Урок для 5 класса по теме: «Музыка, звучащая в Древнерусском городе»


Бинарный урок в 5 классе
«Музыка – Изобразительное искусство»
«Жизнь древнерусского города»

 

Цель: полихудожественное развитие учащихся
Тема урока музыки: «Музыка, звучащая в Древнерусском городе»

Цель: обобщить знания детей по теме 5 класса: «Музыка и другие виды искусства» на основе изученной темы 4 класса «Музыка моего народа».

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить знания музыкальных понятий (вспомнить термины и их определения).
2. Учить слушать – воспринимать – познавать музыкальное произведение, определять важнейшие средства музыкальной выразительности.
Развивающие задачи:
3. Продолжать работу по обучению составления таблицы средств музыкальной выразительности.
4. На примерах музыкальных фрагментов вспомнить основные жанры народной песни (былины, лирические частушки, хороводные, трудовые и исторические).
5. Продолжить знакомство с лучшими образцами русской церковной музыки.
Воспитывающие задачи:
6. Поощрять желание ребенка отстаивать свою точку зрения, иметь свое право на личное эмоциональное восприятие.
7. Воспитывать уважение к традициям своего народа, уважительно относиться к культуре своей страны.
8. Учить слушать музыку, размышлять об услышанном музыкальном произведении, уметь высказаться и поделиться впечатлением.
9. Развивать творческое начало через сочинительство текстов стихов и песен.

Оборудование: плакаты с изображением народных инструментов, иллюстрации картин русских художников, аудиозаписи русских народных песен: «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Среди долины ровныя», «Ах, вы, сени», «Эй, ухнем», «Эй, донцы молодцы», «Былинные наигрыши». Портрет Д.С.Бортнянского, карточки с музыкальными терминами, опросные листы для учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Ритмическая минутка.

1 2 3 4 1 2 — хлопки
1 2 1 2 3 — ноги
Хлопки + ноги

2. Развитие темы урока.
— Ребята, наше путешествие в далекое прошлое продолжается. Наши гости – зарубежные послы поставили перед нами сложную задачу – познакомить их с музыкальной культурой Древней Руси. Мы с вами должны сегодня рассказать, что нам известно о той музыке, которая звучала в те далекие времена. Мы с вами благодаря вашей фантазии и творчества оказались в удивительных древнейших русских городах (на предмете изобразительное искусства ребята делали групповые панно). А раз наши послы хотят еще познакомиться и с музыкальной культурой наших предков – придется нам с вами рассказать им и показать сегодня много интересного. Готовы вы все вместе отправиться в путешествие в далекое прошлое? А поможет нам в этом песня
 
Песня «Русская изба» Е.Птичкина (в исполнении класса)

— Народная жизнь – народная музыка – в ней отражаются и события в жизни народа, и дух того времени и атмосфера всей его жизни.

Свежие документы:  Час общения "Учимсябыть культурными" 5 класс

— А чем народная музыка отличается от композиторской? (ответы детей)
— Кто из вас помнит, каким словом называется народное творчество?

— Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведения живут в устной традиции, передаются от одного исполнителя к другому. Часто видоизменяются. Поэтому мы так часто встречаем одно и то же произведение, но в разных вариантах. Народная музыка это не только народная мудрость, но и проявление души народа. Поэтому мы, никогда не спутаем русскую песню с грузинской или негритянской. Каждая из них – это и отражение жизни, его история, традиции и быт.

Ты откуда русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В Боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
Как же ты явилась, как ты зазвучала?
В чьем ты сердце билась с самого начала?

— Давайте вспомним, какие жанры народных песен мы с вами знаем? (работа на опросных листах).

Задание 1.
— В каждую строчку кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги этих названий перепутаны. Вам нужно переставить слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.
До тру вые (трудовые) « Среди долины ровныя» 3
 
Ли ны бы (Былины) « Ах, вы, сени» 4
Чес кие лири (лирические) « Эй, ухнем» 1
Е водны хоро (хороводные) « Эй, донцы молодцы» 5
Ричес кие исто (исторические) «Былинные наигрыши» 2

Задание 2. 
— Музыкальная викторина. Вы сейчас услышите фрагменты народных песен. Вам нужно будет рядом с названием жанра песни поставить цифру, то есть номер, каким по счету звучал каждый музыкальный отрывок.

— Ребята, мы с вами говорили, что музыка в прошлые времена окружала человека повсюду. Особую роль для жизни человека играла и церковная музыка. История церковной музыки начинается с далеких времен Древней Руси.
— Кто из вас бывал в церкви и слышал церковное пение?
— Как звучит музыка в храме?
— Кто ее исполняет?
— Вы обращали внимание на купол, потолок храма?

— Наше нёбо устроено так, что когда мы поём, звук идет в небо, тогда он получается звучным. Пение в церковном хоре улетает вверх, к Богу, делается нежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилось издавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человек приходит сам и несет на излечении свою душу. О значении церковного пения хорошо говорили Святые отцы церкви:

Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия в 4 классе «Как устроен Интернет?»

Церковное пение « …является торжеством радующихся, утешением для унывающих … возвышает божественный закон, проповедует Бога … Христианское пение должно быть пением сердца, а не одних уст. Каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли».
Святой Иоанн Златоуст

— Ребята, давайте разберем средства музыкальной выразительности церковного пения. Сейчас вы внимательно рассмотрите таблицу. В которой нам нужно будет заполнить правую сторону таблицы.

Слушание фрагмента Д.С.Бортнянского «Не отвержи мене от лица твоего».

— Что отличает музыку Бортнянского? (дети – мелодичность, распевность, легкость, красота мелодии).
— А теперь давайте разберем с вами средства музыкальной выразительности этого произведения.

Мелодия плавная выражает состояние, образы…..
Динамика от рр до ff
Темп спокойно, плавно, медленно
Дикция ясная, разборчивое произношение
Звуковедение связное, плавное, цепное дыхание
Тембр обязательное условие хорового пения звук округлый
Не открытый. Гласные е, о, и, ближе по звучанию к э, о, ы

Ответы детей по правому столбику таблицы.

— Люди всегда на Руси любили веселиться и сочинять песни во время праздников на ходу. И мы сегодня с вами на уроке познакомимся с нашими лучшими частушечниками. Частушки – это короткая, быстрая песенка, в которой бывает много куплетов. Достается в них и лодырям, и лежебокам. Мы с вами сегодня услышим современные частушки с современным текстом, авторы этих частушек сегодня среди нас.

Исполнение частушек (сочинение детей).

— Ну и, конечно же, разве мог обойтись русский человек без озорной плясовой. На народных инструментах играли разные мелодии. Известно, что были на Руси и особо распространенные народные инструменты.

Морщинистый Тит всю деревню веселит. (гармонь)
В лесу выросло, из лесу вынесли.
На руках плачет, а на полу скачут. (балалайка)

Маленький, удаленький громко кричит. (гудок, жалейка)
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, ребят созывает. (барабан)

— Скажите мне ребята, а где можно услышать и видеть вместе эти музыкальные инструменты? (в оркестре)
— Как называется оркестр, в который входят эти инструменты?
— Кто мне напомнит, что это за понятие такое — оркестр? (коллектив музыкантов, которые совместно исполняют музыкальные произведения).

— Мы сейчас с вами создадим свой небольшой оркестр народных инструментов. Каждый из вас выбирает себе музыкальный инструмент, на котором совместно с классом исполним р.н.п. «Ах, Настасья».

Исполнение в оркестре р.н.п. «Ах, Настасья».

Обобщение темы урока.
— Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке? (об оркестре, народных песнях, инструментах, жанрах, культуре Руси).
— Какие музыкальные фрагменты произведений мы услышали?
— Понравились вам эти произведения?
— Какие произведения и чем?
— Как вы думаете, сложилось у наших гостей заморских представление о том, какая музыка звучала в древнерусском городе?

Свежие документы:  Тест для 7 класса "Определите, о ком из поэтов и писателей идёт речь"

— Теперь давайте дадим слово нашим заморским гостям.

4. Итоги урока.
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.

 Автор: Шибанова Вероника Владимировна

 


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: