Автор: Безрукова Валентина Викторовна.
Название ОУ: Бишевская СОШ.
Поселок Свияжский Татарстан.
Должность автора: учитель математики.
Дата добавления материала: 7.03.2011 г.
Внеклассное мероприятие для 11 класса
«Песни военных лет»
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Хорошо когда современные дети, знающие о войне лишь от дедушек и бабушек, поют фронтовые песни. Но ещё лучше, если бы они пели вместе с теми, кто пережил эти огненные годы, кто был свидетелем подвигов и побед народа.
Вечер может проводиться в зале боевой славы или на сцене, которая может быть оформлена и как землянка, и как блиндаж, а то и полуторка с откинутыми бортами- с таких в годы войны выступали фронтовые бригады. На сцене ведущие. Они могут сидеть за столиком с коптилкой из снарядной гильзы. Положение певцов в хоре меняется.
Рекомендуется пригласить на вечер дедушек и бабушек, и односельчан- фронтовиков.
Цели и задачи:
1. Формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий.
2. Стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
3.Воспитание у учащихся уважительного отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.
4. Развивать артистические способности у учащихся.
Ход мероприятия:
-В этом году 9 мая исполняется 66 лет Великой Победы над фашистской Германией. И наша сегодняшняя встреча посвящается песням военных лет, песням о войне.
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов. отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам. ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Хорошо когда современные дети, знающие о войне лишь от дедушек и бабушек, поют фронтовые песни. Но ещё лучше, если бы они пели вместе с теми, кто пережил эти огненные годы, кто был свидетелем подвигов и побед народа. Поэтому на наш вечер мы пригласили дедушек и бабушек, односельчан-фронтовиков.
-В полдень 22 июня радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, нарушив пакт о ненападении, пересекла наши границы. И вскоре после этого сообщения прозвучала песня «Священная война».
-В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца, проходили писатели «школу рядового бойца»- учились стрелять, бросать гранаты, маршировать и ползать по-пластунски. В первый день возвращения поэты узнали, что их добивается по телефону редактор из музыкального отдела радио, просит немедленно зайти. Редактор посмотрела на поэтов сквозь толстые стекла очков и невозмутимым видом спросила:
-Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнется война с немцами?
Редактор, не дав ответить на её вопрос, продолжала:
-Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает.
Лебедев-Кумач сел за работу. Некоторые строки «Священной войны», в частности:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…..-
были написаны за несколько дней до начала войны. Поэт воспользовался образом, тревожившим всех тогда: кинохроника показывала налёты фашистской авиации на города Испании, на Варшаву.
22 июня поэту оставалось лишь дописать песню. 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». На четвертый день войны композитор Александров А.В. написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознамённый ансамбль, она зазвучала по радио.
Песня «Священная война» была совершенно необходима в те грозные дни. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.
Хор исполняет песню «Священная война».
-Так с первых дней песня воевала вместе с Красной Армией, вместе с народом. Пели популярные довоенные песни, создавали новые тексты на мелодии «Катюша», «Три танкиста» и других.
-«Катюша», песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания и к границам были устремлены тревожные взоры старшего и молодого поколения.
Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия. На дальнем востоке японские милитаристы выставили против России пограничные гарнизоны.
К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно бы остались на линии фронта.
Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера.
Года три жила «Катюша» до войны, пели её с удовольствием — и старые, и молодые.
Накалялась обстановка в мире. Уже падали бомбы на города Европы, уже фашистские танки взламывали линии границ.
Но как же ласковое русское имя Катюша, выйдя из песни зазвучало грозно?
Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил врага. Однажды в прифронтовом лесу появились новые машины с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно укрытым брезентовыми чехлами. Машины находились под усиленной охраной.
Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Под ними оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, в стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. На участке залпа враг был полностью уничтожен. Реактивные снаряды в первые же дни своего пребывания на фронте получили, сердечное, дорогое имя- Катюша. Вся гитлеровская Германия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа осталась тихая и нежная лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.
Хор исполняет песню «Катюша».
Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.
Хор исполняет песню «Синий платочек».
-Вошла в историю Великой Отечественной войны тихая проникновенная песня и стала свидетельствам стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мир
Песне «В землянке», — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…». «Так бы и остались эти стихи частью письма, — продолжает он свои воспоминания, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».
Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…».
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.
Хор исполняет песню «В землянке».
Песня «Эх, дороги», как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.
Написана была эта песня вскоре после окончания Великой Отечественной войны для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич. Все песни в ней, по замыслу постановщика, должны были связываться определенной сюжетной канвой. И потому их темы и даже характер были заранее намечены и оговорены. Будущим авторам «Дорог» — композитору А. Г. Новикову (1896—1984) и поэту Л. И. Ошанину (род. в 1912 г.) был вручен длинный их список, отпечатанный на машинке, и они приступили к работе.«Тогда казалось, что все, что можно написать о войне, уже написано, — вспоминает о времени создания песни Л.Ошанин, — И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло — «Солдаты едут на фронт».
Такой песни еще не было…
Нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня, думалось нам, может быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне Хотя авторы «Дорог» в годы Великой Отечественной войны непосредственного участия в боевых действиях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды. Для композитора, например, особенно памятной оказалась поездка в места боев на Курской дуге, под Орел и Белгород и встречи там с воинами, только что в жестокой битве одолевшими врага. Л. И. Ошанин многие месяцы провел среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах, итогом чего стали песни, широко бытовавшие в армии. «Дороги» родились, — продолжает поэт свой рассказ, когда под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда в землянке на высоте Шляпа над Западной Лицей мы показывали с Марком Фрадкиным песню «В белых просторах» и ее оборвала разорвавшаяся под окном мина. «Дороги» родились, когда за десять дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады, а она каждую ночь меняла позицию, чтобы встретить танковую лавину врага… Первым исполнителем «Дорог» стал солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Затем ее подхватили другие солисты и ансамбли.
«Нас с Ошаниным, — вспоминал Анатолий Григорьевич Новиков, — стали приглашать в школы. Я садился за рояль, мы с поэтом пели «Дороги», и с нами вместе пели эту солдатскую песню ребята. Потом мы выходили из школы, и я спрашивал Ошанина: «Что же произошло, почему ребятишки, школьники поют эту песню, она же солдатская?»
И тут мы поняли, что ребята своим сердечком очень сильно, глубоко чувствуют эти военные взрослые дороги. В песне заключены для них и похоронка на отца, и бомбоубежище, и недетские военные страхи. И пели мальчишки и девчонки ее необычно, «со слезой». Не всегда знаешь, как «сработает» твоя песня…» “Эх, дороги…” далеким эхом незабываемых, суровых и трудных военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет или слышит ее знакомый до боли напев.
“Из написанных мною песен, – подытоживал Анатолий Григорьевич свою многолетнюю и плодотворную деятельность в песенном жанре, – наиболее любима “Дороги”… Она очень близка по строю народной песне..
Что верно, то верно: “Нам дороги эти позабыть нельзя”.
Хор исполняет песню «Эх, дороги».
-Война добралась и до Германии. Покорённая Европа встала, воспрянула, союзники открыли, наконец, второй фронт. Но главной силой, сокрушившей фашизм, был весь наш народ.
30 апреля 1945 года над рейхстагом было вооружено знамя Победы. 8 мая в Берлине подписана полная капитуляция Германии. А 9 мая невиданным салютом- 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.
Была война, но мы пришли живыми,
Чтоб новой жизни сеять семена…
Во имя павших и живых во имя,
Фронтовики, наденьте ордена!
Мои друзья лежат в могилах братских,
Нам не забыть родные имена…
Во имя вдов и матерей солдатских,
Фронтовики, наденьте ордена!
Солдат в атаку шел не за награды,
Но велика награда той цены…
Во имя чести воинской и правды,
Фронтовики, наденьте ордена!
Чтоб не пылать земному шару снова,
Солдатской крови пролито сполна…
Чтоб помнил враг урок войны суровой,
Фронтовики, наденьте ордена! (В.Сергеев).
Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Ветеранам Великой Отечественной войны за их героизм и отвагу, проявленные в годы войны, ученики нашей школы в знак благодарности приготовили своими руками небольшие подарки.
Использованные источники:
Споёмте, друзья! Песенник- Казань, изд-во «Матбугат йорты». 2001г.
Жди меня, и я вернусь…: Военная лирика: 1941-1945-2005г. –М.: ОЛМА-ПРЕСС.2005г.
Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.: Т 1 -М.: Дрофа: Вече, 2002г.
Великая Отечественная война в лирике и прозе. В2т.: Т 2 –М.: Дрофа:
Вече, 2002г.
5. А.Сункишев Моя книга памяти. Казань: РИЦ «Школа», 2009г.