Сценарий урока по Музыке «Музыка утра»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Куценко Т.Н.




Тема: Музыка утра (утро в горах).

Изучение нового материала; урок – игра


Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях, выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес.

Решаемые проблемы:

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?

Задачи:

обучающие: Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.

Развивающие: Развитие интегративных качеств восприятия.

Воспитывающие: Воспитание любви к родному краю.

Материал: Портрет Ж.Бизе, Э.Грига, Ж.Бизе «Утро в горах», Э.Григ «Утро», песни «Утренняя зарядка», «Солнечные зайчики», цветные карандаши, листы бумаги, солнышки-игрушки, фотографии гор, маленькие камушки.

Оборудование: Магнитофон, аудиокассеты, экран, мультимедийная аппаратура, набор детских музыкальных инструментов.

Методы:

1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.

2.Метод использования широких ассоциативных связей музыки

с другими видами искусства.

3. Метод перспективы и ретроспективы в обучении

(«забегания впрёд» и «возвращения к пройденному»).


Музыкально-исполнительская деятельность: Пение: песня «Солнечные зайчики».

Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Камнепад в горах»(музыкальные инструменты: барабан, маракасы, звучащие предметы, например, камушки).

Арт-терапевтическая деятельность: Слушание звуков гор. Упражнения «Горный воздух», «Высоко-низко».

Музыкально-пластическая деятельность: «Утренняя зарядка», пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».




Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия.

Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.

Предметные результаты

Научатся: Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение ( на примере музыки Ж.Бизе «Утро в горах», Э. Грига «Утро»).

Метапредмеитные результаты

Научатся: участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей.

Личностные результаты

Научатся: продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

1.Использовать речь для регуляции своего действия.

2.Постановка и выполнение целей.

Познавательные:

1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

3. Формирование устойчивого интереса к уроку через пластическое интонирование, разыгрывание песни.

Коммуникативные:

1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Свежие документы:  Разработка сценария по ОБЖ по теме: «Основы пожарной безопасности»

Личностные :

1.Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.

3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.

Содержание урока.

Сравнение пьес, интонационно-образный анализ (Ж.Бизе «Утро в горах», Э. Григ «Утро»). Вокализация темы Э. Грига со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло». Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро». Проблемные вопросы: Почему композитор написал музыку в мажорном ладу? Похожи ли услышанные произведения?

Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведения.

Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчётливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них, исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок, инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), принципов развития формы ( трёхчастность, вариативность).

Фрагмент из видеофильма «Утро в горах». Показ восхода солнца средствами мультимедиа.

Ход урока:

Вход детей под музыку


Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Доброе утро! (попевка «Доброе утро!»)

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие, превратившись в весёлых туристов.

А отправимся мы с вами в горы. Мы узнаем о главной жемчужине Апшеронского района – плато Лагонаки и послушаем звуки природы и прекрасную музыку.

— Какими должны быть путешественники?

(весёлыми, дружными, любознательными, внимательными…)

Звучит ритмичная музыка.

С рюкзаками за спиной

Мы идём в поход с тобой,

А хорошее настроение

Помогает нам во всём!

— Что вы видите и слышите вокруг?

— Обратите внимание на то, как чист и прозрачен горный воздух, хрустальная вода в горной речке, как легко и свободно здесь дышится.

Звучит спокойная музыка.

Арт – терапевтическая деятельность (дыхательная терапия) – упражнение «Горный воздух»:

Под музыку при взмахе «волшебной» палочки дети медленно выдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вдоха, при повторном взмахе «волшебной» палочки медленно выдыхают воздух.

Свежие документы:  Сценарий "Конкурс Золушек"

(детям предлагается представить, что их организм наполняется во время вдоха целительным свежим воздухом, придающим им жизненную силу и уносящим с собой во время выдоха все болезни и неприятности)


— Мы поднимаемся всё выше и выше. Вы слышите, где-то зазвучала музыка?

Звучит «Утро в горах» Ж.Бизе

— Ребята, как вы думаете, это музыка утра или вечера? Почему?

— Какими красками вы нарисовали бы картину утра? А картину вечера?

— Подберите соответствующие утру и вечеру звуки на клавишах. Где музыка будет звучать светло, а где как бы затемнено?

(несколько учащихся подходят к инструменту)

(игра «Мы – композиторы»)

Наступление нового дня в горах музыкальными красками нарисовал французский композитор Жорж Бизе. А называется это произведение «Утро в горах».

— А что происходит утром с природой?

( Утром встаёт солнце, оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило!)


Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки вершин

Золотыми потоками хлынуло.


— Созвучно ли это стихотворение музыке Ж.Бизе?

Звучит «Утро» Э.Грига

— Какими музыкальными красками нарисовал музыку утра Эдвард Григ?

— обратите внимание на то, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра.

— покажите движениями под музыку, как развивается мелодия утра?

Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».

Вокально-хоровая работа:

Вокализация темы Э. Грига со словами: «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло».


— Ребята, скажите слова «Доброе утро!» с разным настроением, с разной интонацией.

— Что вам по утрам помогает поднять настроение? ( зарядка)

Сейчас мы все вместе сделаем утреннюю зарядку.


Чтобы тонус ваш поднять

И достичь разрядки,

Проведу сейчас для вас

Утреннюю зарядку!

Ритмическая пауза «Утренняя зарядка»

Пришла пора остановиться на привал и прислушаться к звукам природы, увидеть всю красоту утра в горах Лагонаки. Сюда приезжают туристы со всех уголков России, из других стран, чтобы насладиться красотой наших гор.

Просмотр видеофрагмента «Утро в горах»

— Поделитесь своими впечатлениями.

— Ребята, где-то недалеко начался камнепад в горах. Это старые разрушенные скальные стены гор, разогретые солнцем, приходят в движение, сбрасывая в пропасть потоки камней.

Сейчас вы выполните творческое задание в группах – изображение звуковой картины «Камнепад в горах» с помощью камушков и шумовых музыкальных инструментов.

Свежие документы:  Сценарий урока музыки, интеллектуальная игра «Умники и умницы» по теме: «Бородин»

Звуковая картина «Камнепад в горах» (создание проектов)

(обсуждение проектов)

— Утро своими красками раскрашивает всё вокруг, вы видите перед собой листочки с изображением гор. Раскрасьте эти картинки, оживите их с помощью цветных карандашей. Можно дорисовать то, чего не хватает на картине, по вашему мнению.

Под музыку дети рисуют.

(выставка рисунков)

Ну а нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.

Весёлые путешественники дружат с музыкой и любят петь.


Вокально-хоровая работа:

Арт-терапевтическое упражнение «Вверх- вниз»:

Спеть, при этом выполнять движения глазами вверх и вниз под звуки восходящего и нисходящего звукоряда.

Исполнение песенки «Солнечные зайчики» с игрушками –солнышками.

Пусть ваши солнышки засмеются – поднимут нам настроение. А каждый из вас сегодня получает звание «Весёлый путешественник» и такие замечательные солнышки.


Рефлексия: — Чему вы научились на уроке?

  • Я знаю

  • Я запомнил


  • Я смог


Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:

уверен в своих знаниях

в основном уверен

нужно ещё повторить

нуждаюсь в

помощи



— Ребята, с каким настроение вы уходите с урока?

Подойдите к плакату и прикрепите солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное.


Итог урока: Выставка работ учащихся с обсуждением.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: