Статья «Сказка как способ воспитания музыкально-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №59» с.Атаманово Кемеровской области



Котовщикова Г.А., преподаватель отделения фортепиано



Сказка как способ воспитания музыкально-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста (Из опыта работы преподавателей Детской школы искусств)

«Любителями и знатоками музыки

не рождаются, а становятся…

Чтобы полюбить музыку, надо,

прежде всего, ее слушать…»

Д.Шостакович

Музыка является одним из основных средств музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Она обладает огромной силой эмоционального воздействия на человека, делает его добрым и чутким, отзывчивым, способным сопереживать в горе и радости. А начинать такое воспитание нужно с самого младшего возраста.

К сожалению, дети, проживающие в сельской местности, не всегда имеют одинаковые с городскими сверстниками возможности для музыкального развития.

Наличие почти в каждой семье аудио и видео- техники не всегда выполняет свои воспитательные функции. Достаточно часто транслируемая музыка, за исключение канала «Культура» и ряда радиопрограмм, не совсем соответствует лучшим образцам музыкальной культуры. Поэтому задачу развития художественно-эстетического вкуса, в частности, музыкального, должны брать на себя преподаватели музыки общеобразовательных школ и школ искусств.

Но мы считаем, что музыкальное воспитание учащихся общеобразовательной школы не должно ограничиваться одними уроками музыки. Большую помощь в повышении культурного развития детей могут оказывать дополнительные музыкальные занятия, организуемые в порядке шефства для учащихся общеобразовательной школы преподавателями школ искусств. Такие беседы расширяют кругозор детей, углубляют получаемые ими на уроках музыки знания, обогащают новыми впечатлениями.

Наша школа искусств № 59 находится в селе Атаманово Кемеровской области. Учащиеся младших классов сельской общеобразовательной школы – частые гости нашей школы. С 1998г. преподаватели школы искусств проводят занятия лектория «Музыкальная гостиная». Дети знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов, с лучшими образцами классической музыки. Они учатся различать звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, получают представление о жанрах и формах музыкальных произведений. Преподаватели нашей школы стремятся воспитать у детей умение не только слушать, но и пытаться анализировать музыкальные произведения. И маленькие слушатели нашей «Музыкальной гостиной» проявляют большой интерес к таким занятиям.

В нашей школе искусств разработаны специальные программы тематических бесед о музыке.

Уже первые занятия музыкального лектория с учащимися начальной школы призваны разбудить в детях воображение и фантазию. Для этого мы и обращаемся к сказке. Сказка и музыка близки между собой. Сказки развивают фантазию и творческое воображение ребенка и помогают им понять музыку

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по информатике: "Информационный бум" 8-9 класс

Программа занятий с учащимися «Сказка как способ воспитания музыкально-эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста» рассчитана на весь учебный год и состоит из бесед о музыке по следующей программе:



Программа лектория «Музыкальная гостиная» для учащихся младших классов общеобразовательной школы с. Атаманово

Сентябрь

Музыка в жизни человека

План занятия

  1. Рассказ учителя о значении музыки в жизни человека.

Объяснение значения слов: композитор, исполнитель, слушатель.

  1. Рассказ о сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» с просмотром иллюстраций к сказке художника А.Лунякова.

  1. Просмотр анимационного мюзикла «Бременские музыканты» по мотивам сказки братьев Гримм композитора Г. Гладкова.

  2. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Октябрь

Музыкальные портреты сказочных героев

План занятия

  1. Рассказ учителя о героях народных сказок в фортепианных произведениях П. Чайковского и Э. Грига.

  2. Прослушивание в исполнении учащихся и преподавателей школы искусств произведений:

  • П. Чайковский «Баба Яга»

  • Э. Григ «Танец эльфов», «Шествие гномов»

  1. Просмотр картины художника И. Билибина «Баба Яга» и картины Д.Яковина «То ли гномы, то ли эльфы: маленькие человечки».

  1. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Ноябрь

Сказка «Руслан и Людмила»

План занятия

  1. Знакомство учащихся со сказкой А. Пушкина «Руслан и Людмила» с просмотром картины художника Н. Ге.

Рассказ о композиторе М. Глинке и его опере «Руслан и Людмила».

  1. Прослушивание в записи музыкального фрагмента из оперы («Марш Черномора»).

Декабрь

Рождественская сказка

План занятия

  1. Знакомство учащихся со сказкой Э. Гоффмана «Щелкунчик и мышиный король» с просмотром иллюстраций к сказке художника Н.Гольц.

  1. Рассказ учителя о балете П. Чайковского «Щелкунчик».

  2. Прослушивание записи фрагмента музыки из балета «Щелкунчик»в исполнении оркестра Мариинского театра (дирижер В. Гергиев):

  • II действие – «Вальс цветов».

  1. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Январь

Сказка «Спящая красавица»

План занятия

  1. Беседа о сказке Ш.Перро «Спящая красавица» и героях сказки с просмотром иллюстраций к сказке художника М.Пыльцына.

  1. Рассказ о балете П. Чайковского «Спящая красавица».

  2. Прослушивание в записи фрагмента музыки из балета «Спящая красавица» в исполнении оркестра Большого театра (дирижер Е. Светланов):

  • Вальс из I действия.

  1. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Февраль

Образы русских богатырей в музыке

План занятия

  1. Рассказ учителя о русских богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

  2. Просмотр картины В. Васнецова «Три богатыря».

  1. Прослушивание в записи темы из Второй («Богатырской») симфонии А. Бородина в исполнении оркестра Московской Государственной консерватории им. Чайковского (дирижер Н. Михайлов).

  2. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Март

Сказка «Снегурочка»

План занятия

  1. Знакомство со сказкой А. Островского, с героями сказки.

Просмотр картины художника В.Васнецова «Снегурочка».

  1. Рассказ о композиторе Н.Римском-Корсакове и его опере «Снегурочка»

  2. Прослушивание в записи музыкального фрагмента оперы:

  • Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», исп.Д.Коваленко

Апрель

Сказка о Царе Салтане

План занятий

  1. Знакомство учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане и его славном сыне Гвидоне» с просмотром иллюстраций к сказке художника И.Билибина. Знакомство с оперой Н.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  1. Прослушивание в записи музыкального фрагмента («Полет шмеля») из оперы «Сказка о царе Салтане»в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.

  2. Беседа с учащимися о прослушанной музыке.

Май

Сказка «Золотой петушок»

План занятий

  1. Знакомство учащихся с героями сказки А.С.Пушкина «Золотой петушок».

Просмотр иллюстраций к сказке художника И. Билибина.

  1. Рассказ об опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

  2. Прослушивание в записи музыкального фрагмента из оперы «Золотой петушок»:

  • Вступление к опере в исполнении кларнетистов В.Соколова и В.Зверева.



Дети с удовольствием посещают занятия нашего музыкального лектория. К концу учебного года они владеют базовыми знаниями о музыкальных инструментах, композиторах и их произведениях, могут составить собственное мнение о прослушанной музыке. Они охотно делятся полученной информацией со своими сверстниками, некоторые приходят учиться музыке в нашу школу искусств.

Преподаватели нашей школы искусств уверены, что эти занятия запомнятся детям. Мы надеемся, что они будут способствовать развитию настоящего музыкального вкуса у нашего подрастающего поколения и станут основой для развития интереса к богатой музыкальной культуре человечества в дальнейшем.













































Источники материалов

Литература

  1. Музыкально-энциклопедический словарь: сб. статей под ред. Келдыша Г.В. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 78-79, 138-139, 150, 461-462, 618-619.

  2. Русская музыкальная литература: учебное пособие для учащихся музыкальных школ; под ред. Поповой Т.В. М.: Музыка, 1989. С. 12-17, 71-74, 85-100, 106-109.

  3. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М.:Музыка, 1979. 100 с.

  4. Рацкая Ц. Н.А. Римский-Корсаков. Изд. Второе перераб. М.: Музыка, 1977. 109 с.

  5. Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. М.: Дет. лит., 1971. С. 7-30, 31-46, 47-74.

  6. Оперные либретто. Русская опера и оперы народов СССР; под ред. В.А. Панкратовой, Л.В. Поляковой. М.: Музыка, 1971. Т.1. С. 31-33, 72-75, 87-88, 96-97.

  7. Чайковский П.И. Детский альбом для фортепиано. М.: Музыка, 1985. Баба Яга. С. 32-33.

  8. Григ Э. Избранные произведения для фортепиано. Л.: Музыка, 1971.Т.1. Танец Эльфов. С. 7-8. Шествие гномов. С. 82-87.

  9. Былины/посл. В. Аникина. М.: худож. лит., 1986.

  • Добрыня и змей, с. 58-67.

  • Алеша Попович и Илья Муромец, с. 86-92.

  1. Братья Гримм. Бременские уличные музыканты. Ташкент: Изд-во литературы и искусства имени ГадураГулямова. 1990. С. 8-93.

  2. Французские народные сказки. Перевод М.Е. Абкиной. М.: Сов. Писатель, 1991. Маленькие человечки. С. 247-251.

  3. Пушкин А.С. Руслан и Людмила поэма. М.: Изд. Дом Прибой, 1996. 96 с.

  4. Пушкин А.С. Сказки. М.: РОСМЭН-Пресс, 2007. С. 5-58, 115-134.

  5. Русские сказки. Составитель А.Л. Налепина. М.: VITA, 1993. C. 271-278.

  6. ЭрнсТеодор Амадей Гофман. Сказки. М.: Худ.лит. 1991. с. 75-126.

  7. Шарль Перро. Сказки для самых маленьких. Перевод А. Васильевой. М.: РОСМЭН, 2008. С. 21-36.

  8. Островский А.Н. Сочинения. Пьесы. М.: Худ. лит., 1987. Т.3. с. 5-106.













Музыкальное сопровождение

  1. https://mults.info/mults/?id=440 — Анимационный мюзикл по мотивам сказки «Бременские музыканты». Муз. Г.Гладкова

  2. https://www.moskva.fm/artist/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/song_1288465 — Марш Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

  3. https://www.youtube.com/watch?v=9clXlLKOX3U -Тема из «Богатырской Симфонии» А.П. Бородина

  4. https://ololo.fm/search/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%B9+-+%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81+%D0%B8%D0%B7+%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0+%D1%81%D0%BF%D1%8F%D1%89%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0 -Вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

  5. http://getune.net/?a=music&q=%CF.%D7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9.+%D9%E5%E%EA%F3%ED%F7%E8%EA.+%C2%E0%EB%FC — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

  6. https://www.youtube.com/watch?v=sETB1zWbRa0 Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

  7. https://ultratreki.com/mp3files/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%20%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D1%88%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8F — «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царь Салтан».

  8. https://muzofon.com/search/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BE%D0%BA#playlist-popup — Вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».



Иллюстрации

1. Луняков А.В. Иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Бременские

музыканты». 2. Васнецов В.М. Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса

прекрасная». 3. Яковин Д. Фотоальбом иллюстраций «То ли эльфы, то ли гномы: маленькие

человечки». 4. Ге Н. Н. «Голова Черномора» из Коллекции иллюстраций к произведениям

А.С. Пушкина в собрании Музея-заповедника «Михайловское». 5. Васнецов В.М. «Три богатыря» (Третьяковская галерея). 6. Пыльцын М.А. Иллюстрации к сказке Ш.Перро «Спящая красавица». 7. Малкус М. Иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка». 8. Билибин И.Я. Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Царь Салтан». 9. Билибин И.Я. Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок».





Свежие документы:  Урок по теме "Работа над гаммами в классе синтезатора"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: