Урок музыки «Классическая музыка и ее значение в формировании музыкальной культуры школьников»


Содержание



Введение

  • Влияние классической музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие

1часть

  • Музыка – как средство всестороннего развития личности.

2 часть

  • Практический опыт работы с УМК «Музыка». Сценарий урока музыки по теме: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама».

Заключение

  • Особенности процесса музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.


Введение

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». В.Г. Белинский

Классическая музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в школьном возрасте.

Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, обладает удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.

Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга.

Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.

Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником воспитания и формирования личности ребенка.

Сочетая выразительную мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу музыкальных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки.

Так постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности, и, прежде всего, эмоциональную отзывчивость.

В начальной школе дети способны делать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, жанр, назвать признаки, по которым музыкальное произведение можно считать веселым, радостным, спокойным или грустным, дать оценку произведениям и их исполнению.

Но для того, что бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, эмоциональных и познавательных процессов.

Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и огромна вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе.

Классическая музыка, как и другие виды искусств, способна побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению.

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту — маленький человек осознаёт своё достоинство». Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям».


1 часть

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Пение – это основное средство музыкального воспитания, которое влияет на личность ребенка. Оно наиболее близко и знакомо детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Музыкально-ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщаясь, тем самым, к различным видам музыкальной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают духовный мир детей.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, пластическое музицирование, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями, создающими благотворную почву для индивидуального развития.

Чередование различных видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают одинаковые и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер произведения.

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку. Музыкально-игровая драматизация побуждает детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, слова, мимику. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, далее они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка и определяет следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь к музыке. Учить воспринимать, чувствовать и осмысливать содержание услышанных музыкальных произведений.

  2. Обобщать музыкальные впечатления, знакомить с мировыми образцами классической музыки.

  3. Содействовать возникновению и проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, формируя оценочное отношение к музыкальным произведениям.

  4. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности (передача характерных образовав в играх и хороводах, использование танцевальных движений, импровизация маленьких песен, попевок); инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни; музицирование.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное дело педагога.

Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Важно, чтобы в реализации триады «учитель-музыка-дети» сохранялись позиции гуманистической педагогики, утверждающей самоценность детства и роль ребенка в мире музыки.

















2 часть


Урок музыки


2 класс

Раздел: «День, полный событий».


Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, о лучших произведениях классического наследия.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

 воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к маме) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран;

— презентация к уроку;

— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

  1. Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встрече с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Итак, назовите музыкальное произведение, под звуки которого вы вошли в класс.

— Кто композитор этого марша?

— Какие бывают марши? Где они могут звучать?

— Приведите пример веселого марша и грустного.

— А что объединяет все марши?

(Четкий шаг, ровный пульс)

3. Основная часть:

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, ощутим все многообразие музыки, связанное с миром их детских впечатлений и переживаний.

— Вы любите слушать сказки? Какие сказки вы знаете? Кто вам их

рассказывает?

— Когда композитор Петр Ильич Чайковский был маленьким, его воспитывала няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге, Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумайте, какое название композитор мог дать этому произведению?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Как развивалась мелодия? Как звучал аккомпанемент?

П.И. Чайковский назвал эту пьесу «Нянина сказка».

-Добрые или злые сказочные герои в ней встретились?

-Закроем глаза, сосредоточимся, прислушаемся.

-Какие события происходят?

(Повторное слушание)

Учитель наигрывает мелодию знакомой детям песни.

Звучит совместное исполнение куплета песни «Сказки гуляют по свету»

Е. Птичкина

— Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной.

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро.

— Послушайте «Сказочку», которую когда-то рассказала будущему композитору Сергею Прокофьеву в детстве его няня.

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Какой характер произведения? Лад? Почему композитор использовал такие музыкальные краски?

Вы заметили, что сказка начинается не сразу? Вероятно мальчик увидел свою няню сидящей за вязаньем и попросил рассказать сказку…Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. (Учитель играет на фортепиано несколько тактов). Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведет сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу.

Девочки, покажите мягкими движениями рук интонации музыкальной пьесы?

— Пропойте слова, которыми можно передать содержание.

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

— Вы словно убаюкивали любимую куклу.

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

 Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных.

— Я знаю, что у вас есть любимая колыбельная из мультфильма про Умку.

— Как нужно исполнять эту песню?

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер

произведения?

— Почему вы выбрали именно эти инструменты?

Презентация «Колыбельная медведицы» — исполнение + игра на музыкальных инструментах (треугольники).

— А в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой маминой песни. Мама передает малышу тепло и нежность, ласково поглаживая малыша.

(слайд № 9)

— «Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже

Мама каждому из нас

Всех людей дороже».

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».

Какими словами можно охарактеризовать мелодию? (после прослушивания записываю на доске существительные)

— У музыки есть удивительное свойство – без слов передавать чувства, мысли, характер человека, его состояние.

— Какие чувства выражены здесь?

— Какой возникает образ?

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка…

— Представим себя дирижерами. Попробуем показать динамику произведения, его эмоциональную окраску. Руки пластичные, гибкие. (Свободное дирижирование при повторном слушании)

Вспомните наши песни о маме. Они нежные, трогательные, передающие искреннюю любовь к самому дорогому человеку. Исполним одну из них.

Презентация и исполнение «Песенка мамонтенка».

4. Итог урока:

Подводим итог нашего урока. Что нового вы узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова и запомните их.

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.

— Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются.

Домашнее задание:

— Дома мальчики нарисуют то, что услышали в музыкальных сказочных произведениях, а девочки сочинят колыбельную песню для своей куклы.

Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход








Самоанализ урока музыки.


2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»


Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. Учащиеся знакомятся с детскими музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Цели урока:

  • Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, о произведениях классического наследия;

  • Воспитание слушательской культуры, способности воспринимать содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой деятельности;

  • Развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения к музыке и жизни;

  • Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах).

Для реализации задач урока было проведено следующее:

— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

— подготовлена презентация к уроку.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

Рационально было выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). На уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Творческая атмосфера позволила найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создало условие для развития музыкальной активности детей.

Заключение

В музыкально-эстетическом воспитании детей необходимо учитывать современный уровень материальной и духовной культуры общества. Это соответственно предполагает включение информационных технологий как средства повышения эффективности познавательного процесса. Однако не следует забывать специфики и назначения музыкально-эстетического воспитания, смысл которого в формировании у человека стремления к бесконечному духовному самосовершенствованию.

Учитывая специфическое проявление возрастного потенциала младших школьников, предполагающее отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, на впечатление вообще, акцент в музыкально-эстетическом воспитании учащихся на начальной стадии следует делать на развитии их чувственного потенциала.

Далее, опираясь на эмоциональное восприятие младших школьников, с учетом эволюции эстетических переживаний ребенка, следует постепенно развивать мыслительные операции анализа, синтеза, рассуждения, сравнения. В этом смысле равное внимание к интеллектуальному и чувственному как двум составляющим человеческого сознания подкрепляется данными исследований ученых, справедливо полагающих, что мозг, который читает, размышляет и приходит к разным выводам, – это тот же самый мозг, который смеется, плачет и любит. На практике, согласно концепции художественного развития детей А.А. Мелик-Пашаева и З.И. Новлянской, данная обусловленность организации музыкально-эстетического воспитания проявляется, в частности, в том, что для детей 6-7 лет, к примеру, важным понимается, в первую очередь, развитие способности осознанно воспринимать «пафос» произведения, т.е. господствующее в нем настроение. В перспективе же более отдаленной целью становится достижение учащимися способности видеть материализованную в произведении авторскую позицию и вступать в своеобразный «диалог с автором».

Первостепенная и самодостаточная задача: «погружение» в мир музыкального искусства направлена на то, чтобы вызвать у детей непосредственный эмоциональный отклик. Затем целью слушания становится не только пробуждение у детей тех или иных чувств, но и понимание средств музыкальной выразительности, обусловивших воплощение композитором художественного замысла конкретного произведения.

Спецификой младшего школьного возраста обусловлены следующие характерные особенности процесса музыкально-эстетического воспитания учащихся:

  • целенаправленное педагогическое воздействие;

  • эмоционально-образная атмосфера проведения урока;

  • организация приобретения эстетических знаний об искусстве согласно принципу «немного обо всем» (исходя из склонности младших школьников к калейдоскопичности восприятия);

  • преобладание в работе по музыкально-эстетическому воспитанию активных видов деятельности детей и активизирующих методов педагогики искусства, а именно, побуждения к сопереживанию (Н.А. Ветлугина); приобщения к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М. Неменский); эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

  • воспитательная направленность и высокий уровень художественных достоинств учебного материала (учитывая важность начального периода в формировании эстетического вкуса или, иными словами, того, «чему будут радоваться, что любить, чем восторгаться дети» (Б.М. Неменский);

  • небольшой объем и доступность образного строя и технических трудностей музыкальных произведений, предназначенных для слушания и исполнения;

  • позитивность смены эмоций и впечатлений у детей посредством образных и жанровых контрастов произведений (ввиду недостаточного произвольного внимания у младших школьников);

  • использование сказок и игровых форм;

  • господство положительных эмоций радости познания и творчества с целью поддержания интереса к музыке и формирования мотивации к самообразовательной творческой деятельности.

Именно духовная обусловленность общения с искусством, инициируемая учителем музыки позволяет формировать у детей мироощущение, миропонимание и мирочувствование. В противном случае вместо получения значимого впечатления от встречи с искусством ребенок получает привычный незначащий для него отклик. Данная особенность восприятия искусства требует от учителя музыки понимания организации музыкального воспитания в школе как активизации духовного потенциала школьников.

Содержание предмета «Музыка» в образовательных учреждениях направлено на реализацию целевой установки – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей и духовной культуры.

Музыкальное образование в школе призвано решать задачи музыкального развития школьников, которые позволили бы сформировать такие универсальные способности личности, как:

  • способность к концептуальному образному мышлению, т.е. целостному видению мира сквозь призму самореализации;

  • способность к «сопереживанию», деятельностное «сочувствование» природе, человеку, обществу;

  • способность воплощать свое целостное представление о мире в осмысленной творческой деятельности.

Музыкальное развитие представляет собой целостный процесс, в котором на основе интеграции должны органично сочетаться такие элементы:

  • развитие музыкальности ребенка;

  • формирование музыкально-слухового опыта школьников;

  • освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства (интонационная природа музыки, ее язык, жанры, особенности развития, формообразования и музыкальной драматургии, музыка народная и профессиональная, музыка в семье искусств, музыкальный стиль);

  • развитие творческих (креативных) свойств личности;

  • становление эмоционально-нравственного отношения к музыкальному искусству.

Уроки музыки ставят перед собой широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.










Используемая литература



  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программы общеобразовательных учреждений.1-7 классы. Искусство 8-9 классы. Москва «Просвещение» 2009.

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки. 1-4 классы. Методические пособия.- М.,2007-2009.

  • Национальная образовательная инициатива « Наша школа».

Интернет-ресурс: www.еducom. ru/ru/nasha novaya shkola/.

  • Осеннева М.С. Сергеева Г.П. «Учебник на уроках искусства. Методические рекомендации для учителей музыки и изобразительного искусства». — М., 2005.

  • Сергеева Г.П. Фонохрестоматии музыкального материала к учебно-методическим комплектам «Музыка». — М.,2000-2008.

  • Цифровые образовательные ресурсы. Музыка. Интернет-портал.


Свежие документы:  Соединения азота, 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: