МБОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»
Театрализованный народный праздник для начальной школы
«Кузьминки»
Учитель музыки: Кузнецова Е.Ю.
ноябрь 2013 г.
Сценарий праздника «Кузьминки»
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
познакомить с народными традициями и обрядами – проводы осени и встреча зимы;
рассказать о народном празднике «Кузьминки»;
приобщить детей к народным традициям;
способствовать сплочению детских классных коллективов и развитию творческого потенциала учащихся;
воспитывать культуру празднования народных праздников.
Класс убран празднично:
плакаты «Кузьминки — об осени поминки»;
столы с угощеньями, деревянной и глиняной посудой.
Участвуют:
Взрослые:
1-я ведущая,
2-я ведущая.
Дети:
восемь чтецов,
Кузьма и Демьян,
«Ноябрь» и «Декабрь».
Все участники праздника выстраиваются на сцене и исполняют песню
«Осенины на Руси».
Звучит фонограмма весёлого наигрыша. Перед зрителями полукругом выстраиваются шесть чтецов — девочек в народных костюмах. У девочек на плечах большие цветастые платки.
1-й чтец:
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
2-й чтец: Слушайте, да глядите,
3-й чтец:
Да не говорите, что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.
4-й чтец:
Гостей округи Минусинской
Зовём к вечёрке мы Кузьминской!
5-й чтец:
Рассаживайтесь поскорей
Кто в кресло, кто на лавку,
2-й чтец: Да не делайте давку!
6-й чтец:
Ну что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!
Поворачиваются спиной. Девочки, удерживая концы платков, кладут руки на плечи рядом стоящим девочкам. Отходят к заднику. За образовавшейся «ширмой» на сцену выходят «Ноябрь» и «Декабрь».
1-я ведущая: Ноябрь за окном, месяц студёный. На Руси называли его Грудень. В этом древнерусском слове – картина предзимнего времени: смёрзшаяся земля лежит безжизненными грудами, наступают сумерки года, раскрываются ворота зимы, (Разомкнув руки в центре шеренги, чтецы расходятся по трое от центра к кулисам, подобно створкам ворот, открывая зрителям Ноябрь и Декабрь) сковывают воду ледовые кузнецы.
«Ноябрь»: Не сковать реку без ноября-кузнеца.
«Декабрь»: Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
1-я ведущая:
Рассвет с сумерками среди дня в ноябре встречаются,
А мы встречаемся в ноябре с Кузьмой и Демьяном.
«Ноябрь»:
Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)
Несёт Кузьма два молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)
Для рек и прудов (Проговаривая текст, метрично.)
Накуёт мостов. (Стучит по 4 раза кулаком о кулак.)
«Декабрь»:
Идёт Демьян из кузницы,
Несёт Демьян два молота.
С бережка на бережок
Возведёт мосток. (Действия те же.)
1-й чтец:
Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то.
3-й чтец:
И по доброте своей
Исцелять могли людей.
2-й чтец:
Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,
4-й чтец:
Милосердием души
Очень были хороши!
6-й чтец:
Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,
5-й чтец:
Не просили ни гроша
Братья — добрая душа.
Все вместе:
Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.
1-я ведущая:
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!
Исполняется Закликание Кузьмы-Демьяна.
Появляются Кузьма и Демьян с молотом и берёзовым веником.
Кузьма:
Друзья! Мы подарить хотим
Вам всё, что нам дано.
Демьян:
Лишь отдавая – обретёшь:
Проверено давно!
Кузьма:
От хворей всяческих народ
Мы можем исцелять.
Демьян:
И, стало быть, настал черёд
Вам в «Дударя» сыграть! (Все участники и желающие образуют хоровод.)
Исполняется Хороводная игра «Дударь».
Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
— Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)
Игра «Петушиный бой».
В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.
Давай, давай, себя испытай!
Слаб ты или силен?
Нам узнать занятно,
Всем потешиться приятно!
Реквизит для конкурса: начертить круг на полу.
Ведущий: Замечательно, мы увидели какие у нас мальчики сильные. А еще есть у нас удальцы? Приглашаю еще двоих поиграть в игру «Русское единоборство».
7-й чтец:
Если дух в здоровом теле —
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…
Исполняются Частушки
Во время исполнения частушек Кузьма и Демьян незаметно берут свитки с загадками.
1-я ведущая:
Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?
2-я ведущая:
Что праздник каждому помог
В учении изрядно:
Идёт учёба детям в прок —
Всё ясно, всё понятно!
Кузьма:
Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.
Демьян:
А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.
Зачитывают загадки.
1-я ведущая:Кузьмуи Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, — своим праздником.
2-я ведущая: К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.
Чтецы все вместе:
— Идёт Кузьма из кузницы, (Двигаются навстречу друг другу.)
— Идёт Демьян из кузницы,
— Несут они по молоту, (Кулачки вверх.)
— По молоту, по молоту.
— Всем подарки накуют, («Куют» кулачками.)
А потом – раздают! (Поворот к зрителям, жест дарения.)
1-й чтец: Праздник этот — ремесла,
2-й чтец: домашнего очага,
3-й чтец: праздник не безделья,
4-й чтец: праздник рукоделья!
5-й чтец: Мы подарки раздаём,
6-й чтец: песню весело поём!
7-й чтец:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары! (На подносах выносят деревянные ложки и другие народные инструменты)
8-й чтец:
Не подарки, — сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Исполнение песни «Во кузнице».
1-я ведущая: В народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, Что своим молотом они выковывают на Небесной наковальне крепкую, прочную семью, семейный лад.
2-я ведущая: Помогают супругам жить в мире и согласии, помогают воспитывать и обучать детей.
3-й чтец: О, святый Кузьма-Демьян!
1-й чтец: Приходи на свадьбу к нам!
2-й чтец: Скуй нам свадебку сердечную,
4-й чтец: Неразлучную, вековечную,
5-й чтец: До седой головушки,
6-й чтец: До длинной бородушки!
Исполнение песни «Возле речки, возле мосту».
2-я ведущая: Кузьминские посиделки становились своеобразным домашним театром, где вечёрочники шутливой пантомимой, танцами и песнями рассказывали о своей жизни.
Исполнение игры – хоровода «В хороводе были мы».
1-я ведущая: В житии Кузьмы и Демьяна есть такая притча: (инсценировка притчи) Однажды братья исцелили женщину. В знак благодарности она просила принять три куриных яйца во имя святой Троицы. Братья откликнулись на такую просьбу, а куриные яйца стали единственным вознаграждением, которое приняли за свою жизнь Кузьма и Демьян.
2-я ведущая: Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера»
Кузьма и Демьян играют на свирелях, участники подпевают песню «Петушок».
Девочки – чтецы:
— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки! Спали на подушке, (Ладошки под щёчку.)
ели колобушки (Вертят кулочками.)
курочки-рябушки! (Друг другу: Ко-ко-ко!)
Под мелодию Заключительной частушки участники встают перед зрителями.
На Руси Кузьминки длились с вечера идо утра,
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Тынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора.
Наш поклон вам за участье добродушное весьма,
Вам со сцены ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Тынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!
Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (2 раза)
Все участники выстраиваются на сцене и исполняют заключительную песню
«До свидания, осень!»
«Отгадай загадку».
Всех наградила, все загубила. (осень)
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (мороз)
Летом вырастают, а осенью опадают. ( листья)
Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (каша)
Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (яйцо)
Шапочка алая, жилеточка нетканная, кафтанчик рябенький. ( курица)
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (петух)
По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (перо)
Сидит на ложке, свесивши ножки. (лапша)
У матери двадцать деток, все детки одинаковы. (курица и цыплята)
Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)
В сенокосе – горька ,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)
Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)
Сидит рядом с нами, Смотрит чёрными глазами, черна, сладка, мала и всем мила. (Черника)
Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)
Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как
мёд. (Вишня)
На солнце я похожий, и солнце я люблю. За солнцем поворачиваю я голову свою. (Подсолнечник)