Урок для 4 класса
Тема урока: «Жанр песни и ее значение в жизни человека».
Цель урока: Определить место песни и нашей жизни, раскрыть понятия жанра песни.
Задачи урока: На большом количестве музыкального материала помочь детям определить важность песни, как явления, в жизни человека.
Тип урока: Урок-беседа.
Этапы урока:
1. Вступительная часть.
2. Беседа с классом о песенном жанре.
3. Знакомство с вокализом.
4. Акцент на домашнее задание.
5. Дыхательные упражнения.
6. Распевание.
7. Разучивание песни.
8. Заключительная часть.
I. Вступительная часть.
У. Добрый день, ребята. На предыдущих уроках мы говорили с вами о различных жанрах музыки. Перечислите мне их.
Д. Ноктюрн, мазурка, полонез, романс, соната.
У. Верно. А перечислите мне, пожалуйста, жанры вокальной музыки.
Д. Романс, песня, вокализ.
У. Что такое вокализ?
Д. Это песня без слов.
У. Верно. Что собой представляет жанр романса?
Д. Романс — это произведение, которое в старину исполняли на романском (на испанском) языке. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. а позже — в сопровождении фортепиано. Мужчины пели романсы своим любимым женщинам.
У. Молодцы.
II. Беседа с классом о песенном жанре.
У. Сегодня мы поговорим с вами о песне как о жанре как о важной составляющей нашей жизни. Перед нами стоит задача: определить значение песни в нашей жизни.
Песня — это самый популярный жанр вокальной музыки. Слово «песня» на разных языках звучит по разному: на французском — shanson,
на английском — song,
на немецком —Lied,
на латинском – cantus,
на итальянском — canzona.
Ребята, песен на свете немало и написано о них гоже немало. И это понятно: ведь песня — верный спутник по жизни. Скажите мне, пожалуйста, когда вы познакомились с песней впервые?
Д. Нам пела песню мама, когда мы были совсем маленькими.
У. О чем рассказывают нам песни?
Д. О жизни, о людях, о любви, о природе, о животных, в общем — обо всем.
У. Хорошо. Но прежде чем мы определим место песни в нашей жизни, я прочитаю вам слова писателя Юрия Нагибина из его «Киши детства»: «Я рано узнал прелесть песни, мне пела мама. Я не знал, о чем она пела, я не понимал этого. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случиться, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чем я и думать не смел».
Скажите мне, ребята, какие песни появились самые первые.
Д. Народные.
У. Какие жанры народных песен мы с вами уже знаем?
Д. Хороводные и плясовые.
У. Верно. Я вам исполню две народные песни, а вы определите, какая из них хороводная, а какая — плясовая? {Педагог исполняет «Милый мои хоровод» и «А мы просо сеяли»).
Д. Первая — хороводная, вторая — плясовая.
У. Верно. А теперь послушайте еще одну песню и определите ее характер. (Педагог исполняет «Не одна во поле дороженька»).
Д. Мягкая, певучая, грустная, выразительная, похоронная.
У. Когда, на ваш взгляд, люди поют такую песню?
Д. Когда у человека тяжело на душе, когда человека провожают в
последний путь, когда у человека лирическое настроение.
У. Верно. Это лирическая народная песня. Еще я вас познакомлю с жанром солдатской песни. Как вы думаете, в каких случаях звучала эта песня? (Педагог исполняет «Солдатушки. браво ребятушки»).
Д. Когда солдаты шли на войну, эта песня поддерживала их боевой дух. Она помогала им маршировать.
У. Таким образом мы с вами познакомились с разновидностями народных песен: хороводными, плясовыми, лирическими и солдатскими. Эти песни сопровождали людей по жизни. Народные песни очень самобытны и поэтому русские композиторы вводили их в свои произведения.
Например, детская песня-игра «Гори-гори ясно» есть в опере
П.И. Чайковского «Пиковая дама», а народный обряд масленицы — во вступлении к опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
Иногда, слушая песню, в человеке рождаются определенные чувства, настроения, зрительные образы. (Педагог исполняет «Среди долины ровныя» и затем показывает репродукции И. Шишкина «Дубовая роща» и «Дождь в дубовом лесу». Педагог обсуждает с детьми, какая из этих репродукций образно похожа на данную народную песню. Затем педагог исполняет песню «Вечерний звон» и демонстрирует репродукцию И. Левитана «Вечерний звон». Эти сравнения помогают приблизить друг к другу музыку, поэзию и живопись и помогают развить в детях образное мышление).
А какие качества воспитывает в нас эта песня? (Педагог исполняет песню Баснера «С чего начинается Родина?»).
Д. Патриотизм, любовь к Родине, веру в будущее своей Родины.
У. Ребята, а с чего у вас начинается Родина?
Д. С родителей, с дома, с родной природы.
У. Ребята! Подумайте, ведь песня — это гораздо меньшая форма, чем опера, балет, симфония. И в этой маленькой форме умещается, часто, целый мир, целая жизнь.
III. Знакомство с вокализом.
У. А как вы считаете, сможет ли песня без слов показать нам целый мир как и музыка с текстом. (Дети не Могут ответить и педагог дает им послушать уникальную песню неизвестного автора.)
У. Ребята, расскажите, что вы почувствовали, слушая эту песню?
Д. Одиночество, скорбь о человеке, безвыходность и скуку.
IV. Акцент на домашнее задание.
У. Ребята, а как вы считаете, способна ли современная музыка воспитать в человеке высокие человеческие качества? Сейчас мы не будем об этом говорить, это будет вашей домашней творческой работой. Сейчас мы познакомимся с прекрасной песней М. Таривердиева «Маленький принц», но перед этим мы сделаем полезные дыхательные упражнения.
V. Дыхательные упражнения.
Медленный вдох носом — медленный выдох ртом;
Один быстрый вдох носом — быстрый выдох ртом;
Два быстрых вдоха носом — быстрый выдох ртом;
Медленно поднять прямые руки в стороны — вверх с бесшумным вдохом —
медленный выдох на согласную «С» с опусканием рук;
Медленный вдох носом — медленный выдох ртом.
VI. Распевание.
Педагог распевает детей тремя распевками.
VII. Разучивание песни.
Педагог обращает внимание на точность воспроизведения мелодии и останавливается на смысле текста песни.
VIII. Заключение.
У. В заключение нашего урока я бы хотела прочитать вам, ребята, стихи поэта В. Хлебникова, чтобы еще раз убедиться в важности присутствия песни в нашей жизни:
Когда умирают кони — дышат.
Когда умирают травы — сохнут.
Когда умирают солнца — они гаснут.
Когда умирают люди — поют песни.
Таким образом, музыкальный материал и поэтические произведения, представленные на уроке, помогли нам понять, что песня — значимое явление нашей жизни. Спасибо вам, ребята, за интересную и плодотворную работу на уроке.