Водопьянова Т.М.
Если ненадолго зажмурить глаза, а потом постараться вспомнить картинку вокруг нас, в памяти останется общее впечатление, без деталей и нюансов. Оно будет немного размытым, туманным. Тоже произойдет, если попробовать сымпровизировать музыкальное отображение образа какого либо пейзажа, картины, здания или человека.
К. Моне «Кувшинки» | Импрессионизм — одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века. Так назвал свою картину К. Моне: «Впечатление. Восход солнца». Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как изображает. | К. Моне – «Впечатление. Восход солнца» |
…Дождем умыты скверы и бульвары, Особняков чугунные ограды, Где красками Моне и Ренуара Расписаны старинные фасады. Как на полотнах импрессионистов, Прозрачен день. Игрой теней и света Опальный август завершает лето, И ветер по-осеннему неистов… |
К. Писарро «Бульвар Монмартр под дождем» |
В сравнении со своими предшественниками импрессионисты отказывались от работы в мастерской и придерживались метода «пленэра». Этюд от начала и до конца, непосредственно «на натуре», стараясь уловить, зафиксировать меняющееся состояние света, цвета, воздуха. | А. Бланшар «В окрестностях Нотр Дам» |
Ж. Сера любил рассказывать, как он обнаружил, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит, по закону дополнительных цветов, голубым, а зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружены розовым ореолом. Для более точной передачи этих взаимодействий импрессионисты отказались от темной академической палитры, перестали использовать черные и коричневые краски, оставили лишь чистые цвета. Изменилась и техника — французские живописцы, не смешивая краски на палитре, стали пользоваться раздельными мазками ярких красок, главным образом основных цветов — красной, синей, желтой. | Ж. Сера «Сена у Корбевуа» |
Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков. Радость жизни во всех ее проявлениях проявляется во всех работах. Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык. | О. Ренуар «Пейзаж на берегу Сены» |
Музыкальный импрессионизм возник во Франции чуть позже. Так же как и в живописи, он проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому , что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Свою музыку импрессионисты строили на игре музыкальных светотеней, на неуловимом «звуковом ощущении”. | Э. Мане «Дама в саду» |
В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм имеет лишь одного яркого представителя — Клода Дебюсси. Так же импрессионистские черты музыки есть и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения” и других произведениях. Из музыкальных импрессионистов известен и Поль Дюка с его оркестровой фантазией «Ученик Чародея» — мимо неё не прошел даже Уолт Дисней. | Портрет К. Дебюсси, затем М. Равеля и П. Дюка |
Вместо развитых многочастных симфоний стали появляться симфонические эскизы-зарисовки. В фортепьянной музыке преобладали небольшие пьесы, в которых преобладает свобода развития, а так же постоянная изменчивость музыкального языка, мелодии, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает им характер импровизаций, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений. |
Ноты К. Дебюсси |
Оркестр у Дебюсси и других композиторов – импрессионистов очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставлял различные тембры инструментов и способы извлечения звука. Свои симфонические эскизы «Море” композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры” нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. Музыканты заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра. |
К. Моне « Скалы в Бел — Иль» |
Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе. «Ноктюрны» — это три вполне самостоятельные картины, объединенные лишь общим пониманием жанровых особенностей. | Портреты Мусоргского и Римского — Корсакова |
Первый ноктюрн — «Облака” – звучит без ритмических и интонационных контрастов, но зато в нем развернута красочная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками.. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоторыми пейзажами К. Моне | К. Моне «Парусная лодка в Аржантее” |
Второй «Ноктюрн» – «Празднества». Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В «Празднествах” мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно растворяющихся в праздничной атмосфере города. | Э. Мане «Лола из Валенсии» |
Третий из «Ноктюрнов” — «Сирены” — написан для женского хора и оркестра. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен -сказочных обитательниц подводного царства. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется динамическими всплесками , здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, искусно сочетаемого с инструментальными тембрами |
Сирены – иллюстрация к мифу |
Когда маэстро за роялем Импровизирует, изобретая, Фактуру моря…переливного… И вмиг Оркестр заплывает Так далеко заоблачно за океаны Капризным случаем томим… И Франция палитрой звуковой Насыщенная вся изысканной игрой… Не мысленными этими просторами И фейерверком взрывным зазвучит Пульсацией таинственной И Даль опять Сиреной Миражной глухо оглушит… И песни менестрелей заглушит Нежданно эхо золото — тайное… |
www.liveinternet.ru |
Очень популярны два тома «Прелюдий” — в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса”, «Что видел западный ветер”, «Ветер на равнине”, «Вереск”, «Шаги на снегу”, «Холмы Анаканрии”. В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы. | К. Моне «Парусные лодки» |
В группе прелюдий-портретов наибольшую популярность приобрела «Девушка с волосами цвета льна» .Ее музыка воплощает идеал вечной женственности и красоты. В ней господствует светлая мечтательность, хотя выражение эмоций носит то более сдержанный и созерцательный характер, то приобретает большую порывистость и эмоциональность. | О. Ренуар « Девушка с распущенными волосами» |
«Затонувший собор». Она картинно воплощает сюжет популярной бретонской легенды о соборе Ис, скрытом в морских глубинах. Основная тема прелюдии – тема всплывшего собора – представляет собой величавый хорал. Ее интонации формируются постепенно. Сначала – в тихом перезвоне параллельных кварто-квинтовых созвучий, которые доносятся словно из нереального мира. | kseniapo.livejournal.com |
«Лунный свет» — пьеса удивительной, именно не земной красоты. Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи. …Этой дымки серебристой, Этой зыбкой чешуи. Лунный свет, слегка ребристый, В руки прыгает твои. За роялем снова вижу Силуэт едва знакомый, Он играет, смотрит, дышит, Лунным светом очарован… | К. Моне «Руанский собор вечером» |
К лучшим произведениям Дебюсси, относится пьеса «Отражения в воде”. Это не только живописная картинка, но и проникновенное «вслушивание” в мир «водяного царства”. Вначале возникает образ спокойной водной глади, но вот это спокойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия — новый трепет водяной поверхности… | К. Моне «Парусник» |
Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая. | Ван Гог «Красные виноградники» |