Муниципальное казенное образовательное учреждение «Днепровская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________/Николаева Н.А./ ____________/Соболева Н.А./
Приказ по школе №
От « » августа 2013 г.
Рабочая программа
по курсу « Азбука Смоленского края»
2013 – 2014 учебный год
Рабочую программу составила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Иванова Любовь Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| стр. | |
Паспорт программы..……………………………………………… | 3 | |
Пояснительная записка…………………………………………………… | 4-5 | |
Содержание курса…………………………………………………………… | 5-11 | |
Учебно-тематический план курса ……………………………… | 11-13 | |
Требования к уровню подготовки учащихся ……………………………… | 13-15 | |
Учебно-методический комплект, дополнительная литература и |
| |
цифровые образовательные ресурсы по курсу ….…………………………… | 15 | |
|
| |
| 16 |
Паспорт рабочей программы по Азбуке Смоленского края.
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
— для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся МКОУ «Днепровская СОШ» 3 класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий:1 час в неделю
Методы, формы и приёмы работы:
беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.
сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
— Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
— Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
— Учебного плана;
-Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края» (С.А. Болотова)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Для реализации программного содержания используются УМК:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа– 34 ч;
Количество часов в неделю — 1.
Содержание курса.
Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | Практические работы. | Экскурсии | |||||
Блок 1. Мир природы (11 ч.)
| |||||||||
Природные особенности.
| Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы, | Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте , об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности» |
| |||||
Полезные ископаемые.
| Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные |
| |||||||
Водоёмы.
| Виды водоёмов: реки, озёра, | Экскурсия на водоём. | |||||||
Растительность.
| Виды растительности: лесная, луговая | Экскурсия в парк. | |||||||
Грибы.
| Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. |
| |||||||
Смоленский лён.
| Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» |
| |||||||
Животные.
| Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. |
| |||||||
Охрана природы.
| Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места |
| |||||||
Проверьте себя. | Контрольное занятие. |
| |||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||
Блок 3. Мир культуры (10ч.)
| Жилища и предметы бытия. | Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь | Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушина», храм, монастырь. икона. экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат. | Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ярцево; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен. |
| ||||
Как одевались в старину.
| Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. |
| |||||||
Что ели наши предки.
| Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. |
| |||||||
Праздники.
| Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения. | День Освобождения города ярцево от немецко-фашистких захватчиков. ( к танку). | |||||||
Игры и хороводы.
| Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. | Посещение районного ДК. | |||||||
Письменность.
| История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая — день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» -древнейший памятник русской письменности. | Посещение библиотеки. | |||||||
Храмы и монастыри.
| Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. | Посещение храма « | |||||||
Культура Смоленщины сегодня
| Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др. | Посещение историко-краеведческого музея города ярцево.
Посещение детской библиотеки. | |||||||
Проверьте себя.
| Контрольное занятие. |
| |||||||
Обобщение материала, пройденного за год. | Обобщение изученного по теме « Мир культуры» |
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||||
Блок 2. Мир истории. (12ч.)
| 1.Наши предки. | Территория наших предков, их занятия. | Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, СССР, достижения, лира, курган, фреска, тяготы, щит, птица Гамаюн, ремесленник. монастырь, Фёдор Конь; гарнизон, Сигизмунд III, Шейн, Наполеон, ратник, воевода, народное ополчение, Багратион, Барклай де Толли, Кутузов, 25 сентября, Володя Куриленко, концлагерь, оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки. | Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «из варяг в греки»; сообщения о городе Ярцево, о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки» |
| ||||
2. «Из варяг в греки»
| Великие водные пути через Смоленск. |
| |||||||
3. Города Смоленщины.
| Устройство древнего города; древние города Смоленщины. |
| |||||||
4. Герб и флаг области.
| Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево. |
| |||||||
5. Смоленская крепостная стена.
| Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая. | В город Смоленск (заочно). | |||||||
6. Военное прошлое
| Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года; Суровые годы с фашизмом | Посещение историко-краеведческого музея. | |||||||
7. Награды Смоленщины.
| Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда» |
| |||||||
8. Места боевой славы.
| Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов | Экскурсия к памятникам села. | |||||||
9. Наши земляки
| Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский | Посещение детской библиотеки. | |||||||
10.Проверьте себя. | Контрольное занятие. |
|
В связи со сложностью изучения Блока 1 «Мир природы» изучается последним, первым следует начинать изучать Блок 3 «Мир культуры» и Блок 2 «Мир истории».
Учебно-тематическое планирование.
№ темы | Тема раздела, урока. | Дата проведения | |
1. | 1. | Вводное занятие. (1 час) |
|
2. | Блок 1. Мир культуры (10 часов). | ||
2.1. | 1. | Жилище и предметы быта. |
|
2.2. | 2. | Как одевались в старину. |
|
2.3. | 3. | Что ели наши предки. |
|
2.4. | 4. | Праздники. |
|
2.5. | 5. | Игры, хороводы. |
|
2.6. | 6. | Письменность. |
|
2.7. | 7. | Храмы и монастыри Смоленщины. |
|
2.8. | 8. | Культура Смоленщины сегодня. |
|
2.9. | 9. | Урок-экскурсия «Проверьте себя». |
|
2.10. | 10. | Проверь себя. |
|
3. | Блок 2. Мир истории (12 часов) | ||
3.1. | 1. | Наши предки. |
|
3.2. | 2. | «Из варяг в греки». |
|
3.3. | 3. | Города Смоленщины. |
|
3.4. | 4. | Герб и флаг нашей области. |
|
3.5. | 5. | Смоленская крепостная стена. |
|
3.6. | 6. | Военное прошлое Смоленщины. |
|
3.7. | 7. | Военное прошлое Смоленщины. |
|
3.8. | 8. | Награды Смоленщины и города Смоленска. |
|
3.9. | 9. | Места боевой славы. |
|
3.10. | 10. | Наши земляки. |
|
3.11. | 11. | Наши земляки. |
|
3.12. | 12. | Проверь себя. |
|
4. | Блок 3. Мир природы (11часов) | ||
4.1. | 1. | Природные особенности Смоленской области. П.Р. Нахождение области на географической карте. |
|
4.2. | 2. | Полезные ископаемые. П.Р. Рассматривание образцов полезных ископаемых. |
|
4.3. | 3. | Водоёмы Смоленщины. Экскурсия на водоем. |
|
4.4. | 4. | Растения нашего края. П.Р. Рассматривание образцов растений. |
|
4.5. | 5. | Растения нашего края. П.Р. Рассматривание образцов растений. |
|
4.6. | 6. | Грибы. П.Р. Рассматривание съедобных грибов. Составление правил сбора грибов. |
|
4.7. | 7. | Смоленский лён. Заочная экскурсия в музей «Смоленский лен». |
|
4.8. | 8. | Животные нашего края. П.Р. Наблюдение за птицами. |
|
4.9. | 9. | Животные нашего края. П.Р. Наблюдение за млекопитающими. |
|
4.10. | 10. | Охрана природы. Урок творчества. Изготовление книжки-малышки «Природа края в опасности» |
|
4.11. | 11. | Обобщение пройденного за год. Контрольный тест. |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса.
Уметь: | |
По природно-графическому краеведению. | |
|
|
| |
По культурно-историческому краеведению | |
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Компоненты учебно — методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Для учащихся:
.С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
Для учителя:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск 2003г.