Областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
при управлении образования
Акмолинской области
отдел образования г.Степногорска
Работа над гаммами
в классе синтезатора
Методические рекомендации
из опыта работы Володиной Э.Ю.
педагога по классу фортепиано, синтезатора
детской музыкальной школы
2012 год
ББК
Работа над гаммами в классе синтезатора. Методические рекомендации.
Составитель Володина Э.Ю. Степногорск ГККП ДМШ, 2012 г. – 19 стр.
В данной методической работе я предлагаю различные приёмы и методы, помогающие освоить гаммовый комплекс (гаммы, аккорды, арпеджио), используя технические возможности синтезатора, а также, позволяющие сделать работу над гаммами увлекательной, творческой и интересной.
Рецензент: Ершова О.О., зам. директора по ВР, методист школы
Рекомендовано к изучению и распространению Экспертным советом отдела образования г.Степногорска
Протокол № _____ от «____» __________________
Информационная справка
Володина Эвелина Юрьевна –
преподаватель фортепиано, синтезатора,
концертмейстер ГККП ДМШ при отделе образования
г.Степногорска
Дата рождения: 23 мая 1977 года
Образование: высшее, Северо-Казахстанский государственный университет, 2007 год.
Акмолинский музыкальный колледж, 1997 год.
Квалификация: учитель музыки, преподаватель фортепиано, концертмейстер
Педагогический стаж: 13 лет
Категория: первая
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….4
2. Работа над гаммами………………………………………………………5
3. Работа над аккордами и арпеджио…………………………………….10
4. Заключение………………………………………………………………13
5. Литература……………………………………………………………….14
6. Приложение №1………………………………………………………….15
7. Приложение №2………………………………………………………….16
Введение
«…те, у кого общая техника в хорошем
состояния, гораздо быстрее технически,
разучивают пьесы и этюды, чем те, у
кого общая техника не в порядке».
С.М. Майкапар
Синтезатор является довольно молодым, по-своему, уникальным музыкальным инструментом. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики.
При игре на синтезаторе исполнитель должен обладать техникой игры как одной, так и двумя руками, уметь играть в режиме автоаккомпанемента, когда левая рука ведёт гармоническую линию (играет аккорды), а правая исполняет мелодию. Также, владеть навыком импровизации, аранжировки, свободно ориентироваться в стилях.
Особую роль в формировании технических навыков и умений при обучении на синтезаторе играет работа над гаммами, аккордами и арпеджио.
Безусловно, техника исполнения гаммового комплекса на синтезаторе опирается на технику исполнения гамм на фортепиано. Но следует учитывать тот факт, что клавиши синтезатора намного «мягче», «чувствительнее» к прикосновению, требующие развития хорошей пальцевой техники, аккуратного, точного звукоизвлечения. Отличаются клавиши фортепиано и синтезатора по длине: чёрная клавиша у синтезатора – 7,5см, а у фортепиано – 9см; белая – 13см, а у фортепиано – 15см, что требует более собранной руки, «круглых», активных, цепких пальцев.
Приступать к основной работе над гаммами, предлагается только после того, как ученик освоил, элементы музыкальной грамоты, научился владеть техническими возможностями синтезатора, свободно ориентируется на клавиатуре. При пятилетнем сроке обучения, рекомендуется основательно заняться гаммовым комплексом с третьего года обучения. Но ознакомление с гаммами можно начинать уже в первом классе, когда ученик хорошо усвоил строение мажорной и минорной гаммы.
4
Работа над гаммами
Некоторые педагоги-пианисты считают, что удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре бемоль мажора для левой, так как в их звукоряде есть, так называемая, формула Шопена, но я думаю, что лучше пойти от «простого к сложному», и начинать знакомство с гаммами, в которых небольшое количество знаков.
Для того чтобы ученик лучше запомнил знаки в гаммах, их количество, я предлагаю свой способ, который назвала «Образное восприятие гаммы», где каждая гамма имеет свой рисунок в виде графической кривой. Гамма До мажор – это сплошная, ровная линия, ведь она играется только по белым клавишам:
Можно, также, придумать (желательно с учеником) для каждой гаммы свой цвет. Гамма Ля минор исполняется белыми клавишами, но она звучит по-другому и имеет особый цветовой оттенок (например, коричневый).
В гамме соль мажор появляется чёрная клавиша — Фа диез, поэтому, её линия в конце образует одну «горку»:
5
Ре мажор имеет две «горки»:
Ля мажор:
Такие ломаные линии можно рисовать к каждой гамме. Они помогут ученику зрительно её запомнить, научат свободно ориентироваться на клавиатуре, знать количество знаков изучаемых тональностей.
Одной из самых распространённых трудностей при освоении учениками гамм является точная аппликатура. Я рекомендую ученику запоминать последовательность пальцев, которая включает в себя чередование в правой руке:
1, 2, 3, 1, 2, 3, 4 пальцев.
1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 5
6
В левой руке чередование 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1 пальцев.
5 4 3 2 1 3 2 1 4 3 2 1 3 2 1
Особое внимание ученика я обращаю на четвёртый палец, так как в одной октаве он играет только один раз и попадает каждый раз на одну и ту же клавишу.
Правая рука:
1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2
си си
Левая рука:
5 4 3 2 1 3 2 1 4 3 2 1 3 2 1 4
ре ре ре
Такие своеобразные ориентиры способствуют лучшему запоминанию аппликатуры и помогают ученику больше времени уделить развитию своих технических способностей.
Технические возможности синтезатора – разнообразие тонов и стилей, позволяют превратить изучение учеником гамм в увлекательное, интересное занятие. Начинать работу над гаммами я предлагаю тоном Piano (пианино) с добавлением метронома, а в дальнейшем, используя различные стили синтезатора, добиваясь ровного, синхронного звучания обеих рук.
Stile 3/4 или 6/8 я рекомендую использовать для смещения акцента, для устранения ненужного толчка или «падения» на первый палец.
> > > > > >
1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2
1и 2и 3и 1и 2и 3и 1и 2и 3и 1и 2и 3и 1и 2и 3и 1и
7
Клавиатура синтезатора является динамичной, то есть чувствительной к силе нажатия, поэтому, при исполнении гамм, необходимо использовать динамические оттенки piano—forte. Традиционно, начало гаммы звучит на piano, постепенно усиливая звучание, приходит к forte. Но, также, можно начать играть гамму на forte, постепенно уходя на piano. Такой способ помогает ученику рационально распределять силу звука: на forte – пальцы более активные, замах выше, звук глубже, громче; на piano – кончики пальцев, при той же активности, становятся более чувствительными. Этот приём даёт полное ощущение динамических возможностей клавиатуры, помогает ученику привыкнуть, приспособиться к ней.
Полезно поучить гамму последовательно каждой рукой: начинает левая рука, продолжает правая. При этом, особое внимание нужно обращать на плавный переход гаммообразной мелодии из одной руки в другую, следует подготавливать руки заранее. В точке разделения — гамма должна звучать гладко, первоначальный темп обязательно сохраняется. Я рекомендую проучивать гамму таким способом, используя подходящий стиль (ритм синтезатора).
Для развития плавного, певучего legato, я советую играть гаммы тоном Strings (скрипки), что даёт возможность ученику воспитывать своё слуховое представление о связном, непрерывном голосоведении.
Неровность звучания очень хорошо выявляется при использовании тона Harpsi (клавесин). Исполнение этим тоном помогает добиваться одинакового звучания каждой ноты гаммы.
Возможности синтезатора позволяют работать над гаммами и шумовыми тонами. Например, тон Castanets (кастаньеты) выравнивает звучание, помогает тренировать чёткость исполнения и пальцевую активность.
При работе над гаммами тоном Castanets я рекомендую использовать разные ритмические рисунки: четыре коротких звука, четыре длинных (и наоборот), пунктирный ритм. В помощь ученику, можно привести образное сравнение – девушка на каблучках бежит по асфальту, кончики пальцев как молоточки.
8
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1
1и-на2и-на1и-на2и-на и т.д.
Для того чтобы ученик почувствовал силу движения каждой руки, полезно учить гаммы, разделив клавиатуру на два разных тона или инструмента в режиме Split. На левую часть клавиатуры назначить тон Strings, а на правую –Castanets, затем наоборот. В первом случае правая рука выступает ведущей, она диктует темп, контролирует ровность движения. Во втором случае левая рука берёт на себя эти функции. Технические возможности синтезатора позволяют изменять громкость звучания для каждой руки, тем самым, помогая вывести на первый план ту или иную руку, или инструмент. Такой приём позволяет воспитывать слуховой контроль ученика над своим исполнением, выравнивает слуховой баланс.
При работе над гаммами можно использовать и различные штрихи. Например, при движении гаммы вверх — правая рука играет штрих staccato, левая — legato, вниз – правая исполняет legato, левая — staccato. Staccato, также, полезно использовать и в обеих руках.
9
Работа над аккордами и арпеджио
Аккорды я рекомендую учить тоном Organ или долгими протяжными тонами. При работе над аккордами, очень важно обращать внимание на точное, одновременное нажатие клавиш в каждой руке (особенно в левой), так как, именно она берёт на себя нагрузку аккомпанемента. Неточное или неглубокое нажатие какой-либо из трёх клавиш аккорда может привести к неверному прочтению синтезатором нужной гармонии, слабое нажатие основного тона в левой руке пятым пальцем приведёт к неточному воспроизведению этого аккорда. Для того чтобы избежать таких ошибок, при взятия аккорда, я рекомендую своим ученикам сначала дотронуться до нужных клавиш, ощутить контакт с клавиатурой, а затем нажать эти звуки.
Учить аккорды двумя руками можно в режиме Arranger (автоаккомпанемент): правая — играет аккорды выбранным тоном, левая в режиме автоаккомпанемент.
Основные трудности при работе ученика связаны с нахождением им следующего аккорда после предыдущего, ориентация в данной тональности и на клавиатуре. Своим ученикам я рекомендую такую подсказку: после того, как взят первый аккорд Т53, в нажатых звуках необходимо искать следующий аккорд Т6, как бы примечая его. Как только ученик сориентировался и увидел этот аккорд, он может свободно отпускать предыдущий, не боясь потерять новый, найденный им аккорд, и смело его нажимать.
Т6
Т53
Т64
Т6
10
Т53
Т64
При движении вверх ориентиром для нахождения следующего аккорда служит первый палец правой руки, при движении вниз – первый палец левой руки. На этом этапе работы перед учеником стоит задача научиться ориентироваться в тональности, хорошо усвоить устойчивые ступени лада — I – III – V, знать обращения трезвучия, уметь находить следующий аккорд, верно, уверенно его брать.
Когда ученик хорошо освоится в тональности, научится находить нужный аккорд, следует поработать над взятием аккордов сверху, чувствуя полную свободу в руках, ощущая гибкое запястье и движение локтя.
При работе над арпеджио важно обращать внимание на то, что движение запястьем должно быть очень экономным, компактным. Чересчур много лишних движений, при игре на синтезаторе, может привести к небрежной игре, неточному взятию нужной клавиши. В арпеджио нужно следить за тем, чтобы пальцы были очень активны, собраны, при игре быстро подтягивались друг к другу. Разучивая арпеджио, можно использовать те же приёмы, что и при работе над гаммами: различные штрихи, тоны, стили.
Практически у каждого ученика при работе над арпеджио возникают проблемы с аппликатурой. Очень часто они не могут запомнить, когда играет третий и четвёртый палец. В помощь своим ученикам я даю такую подсказку: в каждом арпеджио всегда играют первый, второй и пятый пальцы, а третий и четвёртый меняются, в зависимости от количества клавиш, которые находятся между ними и пятым пальцем. Если между пятым пальцем и следующей нотой одна клавиша, то играет четвёртый палец, то есть, расстояние маленькое. Если две клавиши, то будет играть третий палец. Эта подсказка помогает ученику самостоятельно находить нужную аппликатуру в арпеджио, делает его работу осмысленной.
11
левая рука правая рука
5 4 2 1 1 2 3 5
одна клавиша две клавиши
12
Заключение
Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что использование данных приёмов и методов помогает учащимся лучше ориентироваться на клавиатуре и в тональности, справляться с техническими сложностями, возникающими при изучении гаммового комплекса.
Образное восприятие гамм, в виде кривых, способствует хорошему усвоению ключевых знаков. Использование различных функций синтезатора даёт возможность неординарного подхода к изучению гаммового комплекса, что в свою очередь способствует формированию творческого восприятия и мышления, развитию тембрового слуха
Именно такой креативный подход сделает работу над гаммами увлекательным и интересным занятием. Накопленный учеником опыт при изучении гамм, поможет ему в работе над музыкальными произведениями.
13
Литература
Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967
Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971
14
Приложение №1
Фрагмент урока
Тема: Работа над техникой
Цель: Знакомство с гаммой Ре мажор
Задачи:
-знакомство с ключевыми знаками;
-развитие навыка исполнения гаммы различными штрихами;
-развитие тембрового слуха.
Ход фрагмента урока
Первым этапом изучения гаммы Ре мажор является её построение с помощью определённой формулы строения мажорной гаммы — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. В результате, ученик определяет, что гамма Ре мажор имеет два ключевых знака — фа диез и до диез. Учитель объясняет, как можно графически изобразить эту гамму, и ученик рисует кривую линию, имеющую две «горки».
Учитель исполняет гамму на клавиатуре тоном фортепиано каждой рукой отдельно, при этом заостряя внимание ученика на аппликатуре, особенно тому, где находится четвёртый палец. Ученику предлагается исполнить гамму отдельно каждой рукой.
После того, как ученик хорошо освоил исполнение отдельно каждой рукой, учитель предлагает ученику исполнить гамму двумя руками. Закрепив игру двумя руками, учитель просит ученика исполнить гамму разными штрихами – правую на стаккато, левую – легато (и наоборот).
Следующим этапом изучения гаммы выступает игра разными тембрами: правая рука – тоном Strings, левая – Castanets (и наоборот).
В завершении изучения гаммы, учитель просит ученика закрепить исполнение гаммы тоном фортепиано двумя руками.
Домашнее задание: проучить гамму Ре мажор отдельно каждой рукой, затем соединить двумя руками. Исполнять разными штрихами и выбранными самостоятельно тонами.
15
Приложение №2
Техническкий зачёт в классе синтезатора
(для пятиоктавного синтезатора)
Диезные гаммы ( I полугодие )
3 класс
Билет № 1
Соль мажор (в 3 октавы)
Си минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «ре» (в 3 октавы)
Аккорды и арпеджио в Ми миноре (в 3 октавы)
Что такое Intro?
Билет № 2
Ре мажор ( в 3 октавы)
Ми минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «до» (в 4 октавы)
Д7 в Ми миноре
Что означает Andante ?
Билет № 3
Ля мажор (в 3 октавы)
Фа диез минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и арпеджио в Си миноре (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «ми»
Что такое Fill?
Билет № 4
До мажор расходящийся (в две октавы)
Ля минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и арпеджио (короткие и длинные) в Ре мажоре (в 3 октавы)
Д7 от звука «фа» диез
Что означает Allegro?
16
Техническкий зачёт в классе синтезатора
(для пятиоктавного синтезатора)
Бемольные гаммы (II полугодие)
3 класс
Билет № 1
Фа мажор (в 3 октавы)
Соль минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и арпеджио (короткие и длинные) в Соль миноре
Д7 в Ми бемоль мажоре
Что такое Split?
Билет № 2
Си бемоль мажор (в 3октавы)
До минор 3 вида (4 октавы)
Хроматическая гамма от звука «ля» бемоль
Аккорды и арпеджио (короткие и длинные) в Си бемоль мажоре
Что означает Moderato?
Билет № 3
Ми бемоль мажор (в 3 октавы)
Ре минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и арпеджио в До миноре (в 4 октавы)
Д7 от звука «до» (4 октавы)
Что такое Ending?
Билет № 4
Фа мажор расходящийся (в 2 октавы)
Соль минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «си» (3 октавы)
Аккорды и арпеджио (короткие и длинные) в Ми бемоль мажоре (в 3 октавы)
Что означает Vivo?
17
Техническкий зачёт в классе синтезатора
(для пятиоктавного синтезатора)
Диезные гаммы ( I полугодие)
4 класс
Билет № 1
Ми мажор расходящийся (в 2 октавы)
Фа диез минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и все виды арпеджио в Соль мажоре (в 3 октавы)
Д7 в Ре мажоре
Что такое Dual?
Билет № 2
1.Ре мажор (в 3 октавы)
2.До диез минор 3 вида (в 3 октавы)
3.Хроматическая от звука «ре» диез
4.Аккорды и все виды арпеджио в Ля мажоре (в 3 октавы)
5.Что означает Dolce?
Билет № 3
Си мажор (в 3 октавы)
Си минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «соль»
Д7 от звука «ми»
Что такое Sync start?
Билет № 4
Ля мажор расходящийся (в 2 октавы)
Ми минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и все виды арпеджио в Си мажоре
Д7 в Соль мажоре
Что означает Sostenuto?
18
Техническкий зачёт в классе синтезатора
(для пятиоктавного синтезатора)
Бемольные гаммы ( II полугодие )
4 класс
Билет № 1
Фа мажор в терцию (в 3 октавы)
До минор 3 вида (в 4октавы)
Аккорды и все виды арпеджио в Фа миноре (в 3 октавы)
Д7 от звука «си» бемоль
Что такое Dual?
Билет № 2
Ре бемоль мажор (в 3 октавы)
Фа минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая от звука «соль» бемоль
Аккорды и все виды арпеджио в Си бемоль мажоре
Что означает Lento?
Билет № 3
Ми бемоль мажор (в 3 октавы)
Си бемоль минор 3 вида (в 3 октавы)
Аккорды и все виды арпеджио в Соль миноре
Д7 в Ми бемоль мажоре
Что такое Tone?
Билет № 4
Ля бемоль мажор (в 3 октавы)
Соль минор 3 вида (в 3 октавы)
Хроматическая гамма от звука «ре» бемоль
До минор расходящийся (в 4 октавы)
Что означает Adagio?
19
Володина Эвелина Юрьевна
Работа над гаммами в классе синтезатора
(из опыта работы Володиной Эвелины Юрьевны,
педагога по классу специального фортепиано, синтезатора ДМШ г.Степногорска)