Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 7 классе
Арабеск в балете | |
Необъяснимо прекрасной сказкой появляется в жизни многих любителей музыки балет. В нем магия прекрасных мелодий, волшебство отточенных движений, изысканная красота костюмов и декораций. | Зрительный зал и сцена в театре |
«Прыжки, поддержки, даже вставание на пуанты — все это материализация мечты о достижении высшего: о полете, о парении над землей, бытом, реальностью. Сам балет, как вид искусства, наделен изначальной установкой на возвышение над обыденностью. В действительности люди так, как в балете, не ходят, не летают, даже не танцуют» . | Прыжок в балете |
«Мир балета закрыт от обычных людей. Развлечением балет не назовешь, это не развлечение, на балет идут восхищаться красотой. Балерина всегда выделяется среди толпы прохожих, и вы обязательно остановите свое внимание на этом чуде. Совершенно другая походка, постановка спины, манера держать голову и многое другое! И красота – тоже другая. И жизнь – другая, поскольку подчинена она строгим законам профессии, в которую изначально из тысячи девочек выбирают, может быть, всего десять-двенадцать, а то и меньше». «Основа занятий хореографией – экзерсис – гениальная система специальных упражнений. Ее суть – постановка корпуса и разработка выворотности ног – система таких упражнений развивается и совершенствуется уже более трехсот лет, по этим канонам создавался классический балет», — писал артист балета, хореограф и педагог Олег Виноградов. | Балетное училище – классический «станок» |
Балет – воздушное творенье! Слияньем плоти и души, Пригрезившимся сновиденьем Воскреснет музыка в тиши… Одним изысканным движеньем К любви раскроются врата… В душе поселится смятенье… Иль в сердце – боль и маета… Возможно ль, выразить презренье Одним наклоном головы, И разрешить навек сомнение – На «ты» мы с Вами, иль на «Вы»? Поникнут руки балерины — И стоном разразится зал! И так предстанет недвижимо Бессилье против бездны Зла. |
|
«Все балеты классического наследия, живущие и поныне, утверждают полную победу высшего над низшим, света над мраком, добра над злом. Эти ценности недаром называют вечными, в своей наиболее совершенной форме классический балет всегда есть выражение высшего божественного порядка, торжества гармонии над хаосом и полной победы светлого и доброго начала», — считают критики. | С. Прокофьев «Танец рыцарей» |
Каждая балерина мечтает стать примой. Примой в Большом театре – мечта вдвойне. Говорят, что это может случиться только после исполнения партии Жизели в одноименном балете Адольфа – Шарля Адана. Старинная «Жизель» Шедевр из шедевров, мечта любой балерины. Партия Жизели — труднейшая из партий. Помимо гениальной хореографии, в ней весь спектр глубоких человеческих переживаний: первая влюбленность и обман, сцена сумасшествия и гибели героини. Во втором действие образ героини предстает в образе мистической виллисы. Другого такого многогранного образа перевоплощения не знает балетное искусство. И каждая балерина рассказывает со сцены историю своей Жизели… Балет «Жизель» став, Семенова. Одной из лучшей Жизелей за всю историю стала Жизель Галины Улановой. | Сцена балета «Жизель» |
Какой балетный спектакль станет для вас первым открытием чуда, какой будет самым любимым, подскажет время. Если это один из трех блистательных балетов Петра Ильича Чайковского, то вы не ошиблись. Каждый из них является шедевром. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. | Чайковский — портрет |
Чайковскому «с давних пор хотелось написать балет» и «он ждал только случая попробовать свои силы в балетной музыке», который, однако, представился ему значительно позже. Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» был написан в 1876 году. Это романтическая повесть о любви и верности. Сюжет по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной девушке, превращенной в белого лебедя. В балете переплетаются реальные и фантастические картины. Не только «Танец маленьких лебедей», но и все адажио, па – де- де, танцы гостей, вступление к балету и интродукции и другие эпизоды представляют собой незабываемую сокровищницу ярких музыкальных тем. | «Лебединое озеро» — танец маленьких лебедей |
В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Сказка была использована не в подлиннике, а в пересказе французского писателя Александра Дюма. Чайковский сначала сам письменно изложил сюжет, затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа. В первоначальном варианте героиня балета именовалась Кларой, позже ее стали называть Машей (по версии Дюма, девочку называли Мари). В балете присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка, созданная художником. « Танец Феи Драже», Марш, Вальс, музыка Апофеоза – наиболее узнаваемые музыкальные темы. По традиции, в канун Нового года балет «Щелкунчик» присутствует в репертуаре различных ведущих театров мира. Билеты на » него стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком. | «Щелкунчик» — на сцене |
Всеволожский, директор императорских театров писал по поводу своего видения балетного спектакля: «Я задумал написать либретто по сказке Перро «Спящая красавица». В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода.». Мариус Петипа переслал Чайковскому подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Музыкальная разработка поставлена как борьба добра и зла и их противопоставление. Эти две силы олицетворяются двумя персонажами: фея Сирени и фея Карабос. | https://www.bolshoi.ru/performances/442/ «Спящая красавица». |
Трудно назвать знаменитый литературный сюжет, который бы не пытались выразить в танце. «Сотворение мира»,« Ромео и Джульетта», « Дон Кихот», «Кармен», « Анна Каренина» — этот список можно продолжать. | Балет «Сотворение мира» |
А какое число сказок стали балетами! « Конек – горбунок», «Каменный цветок», «Айболит», «Чиполино»- на сцене театра оперы и балета становятся ярче, интересней. Музыка и танец добавляют действию особую интонационную и ритмическую выразительность. | Балет «Айболит», |
Знаменитая балерина Ульяна Лопаткина говорила: «Искусство должно возвышать человека над обыденностью, и как-то немножечко тянуть человека к прекрасному, к тому, что он видит, но не может осознать. Я надеюсь, что балет способствует этому». «Балет — это не техника, это душа!», — считала легендарная Анна Павлова_ | Анна Павлова « Лебедь» |
Меня мгновенно поразит однажды В торжественном финале Па-де-де, Когда пленительное плавное Adagio Подвижно- presto сменит Фуэте.
Я буду тихо, с чувством любоваться Прелестной, жизнерадостной Жизель, И обреченно-навсегда влюбляться В ее движений легких акварель.
Пишет о балете Ирина Белявская | Адажио из балета « Лебединое озеро» |