( ми, соль), «Зайчик» (до, соль, ми).

6

10.

Певческая деятельность

М. Михайлова, стихи Ю. Полухина «Весёлый новый год».

7

12.

Обобщение


1









Содержание урока.


Вход. Вводная беседа.

У: Здравствуйте ребята.

Д: Добрый день.

У: Ребята, кто мне скажет, какая музыка прозвучала, когда вы входили в класс?

Дети отвечают.

У: Кто мне назовёт композитора?

У: Я вам напомню, композитора зовут Роберт Шуман, а произведение называется «Дед Мороз».

У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Показываю слайд с изображением композитора.

У: Ребята, поднимите руку, кто выполнил домашнее задание.

Вешаю рисунки на доску.

У: Ребята, вы знаете, ведь про Деда Мороза рассказывают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. Вы, наверное, знаете сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев»?

Дети отвечают.

У: Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки. Когда он рассердится, начнёт дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги – не на шутку испугаешься!

Сейчас мы с вами послушаем, выберем тот рисунок, который больше соответствует музыке, но будет ещё задание определить музыка повторная или нет, и может мне кто-нибудь скажет, сколько вы услышали в ней разных частей по характеру.

Слушаем музыку Р. Шумана «Дед Мороз».

У: Кто мне расскажет, какая была музыка по настроению?

Д: Музыка «Деда Мороза» Р. Шумана грозная, суровая, важная, чёткая. Она звучит в низком регистре. Музыка решительная, сердитая, хмурая.

В пьесе три части. В средней части характер музыки меняется. Она изображает порывы ветра, зимнее ненастье. Музыка стремительная, встревоженная, беспокойная. Потом она становится загадочной, тёмной, сердитой, страшноватой (9-12 такты средней части). После средней части опять звучит та же мелодия, что и в начале пьесы – неторопливая, важная.

У: Ребята, послушайте внимательно, музыка звучит высоко или низко?

Звучит первая фраза.

Д: Низко.

У: Молодцы. Ребята, я вас сегодня познакомлю с таким понятием как регистр. Регистр – это звучание нот на определенной высоте. Ноты могут звучать в низком регистре, как мы только что услышали, могут звучать в среднем регистре и в высоком регистре.



Слушательская деятельность.

У: В этой музыке у нас показан Дед Мороз, который существует в природе.

У: Мы с вами послушали, какой бывает Дед Мороз, какие вьюги, и порывы ветра звучали в музыке, и музыка нас принесла в музыкальное королевство и попали мы в Зимний замок на бал.

Показываю слайд замка, и потом слайд с изображением самого бала.

У: Ребята, а кто мне скажет, на балу, какой жанр помогает людям веселиться?

Д: Танец.

У: Мы с вами сейчас послушаем, какой же танец танцуют гости на этом балу.

Показываю слайд с изображением польки.

Включаю запись польки. (фрагмент)

Р. Шуман «Полька».

Музыкально – пластическая деятельность.

У: Вы знаете, гости приглашают нас на танец и хотят, чтобы мы с ними станцевали. Давайте потанцуем. Но для того чтобы хорошо станцевать, нам надо разучить движения.

Показываю детям, что будем делать (подскоки, приседания…).

У: Молодцы. Теперь давайте сделаем вместе с музыкой. Приготовились, начали. Повторяем движения за мной.

Включаю запись польки.

Музыкально – творческая деятельность.

У: Молодцы. Гости остались довольны, как вы танцуете. Вы знаете, пока вы танцевали, меня спросили, умеют ли дети сочинять музыку. Я сказала что да. Давайте мы с вами вспомним, два стихотворения, которые вы знаете. «Слон» и «Тигр».

Показываю на слайде


Эдуард Успенский «тигр»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять.

Он по улице идёт,

Ни к кому не пристаёт,

Но от тигра почему-то



И. Мазнин «слон»

Жил-был один замечательный слон!

Вальс танцевал изумительно он.

Не знаю, поверите вы или нет:

Слона пригласили в балет!

Разбегается народ.


Дети сочиняют мелодию на стихи.

У: Ребята, кто мне скажет, стихотворения на какой жанр похожи?

Д: Танец.

У: А кто мне скажет, первое стихотворение про «Тигра» — это какой танец?

Д: Полька.

У: Молодцы, все хорошо сочиняли.

Слушательская деятельность.

У: Ребята, вы знаете, пока мы сочиняли, время на балу подошло для другого танца, давайте послушаем, для какого.

Включаю запись музыкального фрагмента И. Штрауса «Венский вальс».

У: Какой это танец, кто мне скажет?

Д: Вальс.

У: Молодцы. Посмотрите на слайд, как его танцуют.

Показываю слайд с вальсом.

У: Вы знаете это вальс, написал австрийский композитор Иоганн Штраус.

Пишу на доске И. Штраус – Вальс.

Музыкально – пластическая деятельность.

У: Ребята, давайте с вами сделаем движения под вальс, а кто мне скажет, какие мы можем делать под него движения?

Дети отвечают.

У: У вас на столе лежат гирлянды, возьмите их в руки, они нам будут помогать, будем делать разные движения, кто-то может повторять за мной, а кто-то может придумать свои красивые движения. Сделаем с музыкой.

Ставлю запись И. Штрауса «Венский вальс».

Слушательская деятельность.

У: Ребята, вы знаете, нас с вами пригласили в гости, они жители музыкального королевства. Вы их прекрасно знаете. Кто узнал, может подпевать.

Звучит «До, ре, ми» — минус.


ДО – добавочная снизу,

РЕ – под первою всегда,

МИ – на первой притаилась,

Меж второй и первой – ФА,

СОЛЬ – застряла на второй,

Средь второй и третьей – ЛЯ,

СИ – на третьей поищи, А под четвёртой снова – ДО.


У: Кто мне скажет, как их зовут и где они живут?

Дети отвечают.

Д: Живут в пятиэтажном музыкальном доме и зовут их ноты.

Показываю слайд.

У: Ребята, а как называется их дом?

Д: Нотный стан.

У: Молодцы.

У: А кто может выйти и показать нам, с какими нотами мы знакомы и где они живут?

Дети выходят и показывают ноту ми и ноту соль.

У: Молодцы.

У: Кто мне скажет, а наш музыкальный дом на какой ключ закрывается?

Д: Скрипичный.

У: А как он ещё называется?

Д: Ключ соль, потому что пишется от ноты соль.

У: Молодцы.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с главной нотой этого большого музыкального дома, её зовут нота ДО.

Показываю, где находится нота до.

У: Ребята, вы знаете, с неё всё начинается, она живёт под первым этажом и звучит она вот так, послушайте.

У: Давайте с вами споём ноты, которые мы знаем. Поём ноту соль, потом ми, и в конце ноту до.

Спели один раз, потом ребенок выходит и на доске показывает соль – ми – до.

У: А кто может придумать, сейчас ребус с нотой до и выйти нам написать, только ответ не говорите.

Дети выходят с ребусами.

У: Молодцы.

У: И чтобы поближе с ними познакомится, мы споём им песенку, посмотрите, пожалуйста, на слайд, кто мне скажет, как называется нотная запись в музыке?

Д: Партитура.

У: Молодцы.

Певческая деятельность. Распевание.

«Зайчик»:

  1. Какие ноты написаны?

  2. Дети читаю вслух ноты.

  3. Слуховая настройка (поём соль – ми – до), подыгрываю на фортепиано.

  4. Вместе сольфеджируем acappella (я показываю ноты на доске указкой).

  5. Ребёнок выходит и показывает указкой ноты – класс поёт.

  6. Учитель поёт с текстом.

  7. Дети поют с текстом.

«Два кота» (фрагмент «та та, два кота, два ободранных хвоста»).

    • Какие ноты написаны?

    • Выстраиваем первый звук соль;

    • сольфеджируем, я показываю у доски;

    • ребёнок выходит и показывает указкой ноты – класс поёт.

    • учитель поёт с текстом.

    • дети поют с текстом.

У: Молодцы, хорошо пели.

Певческая деятельность. Работа над песней.

У: Ребята, мы с вами были в зимнем замке, на балу, а кто мне скажет, зимой какой праздник? Какой праздник к нам приближается всё ближе и ближе?

Д: Новый год.

У: Молодцы. Я вам сегодня принесла новую песню, которая называется весёлый новый год, послушайте, пожалуйста. После прослушивания вы мне расскажите, о чем в ней пелось, и какая песня по характеру.

Пою песню «Весёлый новый год». Включаю слайд.

первый куплет:

Явилась из густых лесов

К нам ёлка а на ней,

Сверкают сто больших шаров

И сто живых огней.

Припев:

Всегда, всегда прекрасен твой приход,

Весёлый новый год! (2 раза!).


второй куплет:

Нас всех в весёлый хоровод

Снегурочка зовёт,

И кот учёный, мудрый кот,

Нам песенки поёт.

Припев.

Всегда, всегда прекрасен твой приход,

Весёлый новый год! (2 раза!).

третий куплет:

Пришёл к нам добрый Дед Мороз,

Чтобы поздравить нас,

И все подарки, что принёс, Раздарит нам сейчас.

Припев.

Всегда, всегда прекрасен твой приход,

Весёлый новый год! (2 раза!).

Разучивание:

  • певческая посадка;

  • показ первой фразы «Явилась из густых лесов к нам ёлка, а на ней»;

  • выстаиваю первый интервал (кварта) на слог лё, останавливаюсь на ноте фа;

  • пропеваю медленно «явилась из густых лесов»;

  • пропеваю вторую фразу, обращаю внимание на б.6. вверх (прошу спеть интонирующих детей);


У: Ребята, вначале у нас мелодия шла короткими звуками, послашайте, пропеваю начало, а в другой фразе, по другому идёт мелодия. Звуки то ровные то короткие, послушайте.


  • пропеваю «Всегда, всегда…»

  • выстраиваю первый интервал.

  • Пропеваю со словами, и обращаю внимание на то, чтобы ровно пели.

  • распев год – букв 5 (о)

  • аккуратно спеть кульминацию (фа диез) и попасть на звук до.

  • обращаю внимание на скачки.


Обобщение.

У: Ребята, кто мне расскажет, где мы сегодня побывали, и с кем мы познакомились из музыкального дома.

Д: Мы были в зимнем замке на балу и познакомились с нотой до.

У: Ребята, а какое произведение мы слушали вначале урока?

Д: Дед Мороз.

У: А какой композитор его написал?

Д: Р. Шуман.

У: Молодцы, всем спасибо. Урок окончен.


Свежие документы:  Ансамбль ложкарей. Бережем традиции, создаем новый стиль

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: