Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»
г. Лермонтова Ставропольского края
Урок музыки в 8 классе
«Путешествие по музыкальной стране»
составила
музыкальный руководитель:
Орлова Ольга Александровна
г. Лермонтов
2014 г.
Цель:
приобщение детей к музыкальному творчеству;
создание условий для возможности раскрытия себя в различных видах музыкальной деятельности;
вызвать желание у детей проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, игре на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Виды детской деятельности:
творческая, коммуникативная, восприятие музыкальных произведений, исполнительская.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Планируемые результаты:
Ребёнок активно участвует во всех видах музыкального творчества, в случае затруднения задаёт вопросы взрослому, некоторые дети способны самостоятельно проявлять элементы музыкального творчества (воспроизведение ответа на музыкальном языке, импровизация движений во время двигательной активности, на нетрадиционных музыкальных инструментах).
Возраст детей: старшая группа.
Оборудование:
Книга «Музыкальный букварь», скрипичный ключ, вырезанный из картона, нотки, карточки с изображением «Мажора» и «Минора» портрет композитора П. И. Чайковского, карточки с изображением музыкальных инструментов.
Содержание НОД
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Здравствуйте, ребята!
Поёт по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении. Дети отвечают на приветствие – также поют по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении.
Музыкальный руководитель:
Сегодня я приглашаю вас, отправиться со мною в путешествие по музыкальной стране. А поможет нам совершить это путешествие вот эта необыкновенная книга. Это волшебная музыкальная книга, а называется она «Музыкальный букварь»
Давайте посмотрим, кто в ней живёт!
Открывает книгу.
Ребята, смотрите, это же господин Скрипичный ключ. Он спит, пока книгу никто не читает. Но стоит открыть её и тут, же происходит чудо.
Музыкальный руководитель аккуратно вытаскивает из книги скрипичный ключ, открывает ему глазки.
Со скрипичным ключом работает воспитатель.
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, господин Скрипичный ключ.
Скрипичный ключ:
Здравствуйте, будем знакомы лично. Я – Скрипичный ключ. А как вас зовут, пропойте смело тут.
Дети по очереди пропевают своё имя.
Скрипичный ключ:
Я живу в Волшебной музыкальной стране. А хозяйка этой страны – королева Музыка.
Музыкальный руководитель:
Господин Скрипичный ключ. Нам с ребятами очень хотелось бы совершить путешествие по этой волшебной музыкальной стране. Ты нам поможешь?
Скрипичный ключ:
Помогу. Переверните страницу моей книги, и вы увидите карту Великой музыкальной страны.
Музыкальный руководитель:
Переворачивает страницу, вместе с детьми рассматривает карту, на которой изображены жители страны – ноты, музыкальные инструменты и т. д.
Скрипичный ключ:
А сопровождать нас в путешествии будет музыка. Ой, ребята, я что-то не подберу слово. Вы мне поможете?
Скажите, кто пишет музыку: поэт, писатель или композитор? Спасибо, ребята, правильно, композитор. Сейчас для вас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Давайте присядем, закроем глаза и тихо её послушаем.
Слушание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» с последующим обсуждением.
Музыкальный руководитель:
Скажите, ребята, а что вы себе представили?
Дети высказываются о прослушанной музыке.
Музыкальный руководитель:
Это произведение П. И. Чайковского называется «Осенняя песня». И в музыке мы слышим печальные нотки, слышим, как кружат опадающие осенние листья, как будто танцуют свой прощальный танец.
Ребята, у меня есть осенние листики, давайте возьмём их, и каждый придумает свой танец.
Активное слушание. Импровизация.
Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята, у нас получился настоящий листопад.
Наше путешествие продолжается. Давайте перевернём ещё одну страницу нашей волшебной книги. Посмотрите, что здесь нарисовано.
Показывает изображение нотного стана.
Скрипичный ключ:
Это скрипичный ключ, или нотоносец. На нём записывают ноты. О них, вам расскажет песенка.
Музыкальный руководитель исполняет «Песенку о гамме» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва.
Затем проводит беседу по тексту песни.
При повторении предлагает детям подпевать.
Музыкальный руководитель:
Да, трудно выучить все ноты, и запомнить, как они располагаются на нотном стане. Но мы постепенно всё выучим, а поможет нам наша рука.
Музыкальный руководитель показывает, как расположение нот на нотном стане можно изобразить с помощью рук.
«Песенка о гамме» исполняется ещё раз с показом.
Скрипичный ключ:
Переверните ещё одну страницу моей книги.
Музыкальный руководитель достаёт фигурки Мажора и Минора, берёт их и говорит за них.
Мажор:
Когда веселье в дом стучится,
Мажор вам может пригодиться.
Минор:
Когда хотите погрустить
Минор готов вас навестить.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы запомнили – синьор Мажор – повелитель весёлой музыки, а синьор Минор – грустной.
Убирает фигурки.
Скрипичный ключ:
Сейчас мы проверим, как дети это запомнили:
Поиграем в игру «Грустно – весело».
Проводится дидактическая игра «Грустно – весело» — на музыку «Три настроения» м. Г. Левкодимова.
Скрипичный ключ:
Переверните последнюю страницу моей книги.
Там карточки с изображением музыкальных инструментов. Дети называют их.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята. А я вам приготовила другие инструменты: вот птички – свистульки, вот шуршалки, шумелки, а вот тарахтелки и звенелки. Эти инструменты сделали вы сами с вашими родителями дома.
Берите их, и давайте для Скрипичного ключа исполним весёлую мелодию.
Дети играют на нетрадиционных музыкальных инструментах русскую плясовую мелодию – музыка народная.
Скрипичный ключ:
Спасибо, у вас получилась прекрасная музыка. Да, музыка передаёт настроение человека, помогает понять природу, окружающий мир. Надеюсь, что вы, ребята, будете часто посещать Великую музыкальную страну. А сейчас мне пора возвращаться домой в книгу.
Скрипичный ключ прощается с детьми.
Музыкальный руководитель:
Мне очень понравилось в музыкальной стране, а вам?
Дети делятся своими впечатлениями.
Затем уходят в свою группу.
Литература:
Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Детство — Пресс, 2013.
Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребёнком. Советы музыкальным руководителям. Детство – Пресс, 2013.
Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия! Методическое пособие для музыкальных руководителей. Детство – Пресс, 2002.
Костина Э. П.Музыкально – дидактические игры. Феникс, 2013.