Районное методическое объединение учителей музыки
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА
УРОКАХ МУЗЫКИ.
(из опыта работы)
Подготовила:
Учитель музыки I кат.
Люльченко О. Г.
МОУ СОШ № 15
2009
г. Энгельс
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, з а последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональ ных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию шко лы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических.
Здоровьесберегающая технология — это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Одним из важнейших направлений работы современного учителя музыки
является использование здоровьесберегающихтехнологий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Музыкальное искусство таит в себе огромные возможности воздействия на человека. Известно, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через З основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Восприятие музыки (заключающееся в ощущении её связками, мышцами, дыханием, движением), её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального образования, но и основными формами музыкальной психотерпии. В связи с этим на уроках музыки необходимо использовать не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально- терапевтические.
Вокалотерапия включает в себя вокальные упражнения, дыхательную гимнастику, упражнения на «реабилитацию» голосовых связок.
• вокальные упражнения способствуют оздоровлению голоса, с их помощью можно решить многие проблемы, связанные с речью: например, заикание. Постановкой голоса на уроках музыки заниматься не следует, голос должен литься свободно и естественно, без напряжения и крика.
• дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, форингит, бронхит, бронхиальная астма) и даже неврозов. Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы саногенетических механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный, как раз и тренирует саногенетические механизмы, тем самым играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.
• упражнения на «реабилитацию» голосовых связок предполагают тренировку, укрепление голосовых мышц. Особое внимание при этом уделяется осанке («столб достоинства»)
Ритмотерапия включает в себя музыкально- ритмические упражнения, ритмические упражнения, пластическое интонирование музыки.
• музыкально- ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают снять переутомление, перегрузку, получить эмоциональную разрядку, способствуют развитию координации движений.
• ритмические упражнения (ритмизация литературных текстов, использование простейших движений- щелчки, хлопки, притопы и т.д. в ритмических рисунках; составление ритмического рисунка , передающего движение чего- либо или коголибо и т. п.) помогают снять нервно- психическое напряжение, развивают координацию движений.
• пластическое интонирование музыки (переинтонирование услышанного музыкального образа на его выражение в танце, пантомиме) успешно решает различные проблемы, в том числе проблему проективной фантазии в реальных ситуациях, проблемы психотерапевтического воздействия и интериоризации знаний (перевода их в личностный план), снятия телесного и психологического зажимов.
Музыкотерапия- положительно влияет на психоэмоциональное состояние школьников, включает в себя слушание музыки, пластические импровизации.
• слушание музыки — основной акцент необходимо делать на приобщении детей к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры, но необходимо помнить, что и среди произведений современной музыки (рок, джаз и т. д.) есть произведении, которые можно включать в репертуар для слушания в терапевтических целях.
• пластические импровизации (игра на воображаемых инструментах, создание различных пластических образов, дирижирование воображаемым оркестром)
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:
влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
воздействие на организм человека традиционной народной музыки.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.
Терапия творчеством включает в себя импровизацию вокальную, ритмическую, двигательную, инструментальную, благотворно действует на психику школьников, способствеют расширению репертуара их эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более глубокое познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся становятся и Исполнителями (солистами, участниками хора, вокального ансамбля, музыкально- театрализованного действия), и Слушателями и Авторами-Творцами, что предполагает динамичную смену видов деятельности на уроке.
Междисциплинарная модель обучения, применяемая на уроках музыки, является органичной частью общей системы музыкально- эстетического образования. Наряду с этим при реализации метода междисциплинарных взаимодействий применяются различные виды деятельности междисциплинарного характера: диалог, беседа, импровизация на заданные тексты, пение с элементами театрализации, выразительное чтение литературных фрагментов, подбор соответствующей музыки к изобразительным и литературно- поэтическим произведениям, импровизация средствами музыкальной выразительности. драматургия урока музыки предполагает наличие яркого кульминационного момента, возникающего как раз благодаря синтезу искусств и предметов междисциплинарного взаимодействия (МХК, ИЗО, литература, история). Использование на уроке новых информационных технологий, мультимедийных возможностей благотворно сказывается на эмоциональном восприятии лучших мировых творений учащимися, позволяет значительно повысить их общеобразовательный уровень.
Все эти приёмы и методы, применяемые на уроках музыки, раскрепощают учащихся, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих собственных возможностях. Успешное применение этих методов позволяет говорить о нивелировании стрессогенного фактора в учебном процессе, что, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма школьников к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.
Таким образом, возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий,
Десятки тысяч детей, взрослых ежедневно поют необычные, кому-то забавные, а кому-то странные упражнения системы В. Емельянова. Его система упражнений работает на всех уровнях – от детских садов до оперных театров.
Артикулярная гимнастика, которая активизирует мышцы лица:
Четыре раза слегка прикусите кончик языка. (Далее – каждое задание исполняется 4 р.)
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
Массаж лица кончиками пальцев.
Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.
Голосовые сигналы доречевой коммуникации:
Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным.
Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.
«Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со все возрастающей силой тона. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих высоту волны.
«От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, усиливая звук к слову «десять» (крикнуть!).
Этот комплекс упражнений вырабатывает в учениках дикцию, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.
Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
Улучшает дренажную функцию бронхов
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.
Упражнение “Ладошки” (разминочное )
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уво-дить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
Логопедическая гимнастика
на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно рукуто к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)
изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз)
поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)
Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)
Литература
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, – 2000 г .
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. 2004.
Смирнов В. А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.
Тютюнникова Т.Д. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М.: Астрель, 2000.
Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5.
Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.