Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Куценко Т.Н.
Тема: Музыка утра (утро в горах).
Изучение нового материала; урок – игра
Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях, выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес.
Решаемые проблемы:
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Задачи:
обучающие: Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.
Развивающие: Развитие интегративных качеств восприятия.
Воспитывающие: Воспитание любви к родному краю.
Материал: Портрет Ж.Бизе, Э.Грига, Ж.Бизе «Утро в горах», Э.Григ «Утро», песни «Утренняя зарядка», «Солнечные зайчики», цветные карандаши, листы бумаги, солнышки-игрушки, фотографии гор, маленькие камушки.
Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, экран, мультимедийная аппаратура, набор детских музыкальных инструментов.
Методы:
1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
2.Метод использования широких ассоциативных связей музыки
с другими видами искусства.
3. Метод перспективы и ретроспективы в обучении
(«забегания впрёд» и «возвращения к пройденному»).
Музыкально-исполнительская деятельность: Пение: песня «Солнечные зайчики».
Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Камнепад в горах»(музыкальные инструменты: барабан, маракасы, звучащие предметы, например, камушки).
Арт-терапевтическая деятельность: Слушание звуков гор. Упражнения «Горный воздух», «Высоко-низко».
Музыкально-пластическая деятельность: «Утренняя зарядка», пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Понятия.
Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.
Предметные результаты
Научатся: Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение ( на примере музыки Ж.Бизе «Утро в горах», Э. Грига «Утро»).
Метапредмеитные результаты
Научатся: участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей.
Личностные результаты
Научатся: продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные:
1.Использовать речь для регуляции своего действия.
2.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к уроку через пластическое интонирование, разыгрывание песни.
Коммуникативные:
1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные :
1.Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.
3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Содержание урока.
Сравнение пьес, интонационно-образный анализ (Ж.Бизе «Утро в горах», Э. Григ «Утро»). Вокализация темы Э. Грига со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло». Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро». Проблемные вопросы: Почему композитор написал музыку в мажорном ладу? Похожи ли услышанные произведения?
Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведения.
Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчётливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них, исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок, инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), принципов развития формы ( трёхчастность, вариативность).
Фрагмент из видеофильма «Утро в горах». Показ восхода солнца средствами мультимедиа.
Ход урока:
Вход детей под музыку
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Доброе утро! (попевка «Доброе утро!»)
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие, превратившись в весёлых туристов.
А отправимся мы с вами в горы. Мы узнаем о главной жемчужине Апшеронского района – плато Лагонаки и послушаем звуки природы и прекрасную музыку.
— Какими должны быть путешественники?
(весёлыми, дружными, любознательными, внимательными…)
Звучит ритмичная музыка.
С рюкзаками за спиной
Мы идём в поход с тобой,
А хорошее настроение
Помогает нам во всём!
— Что вы видите и слышите вокруг?
— Обратите внимание на то, как чист и прозрачен горный воздух, хрустальная вода в горной речке, как легко и свободно здесь дышится.
Звучит спокойная музыка.
Арт – терапевтическая деятельность (дыхательная терапия) – упражнение «Горный воздух»:
Под музыку при взмахе «волшебной» палочки дети медленно выдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вдоха, при повторном взмахе «волшебной» палочки медленно выдыхают воздух.
(детям предлагается представить, что их организм наполняется во время вдоха целительным свежим воздухом, придающим им жизненную силу и уносящим с собой во время выдоха все болезни и неприятности)
— Мы поднимаемся всё выше и выше. Вы слышите, где-то зазвучала музыка?
Звучит «Утро в горах» Ж.Бизе
— Ребята, как вы думаете, это музыка утра или вечера? Почему?
— Какими красками вы нарисовали бы картину утра? А картину вечера?
— Подберите соответствующие утру и вечеру звуки на клавишах. Где музыка будет звучать светло, а где как бы затемнено?
(несколько учащихся подходят к инструменту)
(игра «Мы – композиторы»)
Наступление нового дня в горах музыкальными красками нарисовал французский композитор Жорж Бизе. А называется это произведение «Утро в горах».
— А что происходит утром с природой?
( Утром встаёт солнце, оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило!)
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки вершин
Золотыми потоками хлынуло.
— Созвучно ли это стихотворение музыке Ж.Бизе?
Звучит «Утро» Э.Грига
— Какими музыкальными красками нарисовал музыку утра Эдвард Григ?
— обратите внимание на то, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра.
— покажите движениями под музыку, как развивается мелодия утра?
Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».
Вокально-хоровая работа:
Вокализация темы Э. Грига со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло».
— Ребята, скажите слова «Доброе утро!» с разным настроением, с разной интонацией.
— Что вам по утрам помогает поднять настроение? ( зарядка)
Сейчас мы все вместе сделаем утреннюю зарядку.
Чтобы тонус ваш поднять
И достичь разрядки,
Проведу сейчас для вас
Утреннюю зарядку!
Ритмическая пауза «Утренняя зарядка»
Пришла пора остановиться на привал и прислушаться к звукам природы, увидеть всю красоту утра в горах Лагонаки. Сюда приезжают туристы со всех уголков России, из других стран, чтобы насладиться красотой наших гор.
Просмотр видеофрагмента «Утро в горах»
— Поделитесь своими впечатлениями.
— Ребята, где-то недалеко начался камнепад в горах. Это старые разрушенные скальные стены гор, разогретые солнцем, приходят в движение, сбрасывая в пропасть потоки камней.
Сейчас вы выполните творческое задание в группах – изображение звуковой картины «Камнепад в горах» с помощью камушков и шумовых музыкальных инструментов.
Звуковая картина «Камнепад в горах» (создание проектов)
(обсуждение проектов)
— Утро своими красками раскрашивает всё вокруг, вы видите перед собой листочки с изображением гор. Раскрасьте эти картинки, оживите их с помощью цветных карандашей. Можно дорисовать то, чего не хватает на картине, по вашему мнению.
Под музыку дети рисуют.
(выставка рисунков)
Ну а нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.
Весёлые путешественники дружат с музыкой и любят петь.
Вокально-хоровая работа:
Арт-терапевтическое упражнение «Вверх- вниз»:
Спеть, при этом выполнять движения глазами вверх и вниз под звуки восходящего и нисходящего звукоряда.
Исполнение песенки «Солнечные зайчики» с игрушками –солнышками.
Пусть ваши солнышки засмеются – поднимут нам настроение. А каждый из вас сегодня получает звание «Весёлый путешественник» и такие замечательные солнышки.
Рефлексия: — Чему вы научились на уроке?
Я знаю
Я запомнил
Я смог
— Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в
помощи
— Ребята, с каким настроение вы уходите с урока?
Подойдите к плакату и прикрепите солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное.
Итог урока: Выставка работ учащихся с обсуждением.