Урок-игра Тема урока:
Образовательная
углубить понятия о лирике В. Маяковского;
показать, что она не отгораживает человека от действительности, а становится «сердцем всего».
Развивающая:
обогащении речи учащихся специальной лексикой; овладение выразительными средствами языка (развитие речи) В. Маяковского;
продолжение формирования у учащихся имения анализировать и сравнивать, обобщать и систематизировать, ставить и решать проблемы (развитие мышления);
приобщение к творчеству через выразительное чтение, поэтический анализ стихотворения, изобразительное искусство.
Воспитательная:
формировать гуманное отношение к окружающим (дисциплинированность ответственность, вежливость), к себе;
помочь отличать истинные чувства от фальшивых.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Организационный этап.
Актуализация субъективного опыта учащихся.
Анализ содержания учебного материала.
Самостоятельная работа.
Оценочно рефлексивный этап.
Основные методы: эвристический, кооперации, работа в группах,
исследовательский проблемный.
Оборудование: иллюстрации к книге стихов о любви, портрет В. Маяковского, макет книги, творческие работы учащихся, эпиграф урока.
Добрый день! Рада вас видеть здоровыми и веселыми. Садитесь.
Заканчивая школу, выходя во взрослую жизнь, вы должны быть эрудированными людьми и воспитанными. Такие параметры закладываются в течение всей жизни. Нашим учителем сегодня будет В. Маяковский.
Цель урока: открыть еще одну страницу в творчестве поэта, постараться понять сущность его любовной лирики, увидеть за строками стихотворений самого поэта, повторить составляющие элементы книги, в результате собственных поисков и раздумий сформировать свое чувство любви, как самое главное чувство в жизни.
Не смоют любовь
ни ссоры
ни вёрсты
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верю!
В. Маяковский
Переплет — твердая обложка.
Суперобложка — обложка поверх переплета.
Фронтиспис — рисунок перед первой страницей книги или перед началом текста.
Титульный лист — заглавный (автор, год, место издания).
Иллюстрации — рисунок, поясняющий что-то.
Речь у нас пойдет не об овладении, а умении ими пользоваться.
Мы любим использовать штампы. Вот и о Маяковском многие говорят однозначно: поэт-трибун, глашатай, его стихи сухи, революционны, призывны. Но разве это все? Его позиция многогранна и глубока, она не вмещается в какие-то рамки. У него немало нежных стихов, большинство из которых мало известны современному читателю, например:
Кроме любви твоей, мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем…
Дай хоть
последней нежностью
выстелить твой уходящий шаг.
Сегодня мы издаем книгу поэта. Разрушьте штампы. Вчитайтесь в его стихи. Пусть те, кому адресована ваша книга, узнают настоящее о поэте, увидят его сомневающимся, страдающим, любящим. Заседание редколлегии, в состав которой входят все ученики класса, ведет «редактор».
Он говорит о задачах и том, что сделано:
Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живым Маяковским.
Важно отобрать материал, который не оставил никого равнодушным.
Уже подготовлен макет книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.
Предоставляю слово художнику:
Переплет и суперобложка голубого цвета, в центре сердце, на нем слово «Люблю!» Голубой цвет — цвет мечты, несбывшегося. Сердце краснго цвета, оно ассоциируется со словами поэта:
Мама!
У меня пожар сердца…
Форзац создает эмоциональное настроение читателю, поэтому здесь опять сочетание голубого и и розового цветов. В центре лист бумаги и перо – символ литературного труда, крупным планом — образ женщины, ведь книга посвящена её Величеству Любви!
Фронтиспис — идея книги. Наша задача показать непривычного Маяковского. Портрет поэта необычен, передает его одиночество, этот мотив силен в его творчестве).
На титульном листе — данные о книге: автор, название, место, год издания.
Анализ стихотворения «Лиличка».
Редактор: это стихотворение должно открыть книгу, т.к. оно самое пронзительное по силу чувств: буря эмоций, извержение сердечных мук, трагедия одиночества.
Чтение и анализ стихотворения.
Слово художнику: в просвете окна два силуэта. Когда-то за окном лирический герой был счастлив.
Стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Представьте:
Входит красавица
в зал
в меха и бусы оправленная…
Она чужда для поэта.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой».
Любовь — духовная гармония.
Слово художнику.
Ночное небо, усеянное звездами
В синем небе
звезд — до черта…
Лирический герой шагает мимо спящих домов. Он опьянен любовью, за спиною будто выросли крылья.
Мчат авто
по улице
а не свалят
наземь
Понимают
умницы:
человек — в экстазе
=> влюбленность, стремление к действию:
Нам любовь гудит про то, что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор!
Поэма «Облако в штанах».
Если верит современникам, Маяковский именно в Одессе впервые был влюблен. Он восторженно кричал о своей любви к Марине Денисовой. Но им пришлось расстаться.
Вошла ты,
Резкая, как нате!
Муча перчатки замш,
Сказала:
-Знаете –
Я выхожу замуж…
Лирический герой спокоен, хотя руки стиснуты:
Видите — спокоен как!
Как пульс покойника.
Художник: между влюбленными часы, поэт провел 360 минут ожидания.
Это было в Одессе.
«Приду в четыре,» — сказала Мария. Восемь, девять, десять…
Редактор предлагает обсудить работу художника:
Справились с работой, показали необычного Маяковского, раскрыли гамму чувств поэта, отраженных в любовной лирике: одиночество, ожидание любви, радость и полет влюбленного сердца, горечь разочарований.
Подобрана удачная гама цветов.
Портрет: одиночество, тоска в глазах.
Удачны иллюстрации, т.к. художники вникли в текст произведений, отразили психологической состояние поэта.
Литературоведы.
вариант — вступительная статья.
вариант — заключительная статья.
Цель книги — развеять ложное представление о Маяковском. Он был лиричен и нежен. Им созданы удивительные метафоры: пожар сердца. У поэта нужно поучиться силе чувств, чистоте помыслов, умению откликаться на чужую боль. Любить — это значит отдавать всё, отдавать любимой всё, ничего не требуя взамен.
Составители предложили включить в сборник стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличке», отрывок из поэмы «Хорошо»
Не домой,
не на суп,
А к любимой в гости Две
морковки
несу
За зеленый хвостик
Отрывок из поэмы «Люблю»
Не смоют любовь ни ссоры ни вёрсты Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю неизменно и верю!
Отрывок из стихотворений «Вывод», «Маруся отравилась», «Письмо к любимой Молчанова».
Чтение эпилога
а) Заключительное слово учителя. «Мне было интересно сотрудничать с таким творческим коллективом. Мне хотелось бы знать, какие выводы вы сделали для себя.
б) Выставление оценок.
Задание на дом: выучить отрывок стихотворения о любви, его анализ.