Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №28 Московского района города Санкт-Петербурга
Сценарий урока музыки для 4 класса
«Лесные тайны»
подготовила
музыкальный руководитель
Стрижакова Елена Викторовна
Санкт-Петербург
2014
Лесные тайны.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Цель: Стимуляция мотивационной направленности познавательной потребности, исходящая от ребёнка и имеющая поддержку со стороны взрослых.
Задачи:
1. Развитие творческого воображения и фантазии
2. Развитие сенсорной – перцептивной сферы
3. Развитие творческого потенциала личностных и творческих особенностей детей
Основы музыкальных знаний.
Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.
Элементарное музицирование:
звуковая импровизация «Звуки осени» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, предметы заместители и др.)
Слушание музыки. Пьеса «Вальс дождя» Ф.Шопена. Пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Сентябрь» и «Осенняя песня». Пьеса «Кукушка» Л. Дакена. И. Штраус «Сказки венского леса».
Арт-терапевтическая деятельность
Слушание звуков леса (на выбор). «В лесу», «Лесной родник», «Опавшие листья», «Грибной дождик», «Осенний ветер», «Шорох осенних листьев», «Ворона», «Кукушка», «Дятел».
Музыкально-изобразительная деятельность.
Рисунок на тему «Музыка осени»
Ход занятия
На фоне музыки леса дети заходят, останавливаются по кругу и здороваются встретившись глазами с педагогом.
1. Церемония вхождения в мир природы
Музыкальный руководитель предлагает попасть в сказку осеннего леса, подержав в руках волшебное яблочко.
Дети по кругу передают волшебное яблочко, покатав его по ладошке.
2. Ритмопластика на музыку И. Штрауса «Сказки венского леса» «Сказочный мир растений»
Музыкальный руководитель: «Сегодня мы попадём в сказочный мир растений. У каждого растения, как и у вас своё имя. О чём они думают? Что говорят? Мы не знаем. Но сможем об этом узнать, если сами превратимся в них. Вспомните, какие деревья, ягоды, грибы, цветы растут в наших лесах?
Презентация «Осенний лес»
А теперь представьте, свои имена в виде названий деревьев, цветов, лесных даров. На что похоже твоё имя?
-Моё имя похоже на хрупкую осинку, на зелёную ёлочку, на грибок-боровичок… .
Примите образ своего растения и расскажите, что почувствуете, когда пойдёт дождь, сядет птичка, приползёт гусеница… .
Ритмопластика в трансформации музыкального образа на музыку по выбору музыкального руководителя
(«Вальс дождя» Ф.Шопена, А. Вивальди «Гроза», Э. Григ «Утро») .
Дождь прошёл и оставил после себя разноцветные лужицы, похожие на кляксы.
3. Игра «Волшебные кляксы» — на что похожа клякса?
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди говорят, что они видят в кляксе или её отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовёт больше увиденного.
Дождь прошёл, снова выглянуло солнце. Вот каков таинственный мир растений.
На одно из деревьев прилетела и села кукушечка, затеяв свою незатейливую песенку.
4. «Кукушка» Л. Дакена с музыкальной импровизационной игрой детей на ударных музыкальных инструментах (треугольник, металлофон, колокольчик, бубенцы)
А вот и вредная ворона, пожаловавшая к нам на лесную полянку.
5. Игра «Вредная ворона»
На полу раскладываются обручи, изображающие гнёзда птиц, в каждом из них находится ребёнок – птица. Ворона, во время полёта птиц, старается разрушить как можно больше гнёзд и прогнать птичку. Та птичка, которая успеет залететь в гнёздышко, станет самой ловкой и быстрой.
Над осенним лесом зависло необычное сладкое, мягкое, пушистое облачко, похожее на большую зефиринку. Вот вам маленькие волшебные, сладкие капельки облачка. Попав на лесные растения, они исполнят его желание. О чём могут мечтать растения в лесу?
5. Игра «Капельки желаний»
Детям раздаются волшебные капельки и, на обратной стороне которых дети рисуют желание своему выбранному растению: ромашке, грибку, ягодке, берёзке, ёлочке, дубу…. (ромашка мечтает подружиться с божьей коровкой, ёлочка о шишечке, грибок – о высокой траве)
Затем волшебные капельки желаний возвращаются на большую тучку. Дети рассматривают желания и пробуют отгадать, к кому оно относится.
6. Рассказ В.Осеевой «Синие листья»
6. Рефлексия.
Перед нами дерево с синими листочками. Почему?
Под кроной этого дерева мы отдохнём, превратимся в ребят и вспомним, что вы узнали нового из жизни лесных растений.
7. Прощание
Просьба нарисовать себя в образе лесного растения для сказочного, волшебного леса, а также подумать, с кем бы вы совершили осеннюю прогулку по волшебному лесу.
Литература
1.Осеева В.А. «Синие листья». Москва «Детская литература», 1971
2.Стрижакова Е.В. «Музыкальная галерея звуков. Цикл интегрированных занятий» (рукопись)
Музыкальные источники
Классика для малышей CD, 2000