Люльченко Ольга Геннадьевна.
Музыка
5 б класс
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет в достижению планируемых результатов. | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1этап. Организационный момент | Распевание. Знакомство с целями урока. | Приветствие, тема и цели урока. |
|
| Коммуникативные. Личностные. |
2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. |
Учащиеся вспоминают названия известных им вокальных жанров.
Определяют тему урока. | Повторение опорных знаний Создание проблемной ситуации. Тема нашего урока –путешествие в музыкальный театр. Беседа о спектаклях. Определяет направление работы на уроке. Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль. Сегодняшний наш спектакль связан с вокальными жанрами, какие вокальные жанры вы знаете? Задает вопросы о вокальных жанрах с помощью игры «Данетка».
| Игра «Данетка»
Решение кроссворда | Научатся различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
3 этап. Этап освоения новых знаний. | Знакомство с новыми понятиями: опера, увертюра, ария, хор.
Отвечают на вопросы.
Слушают и отвечают на вопросы. Коллективная работа.
Высказывания и рассуждения учащихся
Знакомство с термином «либретто».
| Объяснение новой темы, показ презентации. Лекция беседа о строении оперного жанра, его отличительных особенностях. Проверочные вопросы о домашнем задании (прочитать былину о Садко).
Узнай композитора. Учитель предлагает узнать композитора по описанию. Называет известные факты из жизни композитора и его произведения.
Объяснение нового музыкального понятия «Либретто». Это литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к своим операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.
| Доклады учащихся о строении оперы, роли увертюры, арии и хора в опере.
Закрепление содержания былины о Садко.
Узнать композитора по фрагментам биографии и по портрету.
Вспоминают произведения композитора.
Участвуют в обсуждении
| Научатся находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Знакомятся с композитором Н.А. Римским-Корсаковым и его произведениями.
Познакомятся со строением оперы и ее особенностями. Закрепят понятия: опера, солист, хор, увертюра, либретто. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
4 этап. Работа в группах. | Знакомство с заданиями, выполнение заданий, решение проблемы, коллективное обсуждение.
Слушание музыкальных отрывков и обсуждение прослушиваемого материала. | Учитель предлагает учащимся взять на себя роль композитора. — как вы думаете, легко ли было композитору сочинить оперу? — Давайте попробуем себя в роли композитора. — Каждой группе будет предложен небольшой отрывок из либретто оперы «Садко», ваша задача: внимательно прочитать текст либретто и придумать музыку к предложенному отрывку. Выслушивание мнений и отчета каждой группы.
Разбор самостоятельной работы и слушание отрывков из оперы.
| Творческое задание «сочини музыку».
Творческий отчет каждой группы, показ результата работы.
| Научатся проводить сравнительный анализ поэтического и музыкального текста. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. Научатся размышлять о музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; Осуществлять собственный опыт сочинительства. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
5 этап. Физкультминутка | Двигательная разминка. |
|
|
| Личностные Коммуникативные |
6 этап. Вокальная работа. | Исполняют ранее выученную песню. | Учитель предлагает вспомнить характер песни и манеру исполнения. | Вокальная работа. | Научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении | Личностные Коммуникативные |
7 этап. Этап закрепления и проверки новых знаний. | Отвечают на предложенные тестовые задания. Проверяют работы другой группы.
| Учитель предлагает учащимся проверить свои знания с помощью тестовых заданий (заполнения программки к оперному спектаклю). Тесты передаются для проверки другой группе. Анализирует полученные результаты и делает выводы. | Работа по само- и взаимооцениванию письменных тестов.
|
| Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
8 этап. Рефлексия.
| Отвечают на вопросы учителя. | Подводит итоги урока. Делает выводы. Определяет лучшую группу по результатам работы. В чем испытывали трудности? Понравился ли урок? Понравился ли спектакль?
| Анализируют и оценивают свою деятельность. |
| Регулятивные Коммуникативные |