по музыке
4 класс
УМК «Школа России» ФГОС
Учитель начальных классов: Авчинникова А.В.
МКОУ Червленовская СОШ
Волгоградская обл., Светлоярский р-он, с. Червленое
Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Изучение музыки в начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю – 34 часа
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Тематическое планирование по музыке
Тема раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика учебной деятельности |
Дата |
Домашнее задание | ||
по плану | по факту | ||||||
1. | Россия – Родина моя. /3ч/ | Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | 1 нед. |
| Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке. |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 | 2 нед. |
| Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта. | ||
3. | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | 3 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
4. | О России петь – что стремиться в храм. /4ч/ | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 4 нед. |
| Нарисовать рисунок по теме. |
5. | Кирилл и Мефодий. | 1 | 5 нед. |
| Придумать ритмический рисунок. | ||
6. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | 6 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
7. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 7 нед. |
| Нарисовать рисунок по теме. | ||
8. | День, полный событий. /6ч/ | В краю великих вдохновений. | 1 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 8 нед. |
| Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
9. | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | 9 нед. |
| Вспомнить сказки А. С. Пушкина | ||
10. | Ярмарочное гулянье.
| 1 | 10 нед. |
| Вспомнить русские народные песни. | ||
11. | Святогорский монастырь. Обобщение. | 1 | 11 нед. |
|
| ||
12. | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | 12 нед. |
| Нарисовать рисунок по теме. | ||
13. | Приют, сияньем муз одетый. | 1 | 13 нед. |
| Придумать программу музыкального вечера. | ||
14. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! /3ч/ | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 14 нед. |
| Вспомнить знакомые русские народные песни. |
15. | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | 15 нед. |
| Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок». | ||
16. | Народные праздники. «Троица». | 1 | 16 нед. |
| Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая». | ||
17. | В концертном зале. /5ч/ | Музыкальные инструменты. | 1 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 17 нед. |
| Вспомнить басню А. Крылова. |
18. | Счастье в сирени живет… | 1 | 18 нед. |
| Придумать ритмический рисунок. | ||
19. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 1 | 19 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
20. | «Патетическая» соната. Годы странствий. | 1 | 20 нед. |
| Вспомнить знакомые произведения Л. Бетховена | ||
21. | Царит гармония оркестра. | 1 | 21 нед. |
| Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра. | ||
22. | В музыкальном театре. /6ч/ | Опера «Иван Сусанин». 2 действие. | 1 | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 22 нед. |
| Выучить текст песни. |
23. | Опера «Иван Сусанин». 3 действие. | 1 | 23 нед. |
| Придумать ритмический рисунок. | ||
24. | Исходила младешенька. | 1 | 24 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
25. | Русский восток. | 1 | 25 нед. |
| Нарисовать рисунок по теме. | ||
26. | Балет «Петрушка» Обобщнеие. | 1 | 26 нед. |
| Вспомнить масленичные песни, игры, забавы. | ||
27. | Театр музыкальной комедии. | 1 | 27 нед. |
| Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт. | ||
28. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …/7ч/ | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | 28 нед. |
| Выучить текст песни. |
29. | Революционный этюд. | 1 | 29 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
30. | Мастерство исполнителя. | 1 | 30 нед. |
| Назвать известных исполнителей классической музыки. | ||
31. | В интонации спрятан человек. | 1 | 31 нед. |
| Выучить текст песни. | ||
32. | Музыкальные инструменты. | 1 | 32 нед. |
| Нарисовать рисунок по теме. | ||
33. | Музыкальный сказочник. | 1 | 33 нед. |
| Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк»). | ||
34. | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | 1 | 34 нед. |
|
|