Автор: Ахтырская Юлия Викторовна (фотографии сделаны автором).
Тема «Природа родного края»
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Прослушайте и отгадайте загадки:
Поглядите, поглядите- (показывает картинку с дождем)
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь-подождем,
Отгадаешь под…
(дождем) ответы детей
По небесам ораваю
Бегут мешки кудрявые.
И, бывает, иногда
Из мешков течет вода,
Спрячемся получше
От дырявой…
(тучи) ответы детей
Падают с ветки
Золотые монетки.
(осенние листья) ответы детей
Воспитатель: Скажите дети, дождь, тучи, опавшие листья, в какое время года все это можно увидеть? (ответы детей) Все эти загадки про ОСЕНЬ. Молодцы, вы знаете, тогда следующую загадку легко отгадаете:
Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья.
(осень) ответы детей
Осенью часто идет дождь, на небе тучи стало холодно:
От времени года
Зависит погода.
Воспитатель: Какое сейчас время года, я вам уже подсказала, загадав загадку, а кто из вас знает какой месяц? (ответы детей)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)
Давайте перевернем лист календаря на ОКТЯБРЬ. Осенью улетают перелетные птицы, дети идут в школу, собирают урожай, а что еще напоминает нам об осени?
Взрослый показывает картину Остроухова «Золотая осень»
Беседа по картине Остроухова «Золотая осень»
и рассказывает детям отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Когда осень приходит в лес как он меняется? Посмотрите сентябрь и октябрь, как изменилась природа. (Взрослый демонстрирует иллюстрации перекидного календаря) Кто нам расскажет? (рассказы детей)
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета листья на деревьях и кустах?
(ответы детей) Возьмите по небольшому листочку цветной бумаги: желтой, оранжевой, красной и зеленой. Нарвите ее на маленькие кусочки-листики. Положите на ладошку и послушайте стихотворение (Дыхательное упражнение):
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
М. Ивенсен «Осень»
Подуйте на ваши ладошки (дети дуют). Посмотрите, как они летят, красиво. Но они нам еще пригодятся.
Мы как в парке листья соберем
И в корзинку листья уберем (дети собирают кусочки бумаги).(Их можно использовать для обрывной аппликации «Дерево»)
На прогулке.
Воспитатель: Посмотрите на площадку, еще не все листья опали с кустов деревьев. Давайте все вместе представим, что мы в лесу и после мной произнесенных слов превратимся в деревья. А какие вы знаете деревья? (ответы детей) Молодцы много деревьев знаете. Вот волшебные слова:
Добрый лес,
Могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Физкультминутка «Дерево».
Ручки подняли и покачали. плавные движения поднятыми руками
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули. расслабленные руки опускают вниз
С травки сбиваем росу.
Ручки подняли, плавно помашем. плавные движения поднятыми руками
Ветер качает листву.
Вниз опустили, кисти встряхнули. расслабленные руки опускают вниз
С травки сбиваем росу.
Обрывная аппликация «Дерево».
Фотография ребенка подготовительной группы «Еще зеленая трава…»
Воспитатель: Какие красивые деревья. После моих волшебных слов мы опять будем опять девочками и мальчиками:
Вот спасибо добрый лес
Полный сказок и чудес.
Возвращаемся обратно в детский сад любимый наш.
Вспомните красивые веточки с красными листочками, которые мы видели на площадке, и постарайтесь их нарисовать. (Дети садятся за столы и красками рисуют веточку)
Эксперимент «Значение воды».
Теперь проведем эксперимент: в одну вазочку нальем воду и поставим веточку, а в другую поставим веточку без воды и понаблюдаем, что будет.
1. до обеда
2. после обеда
3. после тихого часа
4. перед полдником
5. перед уходом на прогулку
6. когда придем с прогулки
7. завтра утром.
Зарисуем то что увидели и сделаем выводы.
Творческая работа «Красные листочки» .
Тема «Закружила листва золотая».
Дети находят в группе листья. Звучит фонограмма шелеста осенних листьев.
Воспитатель: Осень, как художник,
Лес разрисовала.
Дерево и кустик –
Все волшебным стало.
Презентации детей об организации экскурсии в выходной день.
Здравствуйте ребята. Сегодня понедельник и выходные уже позади. Расскажите, кто из вас, совместно с родителями смог организовать экскурсию и куда.
Дети: Рассказ Елисея. Мы с сестрой и родителями были на экскурсии в Смольном соборе и поднимались на его звонницу.
«Как доехать и куда»-дети рассказывают об экскурсии в выходной день.
Рассказ Елисея (подготовительная группа).
Звонница – самая высокая музейная смотровая площадка города, с нее открывается панорама Невы, Воскресенского Смольного монастыря, Смольного института и другие достопримечательности Санкт-Петербурга.
Смотровая площадка расположена на высоте 50 метров, к ней ведут 277 ступеней. Когда мы поднимались по ступенькам, то слушали музыкальные произведения эпохи барокко. Очень интересно было проходить по чердачным помещениям Смольного собора, где можно увидеть уникальные конструкции времен Ф.Б.Растрелли, устройство сводов и кровли, старинную кирпичную кладку. Нам с сестрой очень понравилось.
Воспитатель: Расскажи, нам пожалуйста, как вы доехали до Смольного собора?
Дети: Мы с папой обсуждали, как ехать и решили сесть на метро и доехать до станции «Чернышевская», а потом на автобусе №6 до Смольного собора. И мы вам привезли подарок -листья с разных деревьев.
Воспитатель: Спасибо Елисей за рассказ и за листочки, они нам пригодятся.
Игра “От какого дерева лист”
Воспитатель: Я открою вам секрет,
У меня деревьев нет,
Но зато есть листочки.
Вот они.
Эти листики возьмите и деревья назовите.
Экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, у меня есть настоящие веточки. Вы знаете, что деревья пахнут?(Нюхают ветку тополя и сосны) Я вам приготовила сюрприз. Попробуйте по запаху определить дерево. (Экспериментирование: определи по запаху)
Минутка отдыха.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе лес
— Осень! Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют…
Какие деревья вы «увидели»? (ответы детей)
Упражнение на координацию речи и движений.
дети разводят руки в стороны | |
Дождь | постукивают ладошками по ногам |
И ветер принесла. | машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой |
Ветер дует, задувает |
|
С веточек листву сдувает. | проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот |
Листья по ветру кружатся | кружатся |
И под ноги нам ложатся | плавно опускаются на пол |
Творческо-продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Украсьте веточку листочками (дети выполняют аппликацию из пластилина «Осенние листья»)
— Осень золотую мы благодарим
И ее подарок в группе сохраним.
Аппликация «Осенние листья»
Литература:
1. Фотографии детей подготовительной группы детского сада г. Санкт-Петербург.
2. Фотографии работ детей подготовительной группы.