ПРОЕКТ УРОКА
ТЕМА: МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА
Учитель музыки Решетарь Лидия Федоровна
МКОУ ТШИ среднего (полного) образования.
п. Тазовский; ЯНАО Тюменской области.2014г.
Проект включен в программный материал 3 класса II четверти по теме “Музыка моего народа”; предполагает работу на уроках (2 часа), а также внеурочную деятельность школьников. Проект содержит национально – региональный компонент.
Прогнозируемый результат: сочинение песни о родном крае.
Актуальность проекта:
Считаю, что тема интересна и актуальна, так как:
— помогает расширить музыкальное пространство ребёнка;
— способствует его духовному росту;
— создаёт условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре ненецкого народа;
— воспитывает бережное и уважительное отношение к национальному творчеству.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Выведение знаний о ненецкой песне через творческий процесс с целью проникновения в суть ненецкой музыки.
2. Создание условий для:
— формирования учебной самостоятельности;
— придания личностного смысла знаниям о жанровом разнообразии ненецких песен;
— стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы;
— развития коммуникативных навыков.
Содержание этапов | Примечания | |
1 | 2 | 3 |
I. Подготови-тельный Мотивация, постановка учебной задачи
| На предыдущем уроке: Учитель задает проблемный вопрос: — Зачем нам нужны знания о ненецкой музыке? — Как вы понимаете высказывание «без прошлого нет будущего»? После обсуждения проблемы дети приходят к выводу об актуальности данной проблемы и о том, что их знания недостаточны. — Ребята вы хотели бы узнать больше? — О чём пели и как слагались песни? — Из каких источников можно получить эту информацию? Предлагаю совершить путешествие на следующем уроке. Наша экспедиция будет научно – исследовательская, поэтому мы снарядим в дорогу 4 группы исследователей:
Каждой группе даю задание – собрать информационный материал об историческом и культурном прошлом нашего края. -Где будем искать информацию? Итак, вы будете искать информацию в нашем музее — школы интерната. Географы: изучают местоположение посёлка, растительный и животный мир, ландшафт, климатические условия и т.д. Историки: изучают, когда появилось первое поселение на берегу реки Таз, причины возникновения, название, национальный состав населения, основной род занятий людей.
Этнографы: изучают быт ненцев; устройство чума, внутреннее убранство, утварь, посуду, костюмы, основные промыслы. Собиратели песен, игр: ищут песни, игры, обращаясь к опыту своих родителей, бабушек, классифицируют знакомые песни по жанрам. Примечание: Учитель выступает в роли консультанта, организатора. В результате поисковой и исследовательской работы отбирается самый нужный материал.
| Дети называют предполагаемые источники информации (музеи, библиотеки, рассказы родителей, бабушек, учебники). Работа в группах Внеурочная деятельность школьников
|
II. Основной этап: Реализация идеи проекта
| Звучит ненецкая песня в исполнении Лагея. Дети входят в оформленный класс. Поют музыкальное приветствие. Рассаживаются по группам полукругом на стульчики. Учитель: В этой четверти мы с вами много говорили о музыке ненецкого народа, слушали и разучивали песни. На предыдущем уроке мы с вами решили, что наших знаний не хватает. Поэтому мы решили создать научно- исследовательскую экспедицию. В неё вошли: 1) географы; 2) историки; 3) этнографы; 4) собиратели песен и игр. Было дано каждой группе задание – собрать информацию об историческом прошлом и настоящем нашего района. Расскажите нам попозже. А сейчас отправимся с вами в путешествие. Отгадайте загадку: куда мы отправимся? Она, как оленья шкура от моря до моря лежит; То рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра) Дети отгадывают. Учитель: правильно! Давайте совершим путешествие в тундру. Нам помогут песни, стихи и наши знания! А ведущей будет руководитель нашего музея Ирина Нумовна. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему району и тундре. На каком виде транспорта нам поехать? Отгадайте загадку: Олень от них убегает, А они отстают (нарты) Дети: на нартах. Ведущая показывает нарты. С помощью этих волшебных нарт мы отправляемся с вами в тундру. Давайте споем песню «Едем мы по тундре». Все вместе поем песню. И.Н. Вот мы и в тундре. Читает стихотворение: Дороги и реки, Крик стаи гусиной И топот оленей, Везущих аргиш. Мой ненецкий край На груди у России Полярной звездою Ты ярко горишь. Здесь наша Родина, здесь мы родились и живем. Тут наш отчий край. На всей земле нет такого простора, как в нашей тундре! Нам надо обязательно знать традиции, обычаи и песни нашего народа. Давайте сядем поудобнее и послушаем сообщения нашей экспедиции. Выходят географы, историки, этнографы. Поочередно рассказывают свои сообщения. Руководитель музея корректирует действия учащихся, задает проблемные вопросы, приходит на помощь в трудную минуту. Создаются условия для формирования навыка работы в группах, развиваются коммуникативные навыки. Затем выступают собиратели песен и игр. В результате — собрали песни, различные по жанрам. Ведущий от группы рассказывает, что в собранных песнях отображена вся жизнь ненецкого народа. Перечисляет их. Ведущая благодарит всех за сообщения. Ведущая. Нас доставили в тундру нарты. Нарты у ненцев стоят возле чума. Это легкие, но прочные сани для оленьих упряжек. Нарты постоянно трудятся, на них перевозят различные грузы. Они тоже устают. Вот почему иногда, кажется, что они как живые, уснули возле чума и видят сны. Тише! Выходят девочки и поют песню «Нарты спят». Ведущая. На нартах ненцы ездят и зимой, и летом. Летом нарты скользят по траве, и часто бывает, что полозья у нарт красные от ягод. Какие вы знаете северные ягоды? Дети называют. Ведущая. Отгадайте загадки: 1.Десять черных бусинок на одной веточке висят (черника, голубика) 2.Лежат на кочках кусочки янтаря, В рот положишь — тут же растает (морошка) Ведущая. А чтобы все эти ягоды созрели за короткое полярное лето — день и ночь светит яркое солнце. Давайте споем песню о солнце. Дети встают и поют песню. Ведущая. А теперь разглядим чум. Чум — одно из самых древних жилищ человека на земле. Видите, как он похож на шалаш. Зимой чум покрыт шкурами, летом — корой березы, берестой. В устройстве чума все продумано, его легко и быстро можно собрать и разобрать. Его легко перевозить на нартах. Ни один ветер не повалит чум, а дождь и снег скатывается с крутых стенок чума. Поэтому, даже зимой в чуме тепло и сухо. Послушайте стихотворение о чуме. Его расскажет нам Владик Салиндер. Стихотворение «Чум» На шалаш чум похож Только ростом выше. Не беда если дождь, Не промокнет крыша. Он стоит за бугром Дверь, порог и стены Сделаны не топором, А из шкур оленьих. Ведущая. Что это за зверь возле чума? Послушайте загадку. Лежит у порога меховое кольцо. Чужого в чум не пусти. (Собака) Дети отгадывают. Ведущая. А я знаю, что вы выучили песню про собачку на ненецком языке. Давайте споем. Дети поют песню «Вэнекоми». Ведущая. А теперь давайте с вами осмотримся вокруг. В нашем крае много озер, маленьких речек и самая красивая – Таз, а в ней много всякой рыбы. Какая рыба водится в нашей реке? Дети называют. Ведущая. А теперь поиграем в ненецкую игру. Игра «Рыбаки и рыба». Ведущая. Хороша рыба, но нет важнее и дороже для ненцев, чем олень. Из оленьего меха шьют обувь, шапки и рукавицы, И все это шьется не нитками, а оленьими жилами, которые не боятся сырости и не рвутся. Олень дает вкусное мясо, чум покрыт оленьими шкурами, постель в чуме тоже из оленьего меха. Ненцы уважают и любят своих верных друзей- оленей. Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Салиндер Родион. Стихотворение «Северный олень» Вот он, северный олень! Белый, словно снег, Пусть сугробы до колен, Легок его бег. Ведущая. Еще одно стихотворение прочитает Лапсуй Аркадий. «В дороге» В снежном вихре олени По холмистой тундре мчат. Не бегут мои олени, А по воздуху летят. Ведущая. Отгадайте загадки. 1.Лес не лес, туча не туча, То по тундре кочует. То на одном месте кружится (оленье стадо) 2.Радость пастуха — оленевода. На четырех палочках стоит — дрожит. Обсохнет — за мамой побежит (олененок) Дети отгадывают. Ведущая. А какие еще животные водятся в тундре? Дети называют. Ведущая. Стихотворение «песец» прочитает Адер Тоня. «Песец» По тундре без конца в конец Бежит встревоженный песец. Бежит при солнце и впотьмах Песца не голод гонит- страх. Ведь в тех местах, где он живет Его опасность всюду ждет. Во всю грохочут буровые, Пугают фары огневые. Ведущая. Где найдет зверек себе пристанище? Северная Земля — очень ранимая Земля. И теперь люди думают о том, что с природой нужно обращаться бережно. Вот и я знаю стихотворение. Читает: «Беззащитная тундра» Перепутались травы, Распластался багульник. Перемят и раздавлен Лишайник ажурный. Тонконогой морошки Янтарные капли С умирающей дрожью Растеклись и иссякли. Ведущая. Ребята, а как нужно бережно относиться? Дети отвечают. Ведущая. Вот мы и совершили путешествие в тундру. Ненцы — гостеприимный народ. Давайте споем песню «Приезжайте в тундру». Дети поют. Ирина Нумовна прощается и уходит. Выходит учитель музыки. Учитель. Как вы думаете, откуда эти песни, стихи? Дети. Стихи сочиняют поэты, а музыку — композиторы. Учитель. Назовите известного ненецкого композитора. Учитель. Семен Няруй. Учитель. Назовите ненецкого поэта. Дети. Леонид Лапцуй. Учитель. А певцов? Дети. Гавриил Лагей и Елена Лаптандер. Учитель. Ребята, а вы хотели бы сочинить свою песню о нашем крае? Тогда закройте глаза. Вглядитесь в нашу Землю: вон оленята веселятся, вон цветы всякие цветут, черника, брусника, морошка — ягоды поспевают, к нам на стол просятся. До чего ж хорош пирог с северной рыбой! А солнце у нас какое — полгода в глаза смотрит! А звезды у нас какие — словно их из самого прозрачного льда ножом вырезали. А как небо зимой горит! Всяким светом переливается! Да я могу целый день о красоте тундры говорить! Но вы сами все это должны разглядеть и сердцем понять. В этой Земле наши корни, здесь наша Родина. И нет для нас дороже этой Земли, прекраснее нашего Заполярного края! Спросите себя: -Что для вас Тазовская Земля? -Есть ли у вас, что сказать, чем поделиться с другим человеком? -Как это звучит? -Как сказать, чтоб вас поняли? -Что вы хотите сказать? -Как это лучше сделать? Учитель. Какие чувства, переживания будем передавать через песню? Дети. Чувство гордости, любви. Создание песни. Тишина. Кто-то один запевает свою песню, то, что «видит» его сердце. Всю свою любовь передает он через песню. Возникает первая интонация, из которой «вытечет» мелодия песни. Каждый старается выразить свою мысль через определенную интонацию. В результате совместной творческой работы рождается небольшая песня со словами. Поем несколько раз, мелодия постепенно выстраивается, выравниваются голоса, песня начинает приобретать единый интонационный характер. Учитель. Вот и открылась нам небольшая тайна возникновения песни. Мы сейчас с вами были и авторами, и композиторами, и исполнителями. Как же нам запомнить эту песню? Если песня понравилась, то каждый, кто её слушал, старался запомнить. Затем пел сам, вносил какие-то свои интонации. На следующем уроке мы запишем эту песню, чтобы не забыть её.
| Работа в группах Моделирование художественно- творческого процесса. Рождение замысла, творческой идеи. Все дети включаются в работу
|
III. Заключи-тельный Рефлексия
| Учитель. В ходе проекта детям была дана возможность реализовать собственные идеи и замыслы, в результате чего был создан свой «продукт» интеллектуальной и творческой деятельности: собственная песня. Учитель спрашивает: -Был ли полезен вам этот проект? -Что вы взяли для себя? -Какие трудности были? -Что учтем на будущее? Учитель. Я предлагаю вам, используя полученный опыт, дома вместе с мамами сочинить песенку о природе нашего края. Учитель. На этом наш урок закончен. До свидания. | Последующая работа с песней выносится за рамки проекта и продолжается во внеурочное время по желанию.
|