Учебно-методическое пособие «Музыкальные обучающие игры»
Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназии№ 227,г.Санкт-Петербург
Предложенные игры помогают педагогу учить детей правильно интонировать, анализировать форму музыкального построения, соотносить масштабы её составляющих, гибко реагировать на смену метрической пульсации.
Через элементарные навыки импровизации(мелодической, ритмической) ребенок в условиях игры активизирует творческое воображение, знакомится с жанрами, осваивает
фортепианную клавиатуру. Разнообразные игровые формы позволяют в условиях групповых занятий многократно, но не утомительно закреплять необходимые для обучения навыки.
Игра «Ритмическое эхо»
Цели:
— развитие чувства ритма;
— развитие самостоятельности;
— навыки импровизации.
Содержание:
Выходящий перед детьми ребенок-дирижер прохлопывает придуманный им самим ритмический рисунок.Дети-эхо повторяют его с разными вариантами:
— там, где у дирижера p — у группы f и наоборот;
— прохлопывание с произнесением ритмических слогов та-ти-ти;
— прохлопывание с выделением сильных долей;
— прохлопывание с выделением слабых долей;
— двойное эхо, когда заданный ритмический рисунок повторяется дважды;
— зеркальное эхо, когда в заданном ритмическом рисуноке длинные доли заменяются
короткими и наоборот.
“Закончи мелодию”. (освоение клавиатуры).
Цель: Запомнить и быстро находить нужную клавишу по всей
клавиатуре.
Описание: Дети стоят у инструмента. Педагог играет мелодию детской песни “На зелёном лугу, их- вох “. Разучивается 1-й куплет.
Акцентируется внимание детей на том, что песня начинается и заканчивается на одной и той же клавише.
Смысл состоит в том, что выбранный ученик должен увидеть с какой клавиши начал играть педагог и вовремя закончить той же клавишей (сыграть её на слове “вох”) и не опоздать. Ученик должен быстро реагировать, так как мелодия играется в быстром темпе и по всем регистрам фортепиано.
Игра «Белоснежка и семь гномов»
Цель:
Закрепление звукоряда до-мажор.
Содержание:
— педагогом даются названия нот до-си;
— дети придумывают, чего еще по семь на свете: цвета радуги, 7 гномов, 7 козлят, 7 чудес света, 7 дней в неделе и т.д.
— Белоснежка-ребенок обучает детей нотной грамоте, поет: 7 нот, 7 нот, 7 нот всего на свете, 7 нот, 7 нот их знают даже дети: до-си.
— дети-гномы повторяют эхом.
Вариант игры:
— Белоснежка поет на p, гномы — на f и наоборот.
Возможно к игре прибавить:
— шаги, доли, акценты;
— хлопки на сильных долях;
— пропевание гаммы на cresс. — в восходящем движении, на dim. — в нисходящем.
Игра «Викторина».
Цель — повтор теоретических знаний, полученных ранее.
Содержание:
— группа разбивается на две команды;
— доска с нотным станом делится пополам; — с разных сторон доски прикрепляется подшивка листов, на каждом из которых — название ноты, которую нужно изобразить на нотном стане, музыкальный термин и т.д.
— обе команды одновременно приступают к выполнению задания, изображая на доске то, что указано на листе. На каждого — один лист. Выполнив задание, учащийся отрывает лист;
— побеждает команда, которая раньше и правильно выполнила задание.
Игра «Слово на ладошках»
Цель:
Освоение и закрепление метроритмических формул.
Содержание:
Учитель произносит слова или фразы, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги.В работу можно включить ударные инструменты, притоптывание на сильную долю.
Варианты игры:
Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами.
Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.
Можно прохлопывать не только слова, но и целые словосочетания.
Игра «Как поешь?»
Цель:
Закрепление отдельной интонации, вызывающей трудности у детей.
Содержание:
На каждый вопрос-попевку учителя дети отвечают дружным: «Вот так!» и показывают нужное действие. Мелодия вопросов может импровизироваться учителем, ответ учеников должен прозвучать на заданной педагогом интонации.
При помощи этой игры удобно осваивать пение интервалов.