Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждения и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Особенности рабочей программы по предмету
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе Государственного образовательнного стандарта программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской М.,Просвещение, 2007. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Программа является частью учебно-методического комплекта для 8 – 9 классов образовательных учреждений разных типов, в который войдут учебник, фонохрестоматия музыкального и литературного материала (на МР3) и пособие для учителя.
Общие цели учебного предмета
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии:
уровневую дифференциацию,
коллективные способы обучения,
театральную деятельность,
развивающие и проектные технологии и др.
Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Приоритетные виды и формы контроля
Основные виды контроля
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
Сроки реализации программы
Срок реализации программы Музыка 8 кл- 1 год
Общая характеристика учебного предмета
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И.Киященко, Л.Н. Столпович, Б.А. Эренгросс и др.), культурологи (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения ( В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М .Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов и др.).
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения;эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания – выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкального, изобразительного искусства, театра, литературы, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художест-венные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Целевые установки для класса
иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и муз.драматургии;
определять принадлежность муз.произведений к одному из жанров на основе характерных средств муз.выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом муз.произведении;
давать личностную оценку музыке;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
В соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Музыка» отводится
Количество часов в год- — 34 ч
Количество часов в неделю -1ч
Количество часов в 1 полугодии -16ч
Количество часов во 2 полугодии-18ч
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Систематизация и углубление полученных знаний
Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
Обогащение сферы художественных интересов учащихся
Активное развитие музыкального самообразования
Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные результаты
выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
ИКТ-компетентности обучающихся:
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством использовать звуковые и музыкальные редакторы;
использовать программы звукозаписи и микрофоны.
организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащийся научится:
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио, презентаций);
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и заполнять различные определители;
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Содержание учебного курса
Тема года: Виды музыкального искусства
Название раздела программы | Кол час |
Краткое содержание | |
1 | «Искусство в жизни современного человека.» |
3 ч. | Искусство в жизни современного человека.Искусство как уни-версальный способ общения.Искусство открывает новые грани мира» |
2 | Искусство открывает новые грани мира |
6 ч. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.Зримая музыка. Человек в зеркале искусства: жанр портрета.Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественниковКак начиналась галерея. Музыкальный портрет. Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино. |
3 | Искусство как универсальный способ общения | 7 ч. | Мир в зеркале искусства.Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?Искусство — проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве.Музыкально-поэтическая символика огня. |
4 | Что есть красота |
10 ч. | Что есть красота.Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои законы.Всегда ли люди одинаково понимали красоту.Великий дар творчества: радость и красота созидания.Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
|
5 | Прекрасное пробуждает доброе |
8ч. | Преобразующая сила искусства.Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. — М., 2002
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 классов:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого
(усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Критерии и нормы оценивания результатов
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
Тесты
Кроссворды.
Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Ведение творческой тетради по музыке.
Проектная деятельность.
Уровни усвоения учебного материала | |||
Слушание музыки | Хоровое пение | Контр работа | |
“5” – отлично | дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. | -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; —выразительное исполнение. | —выполнил работу без ошибок и недо-четов; -допустил не более одного недочета
|
“4” – хорошо | ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. | -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; —пение недостаточно выразительное. | ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов
|
“3” – удовлет-ворительно | ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. | -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритми-ческие неточности; —пение невыразительное. | правильно выполнил не менее половины работы или допустил: -не более 2 грубых ошибок; или не более 1 грубой и 1негрубой ошибки и 1недочета; или не более 2-3 не-грубых ошибок; или 1 негрубой ошибки и трех недочетов; при отсутствии ошибок, но при 4-5 недочетов. |
“2”-неудов-летвори-тельно | Ответ неправильный, непонимание сути вопроса, отсутствие записей в рабочей тетради | -полное незнание текста (не рекомендуется снижать оценку за фальшивое пение, следует учитывать физиологические особенности строения голосового аппарата | допустил число оши-бок и недочетов ,больше нормы, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.
|
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.Тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» — 10 правильных ответов
«4» — 7-9,
«3» — 5-6,
«2» — менее 5 правильных ответов.
2. Тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» — 18-20 правильных ответов
«4» — 14-17,
«3» — 10-13,
«2» — менее 10 правильных ответов
(Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для педагога и обучающихся
Нормативные документы
Конституция РФ
Закон Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Концепция модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по музыке.
Примерные программы по музыке на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования
Учебно-методический комплект «Музыка 8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашекова Е.Д.Критской:
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
Литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. — М., 2002
Литература для учащихся
учебник «Музыка. 8-9 класс», М., Просвещение, 2014г.
Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г
Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 — 176с.
Печатные пособия
Портреты композиторов.
Таблицы признаков характера звучания
Таблица длительностей
Таблица средств музыкальной выразительности
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Транспарант «Симфонический оркестр»
Транспарант «Волшебный мир оперы»
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Компьютер
Экран
Мультимедиа проектор
Микрофоны
Интернет-ресурсы
Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
Классическая музыка-Режим доступа : http://classic.сhubrik.ru
Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
.Единая коллекция — https://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал — https://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации — https://viki.rdf.ru/
Календарно- тематическое планирование
Название темы урока | Кол-во час | Дата по плану | Дата факт | Дом задание | ||
| Раздел1. Искусство в жизни современного человека -3ч |
|
|
| ||
1 | Искусство вокруг нас. | 1 |
|
| Выучить и обьяс-нить опорную схе-мутаблицуИскусство | |
2 | Художественный образ – стиль – язык. | 1 |
|
| Обьяснить по каким критериям опреде-ляется стиль комп-ра | |
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 |
|
| Подобрать научные факты о музыке, искусстве | |
| Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира — 6ч |
|
|
| ||
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 |
|
| Подобрать музыкаль-ные произведения созвучные картинам | |
5 | Зримая музыка. | 1 |
|
| Озвучить презента-цию картин | |
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 |
|
| Рассказать о творчес-тве ФШопена, картинах Лакруа | |
7 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников | 1 |
|
| Связь жанра Романса с портретами дореволюцонной России | |
8 | Как начиналась галерея. | 1 |
|
| Сделать эскизные зарисовки понравив-ившихся персонажей | |
9 | Музыкальный портрет Александр Невский | 1 |
|
| Просмотреть фраг-менты фильма Эйзейнштейна, опи-сать музык характер | |
| Раздел 3.Искусство как универсальный способ общения 7ч |
|
|
| ||
10 | Мир в зеркале искусства. | 1 |
|
| Подобрать музыку под фото различных соолужений и памятников разных эпох | |
11 | Роль искусства в сближении народов.. Как происходит передача сообщений в искусстве? | 1 |
|
| Записать всемирно известные произве-денияПИЧайковског | |
12 | Искусство — проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | 1 |
|
| Рассказать о музыке, оставившей глубокие впечатления, почему | |
13 | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 |
|
| Выучить главные об-ряды рус народа,при-готовить муз мат-л | |
14 | Символы в жизни и искусстве. | 1 |
|
| Приготовить сообще-ние «Создание цвето-музыки» | |
15 | Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 |
|
| Написать реферат «Скрябин и образ Огня.Прометей» | |
16 | Мир в зеркале искусства. | 1 |
|
| Закрепить основные понятия полугода | |
| Раздел 4.Красота в искусстве и жизни 10ч |
|
|
| ||
17 | Что есть красота. | 1 |
|
|
| |
18 | Откровенье вечной красоты. | 1 |
|
|
| |
19 | Застывшая музыка. |
|
|
|
| |
20 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 |
|
|
| |
21 | Законы красоты |
|
|
|
| |
22 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 1 |
|
|
| |
23 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. |
|
|
|
| |
24 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 |
|
|
| |
25 | Как соотносится красота и польза. | 1 |
|
|
| |
26 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 1 |
|
|
| |
| Раздел5.Прекрасное пробуждает доброе. 8ч |
|
|
| ||
28 | Преобразующая сила искусства. | 1 |
|
|
| |
29 | Преобразующая сила искусства | 1 |
|
|
| |
30 | Преобразующая сила искусства | 1 |
|
|
| |
31 | Преобразующая сила искусства | 1 |
|
|
| |
32 | Преобразующая сила искусства | 1 |
|
|
| |
33 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка | 1 |
|
|
| |
34 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка | 1 |
|
|
| |
|
| всего | 34ч |
|
|
|