4 класс. 2 четверть. Урок №14(15)
Нас много на шаре земном
Цель: показать глубокое духовное единство, общность жизненного содержания музыкальных культур разных народов через тему мира и дружбы между народами.
Задачи:
Расширить представления об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира
Вызвать интерес к музыкальной культуре народов мира
Воспитание любви и уважения к музыкальной культуре других народов, воспитание патриотизма и интернационализма
Накопление слухового запаса музыкальных произведений, развитие ритмического, ладового, гармонического слуха учащихся
Развитие исполнительских возможностей школьников
Сегодня наш урок будет посвящён творчеству разных народов мира. Мы уже говорили с вами о том, что и музыкальное, и танцевальное искусство – тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают мысли и чувства. Каждый народ имеет свой язык искусства, который в отличии от разговорного понятен всем без перевода. И сегодня мы с вами ещё раз убедимся, и постараемся убедить наших гостей в том, что все люди на Земле, не зависимо от национальности, страны, цвета кожи живут одними заботами, радуются и грустят одинаково. И то, о чём они рассказывают в своих песнях, танцах, стихах, рисунках очень и очень похоже.
Одна из главных тем творчества всех народов на Земле – это тема мира. Символом движения за мир стал голубь. И все голуби, придуманные вами, находящиеся на стендах – символы мира.
Но первый «Голубь мира» (слайд №1) был нарисован испанским художником, которого звали Пабло Пикассо. Именно этот голубь стал символом движения за мир.
О мире сложено много песн, стихов, сказок, танцевальных композиций у всех народов мира, и чтобы убедиться в этом я передаю слово участникам сегодняшнего урока-концерта.
Играйте, фанфары, торжественный сбор!
На праздник наш звонкий и светлый
Позвали мы сверстников – братьев, сестёр –
Со всей необъятной планеты.
2. Они прилетели по воздуху к нам,
Приплыли по бурным зелёным волнам,
Приехали в поезде, в автомобиле
По тысячам тысяч нелёгких путей –
Волшебные сказки становятся былью,
Когда окрыляет их дружба детей!
Но не везде на родной планете
Мир торжествует, войну победив.
И нет нам покоя, пока на свете
Не смолкнут последний выстрел и взрыв!
4. С отцами и старшими братьями вместе,
Тревожно вслушиваясь в эфир,
Мы делом своей детской чести,
Считаем сегодня борьбу за мир!
5. Слушай, планета, слушай –
Это наши сердца велят:
Ты станешь планетой мира!
Ты станешь планетой дружбы!
Разноцветная наша земля!
«Голубь мира» П. Пикассо. Музыка Дунаевского «Летите, голуби».
Дети прикрепляют голубей к импровизированной планете.
Светло от солнечных лучей
В лазури голубой,
И стаи белых голубей
Летят над головой.
Играют вальс – выходят в круг
Вьетнамка и француз.
Пожатье крепких юных рук
Скрепило их союз.
Задорные, весёлые
Поют кругом друзья,
И песни, словно голуби,
Летят во все края.
Готовы юные сердца
На всей Земле дружить.
Мы верность миру до конца
Сумеем сохранить.
Мы солнца яркого отнять
У мира не дадим.
Мы будем жить и побеждать
Под небом голубым.
Задорные, весёлые
Поют кругом друзья,
И песни, словно голуби,
Летят во все края.
Для нас без дружбы счастья нет,
Мы с каждым днём сильнеё.
Всё звонче смех, всё ярче свет,
Всё шире круг друзей.
Пусть дружба всюду меж людьми
Царит, как тут сейчас!
Мы все, друзья, стоим за мир,
И мир стоит за нас!
Задорные, весёлые
Поют кругом друзья,
И песни, словно голуби,
Летят во все края.
Слайд №4 Чехия (флаг, герб)
Чешская народная песня «Полька», исполняет хор 4 класса.
6. С мечты начинается поиск и подвиг,
Земная дорога и штурм высоты.
Давайте ж, ребята, присядем сегодня
К большому костру нашей юной мечты.
7. Танец есть такой старинный – перепляс.
Не короткий и не длинный – перепляс.
Не испанский, не бразильский – перепляс.
Танец истинно российский – перепляс.
Шире круг освободите – перепляс!
Все, кто смелый выходите – перепляс!
Слайд №5,6 Русские народные костюмы
Русский народный танец «Перепляс», исполняют учащиеся 4 класса.
Стихотворение С. Эралиева «Много у меня друзей» (перевод с киргизского).
Верный друг – всего ценней.
Много у меня друзей:
В Кабарде,
На Украине,
В Будапеште и Берлине.
Есть в Тбилиси,
Есть в Париже,
Тот – подальше,
Тот – поближе.
И летят ко мне,
Как стая
Быстрокрылых голубей,
Из Литвы и из Вьетнама
Письма –
Весточки друзей.
Письма, марки не похожи,
Словно люди с разной кожей,
Но желание одно
Породнило их давно:
Чтобы в мире
Мирно жили,
Чтобы с детства все дружили,
Чтобы братьями росли,
Дети Матери-Земли!
Латвийская народная песня «Колыбельная», исполняет хор 4 класса.
8. Я мечтаю построить ракету
И на ней облететь всю планету.
Всех ребят навестить,
Всем, всем, всем подарить
Из Германии песню вот эту!
Слайд №7 Германия (флаг, народные костюмы)
9. Я буду садоводом, добьюсь своей мечты –
В любое время года дарить друзьям цветы.
А из Литвы я вам привёз
И песню, и букеты роз.
Слайд №8 Литва (флаг, народные костюмы)
10. Если громко засмеяться,
Вот весёлый будет смех!
Если за руки возьмёмся
Хватит радости на всех!
11. Давайте же руки, сёстры и братья!
В общий наш круг спешите скорей.
Мы запоём – весь мир подхватит
Французскую песню верных друзей!
Слайд №9 Франция (флаг, народные костюмы, Эйфелева башня)
Французская народная песня «Кораблик и юнга», исполняет хор 4 класса.
12. Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам её поёшь, —
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идёшь.
Повсюду Музыка слышна:
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится, —
Послушай, как щебечут птицы.
Слайд №10 Венгрия (флаг, народные костюмы)
Венгерская народная песня «Моется утка».
Слайд №11 Словакия (флаг, герб)
Словацкая народная песня «Ты поведай нам, кукушка», исполняет хор 4 классов, солист…
13. На таланты наша Родина щедра –
И норвежские в почёте мастера,
Наш свободный удивительный народ,
Он веками чудо-сказки создаёт!
Слайд №12 Норвегия (флаг, герб)
Инсценировка норвежской народной сказки «Сундук».
За деревней
Была
Трясина.
На трясине
Росла
Осина.
Торчал на осине
Сук,
И висел на суку
Сундук.
Только ветром
Его качало,
Только градом
В него стучало,
А мохнатый лесной паук
Паутиной оплёл сундук.
Шёл дурак по трясине,
Увидел сундук на осине.
Вот, — говорит, — удача!
Всех на свете я стану богаче:
Мне достался сундук с деньгами,
С изумрудами и жемчугами.
Заживу я теперь веселей,
Полтораста куплю кораблей
И от палубы верхней до трюма
Нагружу их мешками изюма!
Взял дурак у соседей пилу
И тихонько полез по стволу,
Подпилил на осине сук –
И свалился на землю сундук.
Так и грохнуло, будто из пушки,
Испугались в болоте лягушки.
Стал дурак отпирать замок,
Только ключ подобрать не мог.
— Вот, — говорит, — задача:
Надо ключ отыскать, не иначе.
Без ключа не отыскать замка,
Без замка не отыскать сундука!
По дороге дурак пошёл,
Медный ключ под кустом нашёл,
Медный ключ с золотой бородкой.
Стал хвалиться дурак находкой.
— Вот, — говорит, — удача!
Всех на свете я стану богаче,
Полтораста куплю кораблей,
Апельсинов, конфет, кренделей.
То-то пир на весь мир я устрою,
Ключ потёр он рукой – блестит.
Дунул в дырочку – ключ свистит.
Сунул ключик в замочную щёлку,
А замок отомкнулся и щёлкнул.
Огляделся дурак вокруг,
Заглянул осторожно в сундук.
— Вот, — говорит, — неудача!
Не намного я стану богаче,
Не намного я стану богаче –
Я нашёл только хвост поросячий…
Очень тоненький хвост да короткий
Много ль проку в такой находке?
Был бы хвост поросячий побольше,
Так и сказка была бы подольше!
14. Наш мир – корабль.
Он меньше и слабей
Его одолевающего шквала.
И в трюмах много женщин и детей.
А тех, кто может плавать, очень мало!
И если вспыхнет на борту вражда,
И если драку кто-нибудь затеет,
Что станет с кораблём,
Что ждать тогда
Всем слабым, всем,
Кто плавать не умеет?
(Расул Гамзатов, перевод с аварского)
Слайд №13 Планета Земля
15. Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И Землю удивительную эту.
16. Завещано беречь нам этот мир –
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил
За будущее мира мы в ответе.
17. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над Землёй,
Пусть вечно детство звонкое смеётся.
А. Александров «Нас много на шаре земном», исполняет хор 4 класса.
Дополнительно:
Родная Земля!
Бесконечно открытая
Весёлому солнцу и летней грозе,
Изрытая бомбами и копытами,
В весеннем цвету и в осенней красе.
Целую тебя…
За поля твои пыльные
Мой прадед упал на крутом берегу.
Целую цветы над холмами могильными,
Которые прадедов сон берегут.
Родная Земля!
Ты устало вращаешься
В морщинах и шрамах, полями пыля.
К тебе космонавты всегда возвращаются:
Им нужно твоё притяженье, Земля!
Земля моя,
Славясь своими красотами,
Откуда, скажи мне, ты силу берёшь,
Коль мёртвых в себя принимаешь
И всё-таки,
В весенних цветах утопая, живёшь?!
(Перевёл с болгарского В. Фирсов)
Пьер Мэнанто
Как хороша земля!
А море как прекрасно!
Над морем и землёй
Сверкает солнце ясно.
Да здравствует земля!
Привет морским просторам,
Огромным кораблям
И сочным помидорам!
Да здравствуют пернатые
И рыбы полосатые!
Среди земель и вод
Да здравствует народ!
(Перевели с французского А Големба и А.Тверская)
Ахмад Абб Ар-Рахман, суданский поэт
Обнимитесь, миллионы, —
конголезцы и бельгийцы,
англичане и гвинейцы,
протестанты из Чикаго
и католики из Рима!
Подружитесь, миллионы, —
космонавты и крестьяне,
безбородые министры,
бородатые студенты,
рыболовы и шахтёры!
Улыбнитесь, миллионы, —
молодые звездочёты,
мудрецы лабораторий,
композиторы, фантасты,
футболисты и поэты!
Поклонитесь, миллионы,
павшим в битве за свободу,
узникам и партизанам,
не дожившим до рассвета
и увидевшим возмездье!
Приглядитесь, миллионы, —
небо снова дышит пеплом,
волны смерти лижут берег,
генералы произносят
имя новой Хиросимы.
Поклянитесь, миллионы,
юный мир, цветенья полный,
отстоят простые парни,
москвичи и парижане,
молчаливые норвежцы
и весёлые техасцы –
молодость большой Земли!
(Перевёл с арабского И. Ицков)
Оформление.
Выставка рисунков «Голуби мира» учащихся 4-х классов;
Коллаж «Земля и голуби»;
Выставка рисунков «Костюмы народов мира»;
Выставка рисунков «Корабль знаний»;
Выставка детских работ «Музыкальная культура европейских стран»;
Выставка кукол мира;
Декорации для постановки норвежской народной сказки «Сундук».
Художественная выставка.
А. М. Кочнев «Лето»;
Б. В. Окороков «До свидания, Земля!»;
А. О. Григорян «В горах Армении»;
Б. М. Назаров «Капитаны голубых кораблей».
Слайдотека.
Слайды серия 9 №6 Юон «Новая планета»
№15 Воллер «Война и мир»
№16 Королёв «Звёздные братья»
№17 Балобанов « Дети мира»
П. Пикассо «Голубь мира»
Фотографии голубей
Хоровод дружбы
Чехия: флаг, герб
Русские народные костюмы
Германия: флаг, народные костюмы
Литва: флаг, народные костюмы
Франция: флаг, Эйфелева башня, народные костюмы
Венгрия: флаг, народные костюмы
Словакия: флаг, герб
Норвегия: флаг, герб
Фотография планеты Земля
Лица детей
Литература.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д. Б. Кабалевского, 1 – 8 классы, 4-е издание, Москва, «Просвещение», 2007.
Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. Москва. Дрофа, 2001.
«Литература и фантазия» составитель Л. Е. Стрельцова, Москва, «Просвещение», 1992.
«Затейник» №11, Москва, «Молодая гвардия», 1973.
«Затейник» №31, Москва, «Молодая гвардия», 1984.
Сборники музыкальных произведений.
Оборудование.
Магнитофон
Проигрыватель
Диапроктор
Экран
Фортепиано
Детские музыкальные инструменты