Урок музыки в 6 классе по теме: «Удивительный мир музыкальный образов»
Учитель музыки Ариткулова И.И.
6в класс
1. Оформление классной доски.
— надпись «Удивительный мир музыкальных образов»;
— портрет композитора Ф. Шуберта;
— под портретом цитата: «Как много прекрасного не принесло бы время, второго Шуберта даст оно не скоро» /Р.Шуман/.
2. Оборудование:
— DVD и диск с музыкальным произведением – балладой «Лесной царь»;
— музыкальный центр (караоке);
— учебники на столах учащихся.
Цель урока:
— познакомить учащихся с новым вокальным жанром (музыкальная баллада);
— сформировать эмоционально осознанное восприятие драматического музыкального образа на примере баллады «Лесной царь».
ХОД УРОКА.
Учитель: На протяжении целого ряда уроков мы знакомились с произведениями, которые относятся к жанру вокальной музыки. Это песни, баркоролла, романсы. Проведя музыкальный анализ этих произведений, сделали вывод, что все они наполнены не похожими друга на друга удивительными музыкальными образами.
(учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель:
1. Что такое музыкальный образ?
2. Какие музыкальные образы бывают в произведениях? Какие две задачи стоят перед музыкой? В частности, перед вокальной?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним жанром вокальной музыки – музыкальная баллада. История жанра баллада – длинна и сложна. Слово «баллада» произошло от итальянского слова, что в переводе означает «плясать». В средние века балладами назывались плясовые песни, в которых рассказывалось о подвигах рыцарей. Шло время… И к концу 18 – началу 19 века баллада стала профессиональным литературно-поэтическим жанром.
Баллады писали поэты разных стран: Гете, Гейне, Гюго…В России основателем баллады был Василий Жуковский – друг, наставник Пушкина, а потом и сам Пушкин, Лермонтов стали писать баллады. Баллада – это повествование с элементами фантастики, вымысла и внутреннего драматизма.
В это же время, с появлением звезды по имени Франц Шуберт, композиторы по его примеру стали сочинять не просто песни, а вокальные произведения с сюжетом, небольшими сценами, используя при этом тексты стихотворных баллад.
Первым был австрийский композитор Франц Шуберт. Его зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. В 18 лет он сочинил музыкальную балладу «Лесной царь». Вот как описывает рождение баллады один из его друзей. (Учитель зачитывает отрывок из книги).
Учитель: А сейчас я предлагаю прослушать балладу на немецком языке.
(звучит баллада в записи на диске)
Учитель: Какие чувства вызвало у вас прослушанное произведение?
Примерные ответы учащихся: волнение, тревогу…
Учитель: В.А.Жуковский перевел балладу на русский язык. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 45. Я прочитаю вам балладу. Вы внимательно следите и слушайте.
После прочтения баллады учитель открывает ту часть доски, на которой написано:
Рассказчик – взволнованный
Отец – тревожный
Сын – испуганный, в конце безумно испуганный
Лесой царь – сладостно завлекательный, а потом и угрожающий
Учитель: Это, ребята, действующие лица баллады и их чувства, которые они испытали в этой балладе. А сейчас, я предлагаю повторно прослушать музыкальную балладу, не зная немецкого языка. Теперь, я думаю, вам будет понятно, кто сейчас поет и кто потом. Обратите, пожалуйста, особое внимание на аккомпанемент.
(Повторное слушание баллады с комментариями учителя)
Учитель: Что происходило с чувствами героев? Что выразила вокальная партия?
Примерные ответы учащихся: находились в развитии (в движении).
Что изображает аккомпанемент? Движение мчащегося коня…
Давайте сделаем вывод. Какой музыкальный образ передал композитор в этом произведении?
Дети отвечают с помощью учителя.
В этом произведении передан единый, сложный драматический образ: движение (развитие чувств главных действующих лиц и движение мчащегося коня).
Учитель: С каким новым вокальным жанром мы сегодня познакомились на уроке?
Дети отвечают.
Учитель: В заключение урока мы споем с вами песню «Огромное небо». Пока мы с вами ее только разучиваем. Современные композиторы по праву называют её песней-балладой. Почему? Потому что здесь повествование, в итоге – драматизм. Небольшая маленькая сцена – жизнь двух людей. Присутствует чуть – чуть вымысел (в строчках «Рукою до звезд дотянуться могли…»)
Дети поют песню «Огромное небо»