Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Вокальная музыка
Деревенский пейзаж | |
Колыбельные песни ребенок слышал в детстве, засыпая в люльке. Баю — баю — баюшки, Да прискакали заюшки Люли — люли — люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать Да станет Ваня засыпать.. | Колыбельная песня, старинная |
С друзьями на улице ребятишки напевали короткие песенки – заклички: Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи Такие припевки сопровождали уличные игры и использовались в затруднительных случаях. Например, попала вода в ухо при купании. Надо попрыгать на одной ножке и прокричать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду!». Заклички, а также веснянки, приговорки переходили из поколения в поколение. |
Деревенские ребятишки играют на улице |
Свадьба всегда была важным событием в жизни каждого человека. Старинная свадьба на Руси была настоящим спектаклем, где молодых называли Князь и Княгиня. Пели им величальные песни: Виноград и во саду растет, А ягода ай малина по горам цветет. Виноград — на блюдечке, А ягода ай малина — на тарелочке. Виноград и — сын-Васильевич, А ягода ай малина — да и Катенька, А ягода ай малина — да Ивановна. | Свадебный обряд |
В конце свадебного пира пелись корильные песни. Это шуточные величания «наоборот». В них беззлобно осмеиваются, осуждаются сват, сваха, дружка, тысяцкий: Друженька хорошенький, Друженька пригоженький! Поехал дружка воевати — Вокруг печи на лопате! |
Деревенская свадьба |
И каких только песен не было — и лирические, и шуточные, и хороводные. Хороводы имели магическое значение. В них собирались весной , повторяя движение Солнца. От поля, на котором, водили круги, ждали хорошего урожая. | Хоровод |
«Песню пой, с песней — в бой» говаривали в старину русские люди, уходя на войну. И складывали песню о сражениях, героях, полководцах. Из таких песен и теперь можно узнать о тех славных временах. «Солдатушки, бравы ребятушки, А кто ваши отцы? Наши отцы русски полководцы, Вот кто наши отцы. Наши отцы русски полководцы, Вот кто наши отцы». | Солдатский строй 19 века |
Встреча с песней происходила неожиданно, след от нее оставался на всю жизнь, как у героя рассказа И. Шмелева «Русская песня». « С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу -дальнюю сы-то-ронушку!..». Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием…» |
Есть детское фото И.Шмелева |
Есть воспоминание о том, какое впечатление оставило исполнение народной песни « Матушка, что во поле пыльно» на А. С. Пушкина. О русской песне писали многие поэты и писатели, например, Л. Н. Толстой, у которого есть рассказ «Песни на деревне». | Портреты Пушкина и Толстого |
Очень сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И. С. Тургенева. В этом рассказе речь идет о состязании двух певцов. Это состязание — своеобразный конкурс, в котором принимают участие рядчик и Яков-Турок. «Он глубоко вздохнул и запел… «Не одна во поле дороженька пролегала» — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той, едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся» |
Иллюстрация к рассказу «Певцы» » И. С. Тургенева. |
Исполнить русскую народную песню по – настоящему, чтобы за душу взяло, это большое искусство. Им обладал великий русский певец Федор Иванович Шаляпин. «Есть на Волге утес», « Дубинушка» и другие песни сохранились в записи до наших дней. Учился пению Шаляпин в церковном хоре, как и многие певцы из народа того времени. Благодаря природным данным, а Шаляпин обладал богатырским телосложением, был истинный русак, ему была присуща безмерная даровитость и какая-то, особая разбойничая удаль. Он воплотил в себе некий эталон русского человека на сцене. Тем не менее, он всегда подчеркивал, что душевное начало, состояние души должны быть в каждом слове, в каждой музыкальной фразе, а они невозможны без воображения. | В. Серов. Портрет Ф. Шаляпина |
Лидия Русланова по всем фронтам Великой Отечественной войны выступала с концертами и исполняла русские народные песни. Выступать приходилось под открытым небом, в окопах, в землянках, в госпиталях. Своими песнями Русланова вливала в душу солдат веру в Победу. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта. За эти три часа была проведена передислокация наших войск, была завершена подготовка к наступлению. На свои средства, заработанные во время гастролей по стране в предвоенные годы, Лидия Русланова приобрела две батареи гвардейских минометов «Катюша», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт. А свои знаменитые «Валенки» она пела 9 мая 1945 года у Бранденбургский ворот в Берлине. | Фото Руслановой на фронтовом концерте |
Но 17 февраля 1911 года в Москве состоялся первый концерт хора, организованного М.Е. Пятницким. На сцену вышли крестьяне. Они пели русские народные песни, водили хороводы — будто и нет никакой сцены, а все происходит где — нибудь на поляне или на опушке леса. Мнения, публики разделились. Одни хвалили, другие называли исполнителей «поющими лапотниками». Один из друзей писал М. Пятницкому: «До тебя издавали ноты, записи и думали, что этого достаточно… а ты даешь песню живьем, как она есть: «Нате, слушайте и смотрите, как поет сам народ!» Это великое дело…». |
Пятницкий с крестьянским хором |
Хранителями народного искусства в наши дни стали государственные ансамбли. Такие , как хор имени Пятницкого, Северный, Уральский, Кубанский , Воронежский… Эти прославленные коллективы собирают песни своего края, исполняют их не только в Росси, но и за рубежом. | Фото выступления хора имени Пятницкого |
Обычные деревенские бабушки в костюмах, которые хранились в сундуках, могут покорить даже Евровидение, как наш фольклорный ансамбль из Удмуртии. | Бурановские бабушки |
Есть любители народной песни и среди детей. Детские фольклорные коллективы продолжают ту связь времен, которая не должна прерваться. | Детский фольклорный коллектив, лучше садик |
Вопрос: Какие виды русской народной песни существуют? | ПАУЗА |
Календарные, обрядовые, исторические, плясовые, шуточные | Сборник « Русские народные песни» — обложка |
Вопрос: Какие пословицы посвящены народной песне? | ПАУЗА |
Ответ:
Беседа дорогу коротает, а песня — работу.
Были-бы песни, будут и пляски.
Был-бы запевала, а подголоски найдутся.
Веселы привалы, где казаки запевалы
Где песня льётся, там легче живётся!
Из песни слов не выкинешь.
Натощак и песня не поётся.
|
Крестьяне на завалинке
|
Люблю тебя народная, живая, Ты русским духом в песне дорожишь. И мудрость предков строкам придавая, Ты радость в сердце красотой продлишь | Современные исполнители русской песни |