Тематическое планирование курса «История музыкальной культуры»
11 класс (34 часа)
Тема урока | Часы | Ссылка на цели курса | Содержание деятельности | Оборудование | |
I полугодие «Очерки по истории русской музыки»
| |||||
| «XVIII век – век метаморфоз русской песни и песенности». Первые русские композиторы – профессионалы. «Французский с нижегородским». | 1 | 1,3,4,5,6,7,8,9, 13,15,17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. |
| «Русская музыка начала XIX века» По пути национального возрождения | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 13,15,17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. |
| «Пушкин русской музыки» Музыка Глинки заговорила по-русски. «Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра» | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. |
| «Балакиревская партия» — каждый своей дорогой Бородин А.П. Научная стройность мировоззрения и музыки. | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Балакиревская партия» — каждый своей дорогой Мусоргский М.П. «Хочу правды!» | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Балакиревская партия» — каждый своей дорогой «Звукопластика» Римского-Корсакова Н.А. | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Чайковский П.И. «Художник — психолог» «От сердца к сердцу» «Мелодии, которые поют все» | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Чайковский П.И. «Художник — психолог». Симфонизм Чайковского | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Итоговое занятие «Русская музыка XIX века» | 1 | 11,12,13,14, 17-20 | Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портреты |
| «Русская музыка XX века» | 1 | 1,3,4,5,6,7,8,9, 13,15,17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Иллюстрации. |
| Рахманинов С.В. «Мелодия – это музыка». — По пути проложенному Чайковским. — Рахманинов – композитор, пианист, дирижёр | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Рахманинов С.В. «Мелодия – это музыка». «Всенощная» | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Два полюса: Прокофьев С.С. и Шостакович Д.Д. Музыкальные кадры Прокофьева Единство процесса в музыке Шостаковича | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Как встретились Бетховен с Чайковским Полистилистика Шнитке А.Г. | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Музыкальная жизнь Сибири. По концертным залам Новосибирска Муров А.Ф. Композитор-симфонист | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Итоговое занятие «Русская музыка XX века» | 1 | 11,12,13,14, 17-20 | Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портреты
|
II полугодие «Очерки по истории зарубежной музыки»
| |||||
| Музыка Западной Европы XVIII века | 1 | 1,3,4,5,6,7,8,9, 13,15,17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Иллюстрации. |
| Не ручей – морем он должен называться». И.С.Бах. От великого до простого Вершина и источник | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Не ручей – морем он должен называться». И.С.Бах. Немецкий «Орфей» | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Йозеф Гайдн – отец симфонии. 104 симфонии – процесс формирования классического сонатно-симфонического цикла | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Символ красоты и гармонии» Моцарт В.А. Композитор – легенда. Новая симфония – новая идея | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Символ красоты и гармонии» Моцарт В.А. Seria, buffa, singspiel пером Моцарта | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Музыка для миллионов». Л.Бетховен. Великая идея великого Бетховена | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Музыка для миллионов». Л.Бетховен. Монументальность творений | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| «Эмоционально-объективный дневник Франца Шуберта». В рамках романтизма. Синтез музыки и поэзии. | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Итоговое занятие «Западноевропейская классика» | 1 | 11,12,13,14, 17-20 | Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портреты |
| Поэт фортепиано. Ф.Шопен Биография романтика | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Человек-оркестр. Ф. Лист Энциклопедия фортепианной техники | 1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Композитор театра. Джузеппе Верди. От сына трактирщика до маэстро. Драматизация оперы – путь к реализму | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Музыка Руанского собора. Импрессионизм. Акварель «Прелюдий» Клода Дебюсси | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. Репродукции картин. |
| Стилистический плюрализм XX века. Сверхчувственность при строгости правил. Нововенская школа Неофольклоризм. Б.Барток. К.Орф
| 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Стилистический плюрализм XX века. Сверхчувственность при строгости правил. Нововенская школа К.Штокгаузен, П.Булез, Дж.Кейдж кто во что горазд | 1 | 1,2,3,4,5,7,8,9, 10,11,12,13,14,15, 17-20 | Беседа. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение. Разучивание песни. Устный контроль. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портрет композитора. Иллюстрации. |
| Подготовка к творческому событию | 1 | 17-20 | Хоровое пение. Разучивание песни. | CD-проигрыватель. Фортепиано. |
| Итоговое занятие | 1 | 11,12,13,14, 17-20 | Музыкальная викторина. Тест. Хоровое пение. | CD-проигрыватель. Фортепиано. Портреты |