Конспект урока по природоведению
5 класс по теме «Разнообразие живого»
Учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Номинация: «Мой любимый урок»
Учитель химии-биологии
Данилова Л.Е,
КОГОКУ ВСШ г. Омутнинска
апрель, 2014 год
Тема «Разнообразие живого»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления изучаемого материала, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала.
Тип урока: комбинированный
Цели по содержанию:
Образовательная:
Актуализировать и проверить знания по теме «Разнообразие живого»
Как применять эти знания в выполнении практической работы.
Отработать систему знаний о царствах живой природы.
Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам практической работы, обучение культуре устной речи.
Воспитательная.
Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного процесса.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации деятельности учащихся: парная, фронтальная.
Средства обучения:
Учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение» М «Дрофа» 2010 г., рабочая тетрадь к учебнику М.«Дрофа», 2009 г., гербарий по отделам растений, дидактические материалы для организации самостоятельной работы (см. приложения), картинки разрезные, аппликации по царствам, группам растений.
1.Оргмомент.
Учитель приветствует уч-ся,предлагает занять свое место,проверить готовность рабочего места.
2.Целеполагание и мотивация.
Поясняет,что в процессе урока уч-ся могут закрепить и проверить знания по теме «Разнообразие живого»,отвечать на вопросы.решать познавательные задачи. Вместе с учителем приходят к выводу,что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в паре дает возможность усвоить больший по объему учебный материал в короткое время.
3.Актуализация знаний (разминка).
На какие большие группы делятся все организмы?(царства)
Одноклеточные организмы без ядра.(бактерии)
Одноклеточные организмы,в основном живущие в воде,с ядром.(простейшие)
Простейший организм,похожий на студенистый комочек.(амеба)
Организм,напоминающий туфельку и передвигающийся с помощью ресничек.(туфелька)
Гриб-паразит.живущий на деревьях.(трутовик)
Группа растений,живущих в воде и не имеющая ни настоящих корней,стеблей и листьев.(водоросли)
Группа растений,у которых листья хвоинки.(хвойные)
Группа растений,имеющих цветки.(цветковые)
Животные,у которых нет позвоночника.(беспозвоночные)
Рыбы,земноводные,пресмыкающиеся,птицы,млекопитающие- как их назвать одним словом?(позвоночные)
4.Систематизация знаний о царствах.Работа с учебником.
А)Выбрать и характеризовать царство бактерий(2500 в.) Что у них общего с простейшими и чем отличаются?
Б)Выбрать и характеризовать царство грибов.(100000в.)
В)Выбрать и характеризовать царство растений,чем отличаются растения от других многоклеточных организмов?На какие группы делятся?(350 тыс.в.)
Г)Найти и характеризовать царство животных,на какие 2 группы делятся животные и почему?
5.Закрепление и применение знаний.
Выполняется практическая работа по инструкции.(См.приложение) Цель работы:научиться работать с гербарием;выяснить на какие группы делятся растения и чем растения разных групп отличаются друг от друга.
6.Какие утверждения верны?
Бактерии- одноклеточные организмы.
Тело простейших состоит из многих клеток.
Растения поглощают только готовую пищу.
Грибы,растения и животные-многоклеточные организмы.
Клетка бактерии состоит из оболочки,цитоплазмы и ядра.
Грибы-это растения.
Клетка бактерии не имеет ядра.
Грибы и растения-разные царства природы.
Простейшие-одноклеточные организмы.
Животных делят на беспозвоночных и позвоночных.
Верные ответы(1,4,7,8,9,10)
7. Что здесь лишнее (работа с карточкой)
оболочка | окуляр | нервная кл. | черви | птицы | |
грибы | цитоплазма | объектив | яйцеклетка | трилобиты | рыбы |
клетки | ядро | зрит.трубка | клетка кожи | рыбы | грибы |
животные | вакуоль | слепок | костная кл. | насекомые | лягушки |
растения | микроскоп | зеркало | лизосома | моллюски | змеи |
8.Работа с картинками и аппликациями(парами)
Составьте «ленту времени».Как развивалась жизнь на Земле.
Разложите картинки на 2 группы:кл-ки растений и кл-ки человека.
Распределите картинки по царствам.
9.Подведение итогов
Возьмите листочки (можно подписать),ответьте на вопросы:
1.Что мы узнали на уроке?
2.Что понравилось?
3.Что не понравилось?
4.Что хотели бы узнать на следующем уроке?
10.Домашнее задание:
1.Прочитать текст учебника и записи в тетради по теме урока.
2.Выполнить одно из заданий:
Составить кроссворд (о беспозвоночных или позвоночных).
Составить рассказ о любой группе растений(цветковые,водоросли,хвойные,мхи,папоротники).
Приложение 1 к пункту №5.
Инструктивная карточка
1.Откройте аккуратно гербарии и разложите их по отделам:водоросли,мхи,папоротники,хвойные.цветковые.
2.Рассмотрите растения,прочитайте их названия.
3.Выясните,чем растения разных групп отличаются друг от друга.
4.Сделайте вывод,ответив на вопросы:
На какие отделы делятся растения?
У каждого отдела подпишите названия растений.
(можно столбиком : отдел — растение ).
Приложение 2 (дополнительный материал)
Знаете ли вы ,ребята,что ежедневно на планете исчезает 1 живой вид.Это очень опасно.Некоторые исчезли совсем.Морская корова(Стеллерова) уничтожена полностью человеком.Жила в Беринговом море,была известна 28 лет(1741-1768),у нее прекрасное мясо.жир,убивали с лодок,выпивали жир чашками.Ежегодно каждый день в гилее уничтожают 5 млн.леревьев.
Многие ученые считают,что первыми на Земле появились бактерии(они проще всех и в их клетках нет ядра).От бактерий произошли простейшие.а уже от них – грибы.растения и животные.
P. S.
Если останется время,можно провести соревнование.Называем биологические термины (1мин.),кто закроет минуту тот и побеждает.2 человека по очереди называют: грибы и деревья; птицы и рыбы;звери и птицы.