МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по направлению познавательно-речевого развития воспитанников
№35 «Цветик-семицветик»
Конспект НОД
по природному миру
«Что мы знаем о воде»
(старшая группа)
Составила: Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №35» г. Саров
Нестеренко О.А.
Цель: Обобщить знания детей о воде и некоторых её свойствах: вода — жидкость, вода прозрачная, может находиться в трёх состояниях (жидком, твёрдом, газообразном), растворяет некоторые вещества; не имеет вкуса и запаха. Закрепить представления детей о методе экспериментирования, о том, что вода на поверхности земли образует водоёмы: реки, озёра, моря.
Развивать речь, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы, познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Способствовать воспитанию умения слушать друг друга, строить деловое общение, презентовать изученный материал.
Методы и приёмы: игра «Да — нет» на загаданный объект; игровой момент (Капелька); детская презентация, использование аудиозаписи; поисковые вопросы, опыты, использование художественного слова…
Материал: Схема к игре «Да-нет», магнитофон с аудиозаписью «Журчанье воды», запись шторма, ПИ. Чайковский «Времена года. Апрель»; игрушка — Капелька; карточки — схемы с изображением методов исследования; головной убор и мантия докладчика; макет озера Байкал; Карта с изображением реки Волги, карта мира; голубые ленты, голубая косынка (для физкультминутки); оборудование к экспериментам: большая пластмассовая крышка с отверстием посередине и резиновая груша с водой, стаканчики с водой, стаканчики с морской солью, ложечки; маленькие бумажные капельки — поощрения.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия:
В.: Дети, сегодня мы с вами превратимся в исследователей, а вот что мы будем исследовать, попробуйте отгадать с помощью игры «Да — нет» на загаданный объект, (предложить детям схему игры).
Д. (примерные вопросы): Это объект рукотворного мира? (нет)
Это объект природного мира? (да)
Это живая природа? (нет)
Это неживая природа? (да)
Это явление? (нет)
Это объект? (да)
(подвести детей к понятию — вода)
Звучит аудиозапись «Журчание воды» (появляется игрушка — Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята Я очень рада вас видеть.
В.: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не напиться, не умыться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Капелька, наши ребята многое знают о воде, и даже занимались её исследованием.
Ребята, давайте вспомним, как мы исследовали воду: (выставляются карточки по Савенкову).
Д-:
Спросить у специалиста
Провести эксперимент
Понаблюдать
Прочитать в книге
подумать
Найти информацию в компьютере.
В.: Ребята, расскажите Капельке, что же мы знаем о воде. Какая она? (воспитатель выставляет зарисовки опытов, дети называют её свойства)
Д-:
Вода прозрачная. Сквозь неё видны предметы.
Вода — жидкость, она не имеет формы. Она принимает форму сосуда.
2) При нагревании вода превращается в пар.
На морозе вода превращается в лёд.
Вода растворяет некоторые вещества: соль, сахар.
вода не имеет вкуса и запаха.
В.: На Земле существует целое водяное царство. Вода стекает в углубление на поверхности земли и образует водоёмы. Какие виды водоёмов вы знаете?
Д.: озёра, моря, реки…
В.: Чем озёро отличается от моря?
— Назовите известные вам озёра.
Д.: Каспийское, Ладожское, Байкал…
В.: Молодцы. Виталик занимался исследованием озера Байкал. Давайте послушаем, что он нам о нём расскажет. Воспитатель надевает ребёнку мантию и головной убор докладчика. Ребёнок представляет презентацию проекта озера Байкал.
Рассказ: Озеро Байкал — самое древнее на планете. Оно находится в Сибири и имеет форму полумесяца. Слово Байкал обозначает «богатое озеро». Вода в озере прозрачная, чистая.
Из Байкала вытекает одна река — Ангара. Со всех сторон его окружают горы. В озере водится царь-рыба осётр и чудо — животное нерпа.
Физкультминутка:
Дети — ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель — море. У него в руках голубая косынка. Под музыку П.И. Чайковского (из сборника «Времена года. Апрель) дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи сбегают в реку. Река несёт свои воды в море.
В.: По территории нашей страны протекают множество полноводных рек. Как их много! Какие они разные! У каждой своё название. Какие из них вы знаете? Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море полноводная..» Это о Волге. * Воспитатель предлагает Дине рассказать о великой русской реке — Волге.
Ребёнок представляет презентацию проекта река Волга.
Рассказ: В нашей стране есть много рек. Одна из самых больших — река Волга.. Люди ласково называют её Волга — матушка. Река берёт начало в болотце. У Волги много притоков: Ока, Кама, Самара…. Издавна Волга помогала людям: по ней плавали суда, в ней ловили рыбу. Люди перегородили реку плотинами, для того, чтобы получать электроэнергию. В речных водохранилищах собирается и хранится вода для городских водопроводов, полей и пастбищ. Волга впадает в самое большое в мире озеро — Каспийское.
В.: Ребята, а вы знаете почему течёт река? Предлагает детям высказать предположения. Чтобы понять это, проведём эксперимент. Представьте себе, что груша с водой — это подземная кладовая, крышка — поверхность земли, а отверстие в ней, то место, где вода из-под земли наружу выходит. Надавливаем на грушу, вода начинает бить вверх и заполняет крышку (важно, чтобы вода не переливалась через край). Почему вода «стоит», не течёт? Что необходимо сделать, чтобы вода потекла? (наклонить крышку)
В.: В природе реки текут там, где есть хотя бы небольшой наклон.
В.: Куда бежит река? (в море)
-Моря — большие царства воды. Кто был на море, тот знает насколько оно велико. Когда стоишь на берегу и смотришь вдаль, то видишь только воду. Другого берега не видно. Какая вода в море? Предложить детям растворить в воде морскую соль и попробовать её. Сделать выводы — самим детям.
-В.: Мы обязаны морю солью, без которой человек не может жить. Представьте себе (детям закрыть глаза): тихая безветренная погода. Море кажется ровным, как зеркало. Но вот подул ветерок. Что произошло с морем? (на море появились волны). Как называется очень сильное морское волнение? -шторм, (аудиозапись шторма). Во время шторма очень опасно купаться, плыть по морю на корабле.. На нашей планете есть царства воды, которые ещё больше морей. Что это? -Океаны. Какие океаны вы знаете? Кто сможет показать их на карте?
-Капелька, много наши ребята знают о воде?
Воспитатель от имени капельки даёт оценку работе детей на занятии (дарит маленькие капельки — поощрения). Капелька прощается с ребятами и уходит.
К.: Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь? Как? (можно использовать охранные знаки).
В.: Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле — вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!