План – конспект открытого урока
класс гитары.
Тема: «Работа с оркестром гитаристов «Милонга».
Подготовка к концертным выступлениям».
Преподаватель: Петрова Галина Аркадьевна
Вид урока: лекция – концерт.
Обобщающий опыт работы с оркестром гитаристов.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: коллективная
2013 г.
Цель урока: представление учащимся возможности самопознания и самоутверждения, создания условий для профессионального самоопределения.
Задачи:
Образовательные.
— систематизировать знания, полученные в предшествующие годы обучения;
— стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;
— укрепить интерес у учащихся к коллективному музицированию.
Развивающие.
— создать условия для повышения уровня самооценки;
— формировать позитивно-значимое отношение к занятиям творческой деятельностью.
Воспитательные:
— ориентировать учеников на подлинные духовные ценности.
План урока.
Оркестр гитаристов, как вид исполнительского искусства.
Оркестр гитаристов – форма коллективного творчества.
Сохранение репертуара – одна из составляющих в подготовке к концертным выступлениям.
Основные этапы работы над музыкальным произведением.
Обыгрывание музыкальной программы, как этап в подготовке к концертным выступлениям.
Концерт.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Синхронизация урока: 20 минут – лекция, 25 минут — концерт
Используемые приёмы, методы обучения:
— беседа;
— рассказ.
Ход урока.
Организационный момент: проверка готовности к уроку. Настройка инструментов (11 гитар, 2 скрипки).
Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы урока и цели урока.
Актуализация знаний.
Преподаватель:
Прежде всего – это обобщение пятилетнего творческого опыта работы с оркестром гитаристов «Милонга». Т.к. гитара довольно камерный инструмент, то на выступлениях в больших залах требуется микрофон, который искажает звук, а звучание оркестра сочнее, выразительнее.
И на конкурсах большие составы воспринимают более благосклонно.
После II Областного конкурса исполнителей на классической гитаре в 2008 г. г.Тверь я решила объединить все ансамбли в оркестр гитаристов.
Оркестру гитаристов — 5 лет. Конечно, вы привыкли к звучанию оркестра народных инструментов, оркестра баянистов, аккордеонистов.
Поначалу было какое-то недоверие.
«– Оркестр гитаристов?
— Что это такое?
— Этого просто не бывает?»
Тем не менее, мы существуем уже 5 лет, заняли определённую нишу, имеем своего зрителя.
Немного о названии оркестра «Милонга». В более узком понятии – это танец, а если копнуть глубже это «вечеринка» или «вечер музыки», а т.к. мы играем разную музыку и классику, и народную, джаз, современные обработки – «Милонга» — вечер музыки это как раз то, что надо.
Оркестр – форма коллективного творчества. Игра в оркестре воспитывает ряд профессиональных качеств:
— дисциплинирует ритм;
— даёт ощущение нужного темпа;
— способствует развитие мелодического, полифонического и гармонического слуха;
— вырабатывает уверенность;
— помогает добиться стабильности исполнения;
— самое главное ощущение себя частью целого (мы уже семья).
А также вырабатываются определённые традиции – идёт цепная реакция – обмен знаниями, опытом, развивается художественный вкус. Музыкант никогда не игравший в оркестр многого лишает себя.
Так как в нашей школе, да наверно во всех музыкальных школах проводится много концертов, наш состав имеет определённое преимущество:
— мобильность, независимость от громоздких инструментов, от фортепиано (взял гитару на плечо и можно идти в поход);
— мы можем выступать в любых концертных залах от небольших (библиотека) до Тверской филармонии, даже пришлось выступать в кафе «Фортуна»;
— мы выступаем и со своей программой (30-40 минут), озвучиваем художественные выставки (сейчас в моде живая музыка), играем и в сборной «солянке». Тут встаёт вопрос о репертуаре. Так как оркестр детский, ученический, текучесть постоянная.
Ученики заканчивают школу, выпускаются во взрослую жизнь, а мне приходится начинать всё заново.
Сентябрь – это повторение пройденного. Я всегда приглашаю выпускников в оркестр, даже заканчивая школу они остаются играть в оркестре, помогают вновь поступившим – так сохраняется преемственность, сохраняется репертуар.
Практика показывает, что коллективная форма работы очень привлекательна, а потом более результативна.
Оркестровые партии малыши выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Умение держать в руках пройденные пьесы, иметь свой репертуар – одна из составляющих в подготовке к концертным выступлениям.
Что такое концерт?
Концерт — это праздник, пришедший на смену репетиционным будням. Он должен приносить ощущение радости от общения с музыкой, от самого процесса игры.
Всё тщательно выучено, проработано с запасом прочности. Значит можно раскрепоститься, избавиться от напряжения, обрести необходимую свободу – только при таком условии исполнитель может творить на сцене.
Известный пианист и педагог Альфред Корто весьма образно определяет сущность работы над музыкальным произведением. Исполнитель, по его словам, это «как бы авиатор, озирающий мельчайшие детали и особенности местности. В работе над произведением интерпретатор должен проделать три действия. Сначала подняться ввысь, чтобы увидеть местность, её рельеф, общие контуры, затем спуститься и исколесить вдоль и поперёк и запомнить и, наконец, вновь подняться ввысь, чтобы в момент передачи произведения, воплощая общую картину, выполнить мельчайшие характерные особенности сочинения.
Детали занимают интерпретатора лишь во второй стадии работы. В начале же и итоге работы – охват целого.
Итак, по А.Корто, процесс работы над произведением делится на три этапа.
I этап. Подняться ввысь, чтобы увидеть местность, т.е. в общих чертах ознакомится с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с историей создания сочинения.
II этап. Исколесить вдоль и поперёк местность. Это означает тщательно проработать текст, проанализировать его фактуру, штрихи, ритмику, определить аппликатуру, приёмы игры.
Это поиск и утверждение исполнительских средств для воплощения авторского замысла.
III этап. Вновь подняться ввысь, чтобы воплотить общую картину. Иначе говоря, на базе навыков и приёмов игры – воплотить авторский замысел, выявить художественный образ.
Но ограничиваться этими тремя этапами нельзя.
Должен быть и четвёртый – обыгрывание произведения, вживание в его художественный образ. Практика показывает, что не обыграв произведение, не утвердив художественную и техническую стороны исполнения, работу нельзя считать законченной.
А поскольку этот период требует немалой затраты времени, его следует рассматривать как предконцертный (подготовкой к концертным выступлениям). Работу на этом этапе необходимо использовать в плане психологической подготовки к исполнению произведения в сценических условиях!
Желательно, чтобы концерты вначале были не очень ответственными, в небольшом зале с хорошей акустикой, затем постепенно по мере накопления опыта, задачу постепенно усложнять, с тем, чтобы последнее обыгрывание проходило в условиях, максимально приближёнными к реальным.
Этапы (от простого к сложному):
«Знаю партию настолько прочно, что могу сыграть её»:
В небольшом зале без публики
В присутствии нескольких слушателей
В небольшом зале для значительного количества слушателей
В большом зале для многочисленной аудитории
Готов участвовать в конкурсе
Обыгрывать программу следует в той же последовательности, что и в концерте. Практика показывает, что сыграть то или иное произведение легче отдельно, чем во всей программе.
Во первых, проще сосредоточится на исполнении одного произведения, чем играть его наряду с другими.
Во вторых, хотя есть перерыв между пьесами, его всё же недостаточно (оркестрант, конечно же, устаёт и физически и эмоционально).
В третьих, поскольку данное сочинение находится в окружении других, оно «подвергается их влиянию». Поэтому нет ничего удивительного в том, что играя то или иное произведение в сочетании с другими, вносим незначительные коррективы (темп, динамика и т.д.).
Возникает инерция движения, появляется желание играть всё больше и больше. Состояние эмоциональной приподнятости, уверенности – испытать огромная радость.
Итак, обыгрывание программы – значит закреплять достигнутое, продолжать совершенствовать и углублять задачи, намеченные ранее.
На примере концертной программы прошлого учебного года мы покажем нашу подготовку к концертным выступлениям.
Самое значимое событие Х Юбилейный Международный конкурс «Виртуозы гитары» г.Санкт-Петербург 15 по 21 января 2013 г. По условиям конкурс проходил в два тура.
I тур – классическое произведение, пьеса в народном стиле, оригинальное произведение.
II тур – пьеса современного композитора гитариста, народная музыка.
Для выступления в I туре мы подготовили следующие пьесы:
Шуберт «Баркарола»
Вашэ «Равель в ноябре»
Испанский народный танец «Сальвадор» обр. Колосова
Ф.Шуберт «Баркарола» — это серенада, песня о любви. Музыкальный образ Венеции – это покачивание на волнах, песня гондольера.
Сначала мелодию ведёт гитара, во II части вступает скрипка, достаточно прозрачный аккомпанемент – это покачивание на волнах. Из маленьких волн собрали большую, и подошли к кульминации, а затем ответ на пиано, и снова волна. А во II части уже более страстную мелодию ведёт скрипка.
Оригинальное произведение Вашэ «Равель в ноябре» эту пьесу я привезла с курсов повышения квалификации. Мы с Е.Г.Пищугиной приняли участие в работе оркестра педагогов и партитуру я выпросила у Бондарь Елены, она привезла её из Англии.
Достаточно сложная пьеса со сменой размера и характера музыки – 4-х частная форма. Здесь мы вспомнили и «Болеро» Равеля используя прием, тамбурин и постарались передать шелест травы, внезапный ветер.
Пьеса в народном стиле Испанский народный танец «Сальвадор» обр. Колосова солист Федьков Роман – дважды стипендиат Губернатора Тверской области. С этой пьесой оркестр «Милонга» занял I место в номинации ансамблей большого состава г.Торжок. Ученикам очень нравится приём раскеадо, создающий стиль музыки фламенко. Это очень компактная пьеса.
II тур. Народная музыка Венесуэльский вальс «Отъезд» обр. Ледогорского. Произведение из репертуара ансамбля «Уральское трио» руководитель В.Козлов.
Оригинальная пьеса В.Козлов «Восточный танец».
Прежде чем исполнить пьесы на Х Международном конкурсе «Виртуозы гитары» мы обыграли их на фестивале:
— 22.09. – «Мастера и дети» в зале Центра общественной информации
— 17.11. – Озвучивание выставки ЦОИ КАЭС
— 26.11. – на родительском собрании
Р.н.п. «Я на камушке сижу» обр. Н.Иванова-Крамского. Эту пьесу мы готовили на вечер памяти Н.Иванова-Крамского.
А.Пьяццолла «Либертанго». По просьбе участников оркестра, после Международного конкурса под большим впечатлением от выступления трио из Владимирской обл., г.Лакинска учащиеся с удовольствием и достаточно быстро выучили эту пьесу и обыграли её на отчётном концерте.
Домашнее задание.
Сейчас у нас в работе две новые пьесы:
Х.Бергман «Медленный снег»
С.Пипо «Танец с топорами»
Пока ещё работа над этими произведениями находится на I и II этапах. «Подняться ввысь, чтобы увидеть местность» и «Исколесить вдоль и поперёк местность».
В этом учебном году предстоит Областной конкурс исполнителей на классической гитаре г.Тверь, фестиваль-конкурс «Волшебная скрипка» г.Ржев, конкурс «Весна идёт! Весне дорогу!» г.Тверь.
Подготовка к этим конкурсам – ближайшая цель нашей работы.
Программа концерта.
Шуберт «Баркаролла» обр. Колосова
Вашэ «Равель в ноябре»
Испанский народный танец «Сальвадор» обр. Колосова
Русская народная песня «Я на камушке сижу» обр. Иванова-Крамского
А. Пьяццолла «Либертанго»
Венесуэльский вальс «Отъезд» обр. Ледогорского
В.Козлов «Восточный танец»
Подведение итогов.
Победы в конкурсах оркестра гитаристов «Милонга»
I место: 16.11 2011 г. – конкурс исполнителей на классической гитаре г.Тверь
I место: 14.03.2012 г. – II Открытый музыкальный детско-юношеский фестиваль «Весна идёт! Весне дорогу!»
Диплом и специальный приз фестиваля 16.03.2012 г. – Гала-концерт г.Тверь II Открытого музыкального детско-юношеского фестиваля «Весна идёт! Весне дорогу!»
II место: 15-21 .01.2013 г. — Х Международный конкурс «Виртуозы гитары» г.Санкт-Петербург.
I место: 29.04.2013 г. – II Межзональный открытый фестиваль «Творческие встречи» в г.Торжке.
Состав оркестра гитаристов «Милонга»
Титов Юрий
Самохвалова Анастасия
Федьков Роман
Рзаев Самид
Иванов Антон
Максимов Сергей
Самолётов Юрий
Карпенко Илья
Иванов Кузьма
Кутчиев Александр
Глинский Олег
Давидова Зина – скрипка
Концертмейстер – Самусь Елена Викторовна
Руководитель – Петрова Галина Аркадьевна
Список использованной литературы.
Н.Ризоль «Очерки о работе в ансамбле баянистов» — Москва «Советский композитор», 1986 г.
В.Козлов «Волшебные струны»
И.Ю. Куберский «Энциклопедия юного музыканта» — СПб «Золотой век», 1996 г.
«Педагогика» под ред. Пидкасистого – Москва, 1996 г.
«Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе»
Н.Д.Боровков «Теория и практика в современном мире: материалы научной международной конференции (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) – СПБ, Реноме, 2012 г. – С. 245-248.
Рецензия.
Протокол №2 от 25.09.2013 г.
Присутствовали:
И.В.Фадеева
Н.М.Ефимова
Г.Арк. Петрова
Г.Ал. Петрова
И.И.Белова
Е.Г.Пищугина
О.Н.Пастух
Повестка дня.
Открытый урок «Работа с оркестром. Подготовка к концертным выступлениям» преп. Петрова Г.Арк.
Вначале урока Галина Аркадьевна рассказала о создании оркестра «Милонга», о преимуществе ансамблевого и оркестрового музицирования. Преподаватель успешно решает вопросы с репертуаром. Бывшие выпускники помогают в работе с оркестром. Оркестр много выступает, принимает активное участие в конкурсах, концертах.
Галина Аркадьевна показала со своим коллективом великолепную подготовку к концертным выступлениям. Было исполнено 7 пьес: 1. Шуберт «Баркаролла»; 2. Вашэ «Равель в ноябре»; 3. Испанский народный танец «Сальвадор»; 4. Русская народная песня «Я на камушке сижу» обр. Иванова-Крамского; 5. Пьяццолла «Либертанго»; 6. Кватромано «Отъезд»; 7. В.Козлов «Восточный танец».
Перед каждой пьесой Галина Аркадьевна рассказывала о стилевых, исполнительских, художественных задачах, которые ставила перед учащимися и их решениях.
У коллектива много творческих планов на 2013-2014 го. Желаем вдохновения, оптимизма и новых побед!
И.И.Белова