Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко «Ярославна»
yandex.ru/images/search?text=ярославна&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F6%2F89%2F636%2F89636464__s24.jpg&pos=6&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407144132411&pin=1 Ярославна — Палех | |
Славься, Ярославны светлой имя, Живи славой русской, вековой. Помни, Днепр, как твоя княгиня Слезы проливала над тобой. Столько сил убило ожиданье, Но в княгине веры не убить! Ярославна, мужа ожидая, Продолжала верить и любить. Дни свои в Путивле проводила, Только сердце было далеко… И любовь, как золото хранила, Дожидаясь князя своего (обращается в стихах к памяти легендарной героини русского эпоса Татьяна Шевелева) | Ярославна — yandex.ru/images/search?text=ярославна&img_url=http%3A%2F%2Fav.li.ru%2F376%2F1909376_10546371.jpg&pos=7&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407144132411&pin=1
|
Балет современного композитора Бориса Тищенко — «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слова о полку Игореве». Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор. Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях. | «Слово о полку Игореве» — обложка |
Борис Тищенко — один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам «Суздаль», «Гибель Пушкина», к спектаклю «Собачье сердце». Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт — Петербурге. | Борис Тищенко — фото |
Дмитрий Шостакович высоко ценил талант своего ученика. Выразительным проявлением этого является один из подарков мастера — он преподнес ученику свою оркестровку Первого виолончельного концерта, впервые исполненного Мстиславом Ростроповичем. Композитор отмечал определяющее воздействие на него в 1960–х, наряду с Шостаковичем, великих русских поэтов Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, с которыми Борис Тищенко был знаком. | Д. Шостакович со студентами Ленинградской консерватории |
Путь, по которому шла к слушателю музыка Тищенко, не был устлан розами. С трудом пробивали дорогу Первый скрипичный концерт, балет «Двенадцать» по поэме Александра Блока, Вторая симфония, более двадцати лет ждал своего исполнения «Реквием», на слова Анны Ахматовой. Тем не менее, многие сочинения стали известными и получили общественное признание. Самое известное произведение Тищенко — балет «Ярославна». | Б. Тищенко – фото 2 |
Всем, кто был знаком с Борисом Ивановичем, запомнилась широта его музыкальных интересов. С юношеских лет интересы и увлечения его отличались разнообразием: здесь русская народная песня, собирателем которой он был в студенческие годы, и японская музыка гагаку, чьи отголоски находим в целом ряде сочинений, здесь и музыка композиторов – классиков, его обостренное, драматическое переживание мира. « Музыка не воссоздание эмоций и состояний, но отображение сцеплений между ними. Поэтому настоящая музыка всегда производит впечатление, точно она появилась на свет сама, без посторонней помощи. Она должна была появиться», — утверждал композитор. | Б. Тищенко – фото 3 |
Премьера балета на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня 1974 года. Автором либретто был главный балетмейстер театра Олег Виноградов, осуществивший постановку не только как хореограф, но и как художник. Режиссерское решение спектакля принадлежало одному из крупнейших мастеров советского театра шестидесятых — восьмидесятых Юрию Любимову, основателю и руководителю легендарного Театра на Таганке. |
Обложка пластинки Балет. Б.И. Тищенко «Ярославна» |
В отличие от трактовки сюжета в опере Бородина «Князь Игорь», Тищенко особенно подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра, тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек. | yandex.ru/images/search?p=1&text=князь%20игорь%20в%20плену&img_url=http%3A%2F%2Fs3.afisha.net%2FMediaStorage%2F61506a5cc00543e7b857ad7fcbeb.jpg&pos=37&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407143891584&pin=1 Князь Игорь |
Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо. Здесь, как и во всей протяженности балета, звучность деревянных духовых нередко ассоциируется с архаикой. Всматриваясь в бездонную глубь веков, человек погружается в глубины истории. Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику. | Константин Васильев. Человек с филином subscribe.ru4874 × |
Действие I Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому, Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю, Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение Начало похода, в этой первой массовой сцене звучит хор. Игорь «вступил в золотое стремя и поехал по чистому полю». Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать». Мужской хор повествует о распрях русских князей: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В «Усобице» слышны крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь. | Константин Васильев. Русский витязь. |
Сурово скандирует хор, поддерживаемый кличами медных инструментов, его «золотое слово, со слезами смешанное»: «Вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов». Но Игорь и Всеволод, а за ними игорева дружина храбрятся и хвалятся: «Помужествуем сами» и в этом корень того рокового слова, которое и привело поход к катастрофе, обернулось первым в истории пленением кочевниками русского князя, гибелью его дружины и в результате неисчислимыми бедствиями земли Русской. | «Два князя» Илья Глазунов |
Сцена прощания Ярославны с Игорем напоминает традиционные балетные дуэты, например, адажио Прокофьева. Одна из сквозных тем балета — тема женщины и Отчизны, музыка которой воплощает бесконечную чистоту и светлый покой. Светлая и нежная музыка определяет лирический центр произведения. Затем войско князя собирается выступить в поход.
| yandex.ru/images/search?text=балет%20ярославна%20тищенко&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.guim.co.uk%2Fsys-images%2FGuardian%2FPix%2Fpictures%2F2010%2F12%2F17%2F1292582609884%2FYaroslavna-The-Eclipse-wi-007.jpg&pos=0&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407141558973&pin=1 Адажио Ярославны и Игоря |
Кульминация I акта — «Затмение». На фоне звенящего в верхнем регистре органа кларнет–пикколо высвистывает маленький тревожный мотив, на полтона ниже тот же мотив звучит у первого кларнета, подобным образом вступают все инструменты оркестра, и, наконец, слушателя окружает безжалостно плотное, густое, как тьма, давление немыслимой оркестровой массы. Внезапно оно обрывается паузой. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих, Тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О, дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». «Великолепно написана сцена затмения, — писал об этом эпизоде Шостакович, — нам, слушателям, невольно передается ужас людей того давнего времени, людей храбрых и умных, столкнувшихся с непонятным и грозным явлением природы». Не смотря на грозное знамение, Игорь ведет дружину к Дону. | Затмение в балете « Ярославна». yandex.ru/images/search?text=Затмение%20в%20балете%20ярославна&img_url=http%3A%2F%2Fafisha.yandex.ru%2Fmedia%2Fevents%2Fgallery%2Fimages%2Fthumbnails%2Fced7b851ac7c6fe76989dbbf0464bdb0_186x186.jpg&pos=5&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407143351208&pin=1
|
Действие II Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами, Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой, Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол. Перед войском возникает бесконечный степной горизонт. В усыпляющие глиссандо скрипок лишь изредка вторгаются неотчетливые степные шорохи. В первой из ночных сцен балета «Степь», звучность женского хора безмятежно прозрачна. Светает. Начинается первая битва с половцами, это развернутая динамичная батальная сцена. Игорь и его дружина побеждают еще немногочисленные половецкие отряды | yandex.ru/images/search?text=Степь%20ночью&img_url=http%3A%2F%2Fcs312220.vk.me%2Fv312220939%2F525d%2F_fVBdqW_rGY.jpg&pos=24&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407143037594&pin=1 Степь ночью
|
«Ночь перед второй битвой»: вновь возникают, уже у альтов, скользящие глиссандо. Но этот мотив степи передает и непокойный сон дружины. Неисчислимое половецкое войско окружает ее: Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон. Все это ощущают спящие русские воины. | yandex.ru/images/search?text=%20половцы&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fimg.asp%3F20154&pos=12&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407142778938&pin=1 Н. Рерих. Половецкий стан |
В «Ночных предчувствиях» половцы чудовищным наваждением являются им во сне. Гортанное гоготание мужского хора, подобное интонированию тибетских монахов, языческое волхвование там–тама, глухой голос барабана, хрипы меди сплетаются в будоражащую воображение картину, над которой парит солирующая скрипка, исступленную страстность которой подчеркнута микрофонным эфектом. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул… «А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому: кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а хан Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Образ половецкого мира в балете вообще невероятно интересен: здесь действует одновременно притягательная и отталкивающая, дикая сила: «В атмосфере пьянящей, ядовитой истомы таится погибельная опасность, которая, как взгляд удава, околдовывает и гипнотизирует жертву». Танцы половцев поражают необычной хореографией «зомби». | Борьба Руси с половцами. https://www.russian-chronicle.ru/drevnaya-rus/borba-rusi-s-polovcami-pa…
|
Действие III Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами. Степь смерти, Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь, Возвращение, Призыв, Молитва. На другой день, как описывает летопись, «спозаранок кровавые зори свет возвещают… Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы». | «Мертвое поле» И. Васнецов |
«Плач Ярославны»: самый вдохновенный лирический текст Древней Руси. Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. Музыка построена на нисходящих интонациях плача. «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
| yandex.ru/images/search?text=%20ярославна%20&img_url=http%3A%2F%2Fcs316921.userapi.com%2Fv316921204%2F34b8%2Fi4wNUh6o9uE.jpg&pos=10&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407141795278&pin=1 «Плач Ярославны»: |
«Побег». Погасли вечером зори. Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками. | Река — Каяла |
Интонации кличей возвращаются в начале третьего действия. Огромная его часть — картина второй битвы, которая заканчивается поражением русского войска: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы». На фоне глиссандо у виолончелей и контрабасов под ночным небом юга слышны стоны умирающих. | yandex.ru/images/search?text=дреынерусская%20сеча&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1 Древнерусская сеча |
Торжественное звучание «Возвращения» композитор предваряет эпизодом «Мальчик – пахарь». Как в финале фильма Тарковского «Андрей Рублев», на смену ушедшему мастеру, приходит молодая смена. Круговорот жизни продолжается. Возвращается тематический Молитвы материал вступления к первому действию. Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, балет завершается словами «Молитвы». | yandex.ru/images/search?text=молитва%20в%20православном%20храме&img_url=http%3A%2F%2Fimg.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2F4%2F18121%2F18121272_1661485.jpg&pos=3&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407142198724 Молитва
|
В жизни любого народа женщине принадлежит ключевое значение в сохранении самобытности народа, его национальных традиций и духовных ценностей. Однако в истории русской нации значение и роль женщины неизмеримо выше. Она коренится в специфике исторической судьбы России и, в частности, в военном характере её истории. | yandex.ru/images/search?text=родина%20мать&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&pin=1 Родина — мать |
Сегодня мы понимаем, насколько актуальны слова Игоря: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую»! Стихотворение «Ярославна» лишний раз произведении Людмилы Татьяничевой, рисует Русь-Россию «военной», тем самым, подчёркивая вневременность происходящих событий: так было раньше, и так есть сейчас. …Снова ветер гудит, неспокоен, Красный дождь прошумел по стране. Снова ты, мой возлюбленный воин, Мчишься в бой на крылатом коне. Труден путь твой, суровый и бранный, Но нетленной останется Русь, И тебя я, твоя Ярославна, В славе подвигов ратных дождусь. | yandex.ru/images/search?text=%20ярославна%20&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fb%2F3%2F27%2F897%2F27897774_artlib_gallery38475b.jpg&pos=24&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-656-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1407141795278&pin=1 Ярославна |