«МЛАДШИЙ ХОР. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА»
Запольнева Наталья Александровна,
МБОУДОД ДМШ №10 Советского района г. Казани, заместитель директора,
Республика Татарстан, г. Казань.
Аннотация
В данной работе представлен урок, на котором происходит первая встреча с младшим хоровым коллективом.
Первая встреча с детьми определяет всю последующую творческую жизнь хорового коллектива. Во-первых, это возникновение контакта между преподавателем и учащимися. Во вторых, на первой встрече определяется направления, по которым мы будем работать в течение всего учебного года.
Первый урок — это сказка.
Основные персонажи:
Древние люди, которые ничего не умеют и постепенно начинают познавать себя и окружающий мир.
Голос – таинственный музыкальный инструмент. Его слышно, но он невидим. Он есть у каждого из нас. Многие не умеют владеть этим чудесным инструментом.
Унисон – наш друг и волшебник. Без него исполнение становится нестройным и скучным. В момент, когда он появляется, происходит чудо: пение хора начинает завораживать…
Мы – преподаватель (дирижер), учащиеся и концертмейстер. Принимаем непосредственное участие во всех, происходящих в сказке, событиях.
Давным-давно, когда еще не было даже наших прапрабабушек и прапрадедушек, жили-были на свете древние люди. Они ничего не умели – ни писать, ни читать, ни разговаривать. Главным для них было не умереть с голода, остерегаться больших и страшных зверей, потому что звери, в те далекие времена, бегали свободно, жили, где хотели. Люди боялись всего, что их окружало. Поэтому они делали все вместе. Но через какое-то время, людей стало так много, что одни из них стали только охотиться, другие собирать съедобные плоды, третьи готовить еду….
Вечером, собираясь вместе, у них появилось желание узнать, как прошел день друг у друга. А видели они много интересного, загадочного, слышали невообразимое количество разнообразнейших звуков (правда, они еще не придумали, что звук называется звуком, и не знали, что он будет обозначать).
Им нужно было объяснить, что они видели и слышали. А слышали они шум ветра, его завывания, чувствовали легкое дуновение юного ветра, шелест травы, «разговоры» деревьев, щебетание птиц, рычание зверей…
Постепенно люди стали подражать голосам природы. Но этого оказалось мало, потому что звуки, окружающие их, были разные по своему настроению: возвещавшие победу, свидетельствовавшие о несчастье, звуки злые, таившие в себе опасность и т.д.
И люди стали возгласами выражать радость, печаль, торжество…. Со временем, они научились разговаривать, правильно произносить слова, хорошо открывать рот.
Однажды, удивились, обнаружив, что их голос может быть музыкальным инструментом. Но так как было скучно петь в одиночку, они стали делать это вместе. Внезапно стало очень шумно, каждый старался петь громче, чем его сосед, начинал и заканчивал петь, когда хотел. Все кричали, да так, что испугали себя! Думали они, думали и придумали… Почему бы не попробовать спеть еще раз, а может быть и не один, но не просто так, а прислушиваясь друг к другу, начинать петь вместе, вместе и заканчивать, одинаково открывать рот. Не сразу, конечно, но получилось. Они подумали, что какая-то волшебная сила вмешалась в их пение. (Это гораздо позже, люди придумали название этому явлению – унисон. Унисон – это когда нас очень много, мы поем, внимательно слушая друг друга. А слушателям кажется, что поет не большой коллектив, а один человек).
С каждым разом пение древних людей становилось все лучше и лучше.
В процессе моего рассказа мы вместе с детьми делаем первые шаги в овладении мастерством, открываем много неизведанного, «секретного».
Сначала мы учимся правильно произносить гласные – одинаково кругло, хорошо открывая рот: свободно и вертикально. При произнесении гласных помогаем себе руками, потому что у большинства детей мышцы лица, тела зажаты. А движения рук раскрепощают мышцы лица.
Далее, произносим четверостишия, на которых отрабатываем произношение той или иной гласной, формируем единый артикуляционный уклад, закрепляя навык «свободной вертикали».
1. Аист, Аист, где ты был?
По болоту я ходил,
Там ловил для аистят
Аппетитных лягушат.
2. Огорчился серый Ослик,
Потерял в лесу свой хвостик,
Возле озера стоит,
Очень, очень он грустит.
3. Ел Емеля калачи
Прямо сидя на печи.
Есть Емелюшка устал –
Еле-еле доедал.
4. Индюки, индюки,
Что столпились у реки?
— Мы следим, чтоб индюшата
Не ныряли, как утята.
5. Улиточка, Улиточка
По улице ползет,
И на себе Улиточка
Домишко свой несет.
Кульминацией урока является первый звук, который мы пробуем спеть вместе. Перед этим важным событием усваиваем правило: прежде, чем я начну петь, я услышу про себя, как звучит первый звук, в какой динамике, с какой краской, я почувствую, в какой момент мы одновременно начнем петь.
Вспоминаем об унисоне. Если не получается, то постепенно выравниваем его, подстраивая к одному или двум голосам остальные.
Так проходит первая встреча с детьми. Но каждый новый учебный год, обновленный состав хора, новые впечатления вносят коррективы, изменения в рассказ, в сюжет сказки, дают возможность фантазировать.
Литература:
1) Апраксина О.А. Хрестоматия по методику музыкального воспитания. – М., 1987.
2) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.
3) Радыкова О.П., Катинене А.И., Палавандишвилли. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.