Пояснительная записка
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подрост-ков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета в основной школе «Музыка» направлено на расширение опыта эмоцио-нально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся
Особенностью спрограммы является то, что она не просто создана с опорой на педаго-гическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются через призму мировой музыкальной культуры
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно — художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит в старших классах
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка 5-7 кл.,/ Г.П. Сергеева, Т.С. Е.Д. Критская, Шмагина Т.С. – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерная программа «Музыка» для основной школы Министерства образования РФ;
Авторская программа «Музыка 5 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. – М. Просвещение, 2010.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством, формирование музыкальной культуры, как неотьемлимой части духовного развития В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия
Основные виды учебной деятельности школьников
слушание музыки
пение,
инструментальное музицирование,
музыкально-пластическое движение и драматизация музыкальных произведений
музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий
Методы обучения.
Словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа)
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация).
Практические методы обучения (упражнения).
Индуктивные и дедуктивные методы обучения (от частного к общему, от общего к частному).
Проблемно- поисковые методы обучения.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения
(методы формирования познавательного интереса, познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха в учении).
Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устного контроля, письменного контроля, самоконтроль).
Контроль осуществляется в следующих видах:
текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные:
наблюдение,
самостоятельная работа,
тест.
сиквейн
конкурс
викторина
творческая работа
По программе «Музыка.5класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на изучение предмета «Музыка» отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Программа раскрывается в учебных темах каждого полугодия ,состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Рабочая программа ориентирована на использовании
Учебники:
Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе
На уроках музыки в 5 классе учащиеся достигают целевые установки и задачи:
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов.
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Описание места учебного предмета
5 класс
34 часа в год
34 учебных недель
Контрольные уроки:
Обобщающий урок по теме «Музыка и литература».
Итоговый урок по темам: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Систематизация и углубление полученных знаний
Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
Обогащение сферы художественных интересов учащихся
Активное развитие музыкального самообразования
Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
музыке являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности , проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Рабочая программа по музыке для 5-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
с литературой («общепрограммные литературные произведения и жанры – например, сказки Г.Х. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот север тучи нагоняя…»; жанр «музыкальная басня» — И. Крылов.«Квартет»; общие для литературы и музыки понятия – интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия – пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста, формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» — описание романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В. Глюка «Орфей»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром,природой).
.Содержание учебного курса
Название раздела программы | Кол-во часов | Краткое содержание | |
1 | Музыка и литература» | 16 | Что роднит музыку с литературой, Вокальная музыка, Фольклор в музыке русских композиторов, Жанры инструментальной и вокальной музыки, Вторая жизнь песни, Всю жизнь мою несу родину в душе…, Писатели и поэты о музыке и музыкантах, Первое путешествие в музыкальный театр. Опера, Второе путешествие в музыкальный театр. Балет, Музыка в театре, кино, на телевидении, Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл, Мир композитора. |
2 | «Музыка и изобразитель ное искусство» —
|
18 ч. | Что роднит музыку с изобразительным искусством, Небесное и земное в звуках и красках, Звать через прошлое к настоящему, Музыкальная живопись и живописная музыка, Колокольность в музыке и изобразительном искусстве, Портрет в музыке и изобразительном искусстве, Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве, Застывшая музыка, Полифония в музыке и живописи, Музыка на мольберте, Импрессионизм в музыке и живописи, О подвигах, о доблести, о славе…, В каждой мимолетности вижу я миры…, Мир композитора. С веком наравне,
|
Список литературы для педагога и обучающихся
Нормативные документы
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.
Примерные программы по музыке на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования
Методические пособия для учителя
Программа «Музыка 5- 7классы. », М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
«Музыка в 5 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
Литература для учащихся
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 — 176с.
Средства обучения
Фортепиано, ,
набор шумовых инструментов,
таблицы «Музыкальные инструменты», «Состав оркестра» «Основные жанры вокальной и инструментальной музыки
портреты композиторов,
компьютер
экран для просмотра видеофильмов.
Методические пособия для учителя
Программа «Музыка 5- 7классы.», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г. Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г
«Музыка в 5 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина М.,Просвещение,1988г.
Литература для учащихся
Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 — 176с.
Интернет-ресурсы
Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
Детские электронные книги и презентации — https://viki.rdf.ru/
Единая коллекция — https://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Классическая музыка-Режим доступа : http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Российский общеобразовательный портал — https://music.edu.ru/
Критерии и нормы оценивания результатов
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
Тесты
Кроссворды.
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Ведение творческой тетради по музыке.
Проектная деятельность.
Уровни усвоения учебного материала | |||
Слушание музыки | Хоровое пение | Контр работа | |
“5” – отлично | дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. | -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; —выразительное исполнение. | —выполнил работу без ошибок и недо-четов; -допустил не более одного недочета |
“4” – хорошо | ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. | -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; —пение недостаточно выразительное. | ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов |
“3” – удовлетворительно | ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. | -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритми-ческие неточности; —пение невыразительное. | правильно выполнил не менее половины работы или допустил: -не более 2 грубых ошибок; или не более 1 грубой и 1негрубой ошибки и 1недочета; или не более 2-3 не-грубых ошибок; или 1 негрубой ошибки и трех недочетов; при отсутствии ошибок, но при 4-5 недочетов. |
“2”-неудовлетворительно | Ответ неправильный, непонимание сути вопроса, отсутствие записей в рабочей тетради | -полное незнание текста (не рекомендуется снижать оценку за фальшивое пение, следует учитывать физиологические особенности строения голосового аппарата | допустил число оши-бок и недочетов ,больше нормы, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
|
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.Тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» — 10 правильных ответов
«4» — 7-9,
«3» — 5-6,
«2» — менее 5 правильных ответов.
2. Тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» — 18-20 правильных ответов
«4» — 14-17,
«3» — 10-13,
«2» — менее 10 правильных ответов
(Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.)
Календарно-тематический план
Тема урока | Кол-час | Дата по плану | Дата фактически | Домашнее задание | |
Раздел 1 «Музыка и литература»- 16ч |
| ||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 |
|
| Вспомнить и записать литературные про-изв, в которых говорится омузыке |
2 | Вокальная музыка Песня
| 1 |
|
| Отметить отличия музыкальной речи от речи литературной Перечислить жанры русской песни |
3 | Вокальная музыка. Романс
| 1 |
|
| Записать в тетради отличия романса от песни |
4 | Фольклор в музыке рус-ских композиторов | 1 |
|
| Знать термины Контраст, повтор, описать фольклорных персонажей |
5 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
|
| Ответить в тетради на вопрос Что значит «Музыкальный язык не требует перевода»? |
6 | Вторая жизнь песни. Связь времен | 1 |
|
| Назвать композиторов, которые приме-нили народную песню в своем крупном произведении |
7 | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 |
|
| Ответить на вопрос:Почему хоровое про—изведение В.Гаврилин назвал симфонией |
8 | Писатели и поэты омузыке имузыкантах.ГВСвиридов | 1 |
|
| Зарисовать музыкальные впечатления |
9 | Писатели и поэты омузы-ке и музыкантах.Ф Шопен |
|
|
| Перечислить жанры, в которых творил Ф.Шопен, черты его искусства |
10 | Что за прелесть эти сказки | 1 |
|
| Прочитать дома «Тысяча и одна ночь». Найти описание Шахерезады, Шахрияра |
11 | Первое путешествие в театр. Опера | 1 |
|
| .ПеречислитьобьяснитьтерминыУвертюра,Ария, Речитатив Хор Ансамбль |
12 | Музыка втеатре, кино, на телевидении | 1 |
|
| Перечислить любимые песни из кинофильмов, передач, мультфильмов |
13 | Писатели и поэты о музыке ВАМоцарт | 1 |
|
| Творческая работа «Великий Моцарт» |
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 |
|
| Вспомнить любимых персонажей балета |
15 | Третье путешествие в му-зыкальный театр. Мюзикл | 1 |
|
| Знать термин Либретто..Приготовиться к проверочной работе |
16 | Мир композитора Музыка в театре, кино,телевидении | 1 |
|
|
|
Раздел 2 «Музыка и изобразитель ное искусство» -18ч |
| ||||
17 | Что роднит музыку с изоб-разительным искусством? | 1 |
|
| Найти общие черты возможностей музыки с живописью |
18 | Небесное и земное в зву ках и красках | 1 |
|
| Что общего у Концерта№1 для ф-но с оркестром с русской песней |
19 | Любить.Молиться. Петь. Святое назначенье | 1 |
|
| Обьяснить значение слов Знаменный распев, молитва, унисон |
20 | Образ Богоматери вРусской и Европейской духовной культуре | 1 |
|
| Записать и рассказать о самых знаменитых образах Богоматери в музыке и живописи |
21 | Звать через прошлое к нас-тоящему АНевский Ледовое побоище | 1 |
|
| Выучить текст народного хора «Вставай-те, люди русские» |
22 | Звать через прошлое к настоящему А Невский После побоища | 1 |
|
| Зарисовать полюбившиеся сцены из сюиты |
23 | Музыкальная живопись | 1 |
|
| Нарисовать свою галерею «Картинок с выставки» |
24 | Живописная музыка | 1 |
|
| Обьяснить на пр-мерах «Что такое Вариации» |
25 | Колокольность в музыке и живописи.Фрески | 1 |
|
| Определить, какой жанр русского фольк-лора положен в первую часть «Фрески…»-«Орнамент»? |
26 | Волшебная палочка дирижера | 1 |
|
| Перечислить 4 группы инструментов симфонического оркестра |
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 |
|
| Рассказать,как жизнь ЛВБетховена повлияла на его творчество |
28 | Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. | 1 |
|
| Ответить на вопрос «Что роднит образ католических храмов с органной музыкой ЙСБаха |
29 | Музыка на мольберте | 1 |
|
| Написать в тетради эссе «Мои впечатления о творчестве М.Чюрлениса» |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1
|
|
| Какая музыкальная картина Н.Римского Корсакова могли оказать влияние на творчество К.Дебюсси? |
31 | О подвигах, о доблести и славе… | 1 |
|
|
|
32 | Портрет в музыке и живописи. | 1 |
|
| Прочитать рассказ «Струна» К.Паустовс-кого. Какой силой обладает музыка? |
33 | В каждой мимолетности вижу я миры | 1 |
|
|
|
34 | Мир композитора С веком наравне. Заключительный урок) | 1 |
|
|
|
|
| 34 |
|
|
|
Приложение
Тесты 5 кл
1. Кого из композиторов называют основоположником русской классической школы:
а) П. И. Чайковский;
б) М. И. Глинка;
в) Н. А. Римский-Корсаков.
2. Чем отличается вокализ от песни или романса?
а) отсутствием аккомпанемента;
б) отсутствием текста.
3. Согласны ли вы, что «кантата – это произведение для солиста и оркестра»:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. В Симфонии №4 П. И. Чайковского звучит тема русской народной песни. Что это за песня:
а) «Тонкая рябина»;
б) «Ай, во поле липонька»;
в) «Во поле береза стояла».
5. Согласны ли вы, что «балет – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют»:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Какая птичка вьется «между небом и землей» в знаменитом романсе М. И. Глинки на слова Кукольника:
а) жаворонок;
б) воробей;
в) соловей.
7. Согласны ли вы, что «либретто – это краткое литературное содержание оперы или балета»:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Какое из произведений принадлежит Г. В. Свиридову:
а) «Александр Невский»;
б) «Поэма памяти Сергея Есенина»;
в) «Лебединое озеро».
9. Какой из музыкальных струнных инструментов не относится к «струнно-смычковым»:
а) альт; б) скрипка;
в) гитара; г) контрабас.
10. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения, это –
а) балет;
б) опера;
в) концерт.
11. Назовите русского композитора автора оперы «Руслан и Людмила»:
а) П. И. Чайковский;
б) А. П. Бородин;
в) М. И. Глинка.
12. Как называется низкий мужской голос:
а) тенор;
б) сопрано;
в) бас.
13. Какие инструменты составили квартет басни И. Крылова:
а) контрабас, флейта, скрипка, альт;
б) две скрипки, альт, виолончель;
в) скрипка, два альта, виолончель.
14. Как называется музыкальное сопровождение песен:
а) этюд;
б) фантазия;
в) аккомпанемент.
15. Кем по профессии был композитор А. П. Бородин?
а) врач; в) химик;
б) аптекарь; г) таможенник.
«Тест по предмету «Музыка» II полугодие»
Итоговый тест
Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой:
А) романс
В) опера
С) этюд
D) балет
«Программная музыка» — это
А) танцевальные произведения
В) музыка, у которой есть название
С) инструментальная музыка
D) музыка к кинофильмам
Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского:
А) «Щелкунчик»
В) «Любовь к трем апельсинам»
С) «Лебединое озеро»
D) «Спящая красавица»
«Аккорд» — это:
А) название музыкального жанра
В) созвучие из трех и более звуков
С) обозначение лада
D) фамилия композитора
«Увертюра» — это:
А) название музыкального инструмента
В) название оперы
С) оркестровое вступление
D) форма музыкального произведения
Композитор, написавший большое количество оперетт:
А) С.С. Прокофьев
В) Ф. Легар
С) В.А. Моцарт
D) П.И. Чайковский
Автор, написавший около ста сказочных опер:
А) В.А. Моцарт
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) П.И. Чайковский
D) И.С. Бах
Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:
А) симфония
В) песня
С) балет
D) баллада
Слово, употребляемое в музыке и живописи:
А) этюд
В) фреска
С) тембр
D) оркестр
Жанр оперы «Борис Годунов»:
А) эпическая сказка
В) историческая драма
С) лирика
D) сатира
«Либретто» — это:
А) пьеса для постановки на сцене
В) название музыкального инструмента
С) название танца
D) обозначение темпа
На какой линейке пишется нота МИ:
А) на первой
В) на второй
С) на третей
D) на четвертой
Какая опера написана П.И. Чайковским:
А) «Иван Сусанин»
В) «Борис Годунов»
С) «Евгений Онегин»
D) «Дон Жуан»
Автор оперы «Садко»:
А) П.И. Чайковский
В) Н.А. Римский-Корсаков
С) Г. Свиридов
D) М.И. Глинка
Инструменты, не входящие в струнную группу симфонического оркестра:
А) виолончель
В) скрипка
С) контрабас
D) гобой
«Цикл» — это:
А) несколько пьес под общим названием
В) форма музыкальных произведений
С) совместное исполнение произведения
D) вид музыкального сопровождения
Музыкальный цикл, написанный М.П. Мусоргским:
А) «Пер Гюнт»
В) «Времена года»
С) «Картинки с выставки»
D) «Петя и волк»
Балет С.С. Прокофьева:
А) «Щелкунчик»
В) «Жар-птица»
С) «Спящая красавица»
D) «Ромео и Джульетта»
Какого номера нет в опере:
А) арии
В) дуэте
С) ансамбля
D) па-де-де
Автор Богатырской симфонии:
А) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
С) М.И. Мусоргский
D) С.С. Прокофьев
Ответы 5 класс
С
В
В
В
С
В
В
С
А
В
А
А
С
В
D
А
С
D
D
А