Конспект урока по природоведению для 4 класса по теме «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»



Краснощёкова

Анна

Михайловна





учитель начальных классов






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска» Республики Марий Эл





Тема урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».







Урок природоведения 4 класс






























Тема:

«Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Цели:

  • Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе и о роли леса в жизни человека и природы.

  • Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

  • Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

  • Воспитывать умение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, начинаем урок природоведения.

Хочу вас пригласить сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Учёные тоже работают тут,

И наш лес они сообществом зовут.

Тема нашего урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Как вы думаете о чём мы будем говорить?

Наша основная задача доказать, что лес – это природное сообщество.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о том, почему люди называют землю «кормилицей».

Вспомним этот материал

  • 4 ученика работают по тестам;

  • Алина у доски рассказывает о типах почв и их охране;

Учёные-почвоведы различают большое число типов почв. В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы, или чернозёмы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые.

Самые распространённые в нашей стране почвы – подзолистые. А самые плодородные – чернозёмные. Эти почвы особенно богаты перегноем, который придаёт им очень тёмный или даже чёрный цвет. Чернозём одна из самых плодородных почв мира.

Болотные почвы интересны тем, что содержат толстый слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет! Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Когда начинают строить дорогу, завод или жилой дом, необходимо сначала снять слой почвы. Его можно будет потом использовать, например, при озеленении территории. То же самое нужно делать и перед добычей полезных ископаемых в карьерах. Когда использованный карьер закапывают, а делать это необходимо, слой почвы кладут на прежнее место. Надо, чтобы эти важные правила строго выполнялись.

Всем известно, что растения защищают почву от действия ветра и потоков воды. Там, где нет растений, ветер и вода могут быстро развеять и смыть всю почву или её часть.

Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать полезные лесные полосы, а зимой проводить снегозадержание. Очень важно правильно распахивать почву на склонах.

Почва многого «боится». Если ядохимикаты употребляют больше нормы, то они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.


  • Катя Белова исправляет ошибки в тексте, а затем расскажет о почвах Республики Марий Эл.

Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.



Верхний плодородный слой поверхности земли, покрытый растительностью, называют почвой. В нашей республике почвы довольно разнообразны. Чаще всего встречаются дерново-подзолистые. Они содержат мало перегноя, питательных веществ, необходимых для роста и развития растений. Если деревья и кустарники на такой почве растут неплохо, то культурные растения без внесения минеральных удобрений, торфа и навоза хороших урожаев не дают.

В южных и юго-западных лесных районах республики преобладают песчаные и дерново-подзолистые почвы. Они занимают в основном Марийскую низменность. Верхний дерновый слой их небольшой толщины, и содержит мало питательных веществ. Вот почему в здешних лесах растут неприхотливые деревья и кустарники: сосна, можжевельник, мхи, лишайники и реже – берёза и осина.

Среди дерново-подзолистых почв нашей республики островками встречаются торфяно-болотные почвы. Они тёмного цвета, богаты перегноем и питательными веществами. Но в них много вредных для культурных растений кислот. Для того, чтобы уменьшить кислотность, повысить плодородие, в такую почву надо вносить известь.

О почвах надо заботиться, так как от этого зависит плодородие почвы и получение высоких урожаев.


  1. Новая тема.

Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Представьте себе, что мы хотим прогуляться по лесу.

Итак, в путь дорогу, друзья! Привет, тебе мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой.

И ненаглядными полями.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И всё это живёт совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

Посмотрите внимательно на лес. С чем вы можете его сравнить?

(лестница – ступеньки поднимаются вверх)

— Чем является лес для живых организмов? (домом)

— А какой это дом? (большой, многоэтажный)

— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название. Используя следующие описания, дайте этим этажам названия.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (кустарники)

2) Растения с мягкими зелёными стеблями. (травы)

3) Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (деревья)

Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

Послушайте сообщение внимательно.

Лес – огромное богатство России. Из древесины строят дома, мосты, делают мебель, изготовляют бумагу, искусственные волокна, различные химические вещества. Свыше 20 тысяч видов продукции получают из дерева.

Наша республика входит в полосу смешанных лесов. Больше половины её площади покрыто лесами. Преобладают хвойные деревья: сосна, ель, пихта. А из лиственных пород растут берёза, осина, клён, рябина, липа. На песчаных и супесчаных почвах юга и юго-запада республики раскинулись сосновые боры. Еловых лесов у нас сохранилось мало, в основном на северо-востоке края. Есть в наших краях и лиственница.

В лесу мало травянистых растений, потому что под пологом леса им не достаёт солнечного света для роста и развития. Здесь поселились в основном такие растения, которые могут обходиться без света: лишайники, мхи, различные грибы.

Леса марийского края удивительно богаты грибами. Только съедобных грибов около 80 видов. Но есть и ядовитые грибы: бледная поганка, красный, зелёный и пантерный мухоморы, ложная лисичка, желчный гриб, ядовитые опята.

— Какие деревья нашего края вы расселите в верхнем ярусе леса?

— А какие кустарники будут жить в среднем ярусе?

— А что растёт в нижнем ярусе?

— А на самой земле что растёт?

— А как вы думаете, лесу грибы нужны? Зачем?

Об этом мы узнаем прочитав статью в учебнике на с.179 «Нужны ли лесу грибы?»

Так каким же будет ваш ответ?

Молодцы!

  1. Физкультминутка.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё оконце –

Зайка по лесу бежит,

В дверь его стучит.

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне скорей давай!».

5. Продолжение новой темы.

— А легко ли найти в лесу животных? А почему?

(животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в траве)

— Мы выяснили, что лес для животных является домом. А чем он ещё служит животным? (в лесу животные находят пищу)

А вот какие животные встречаются в нашем крае мы сейчас узнаем.

Богат и разнообразен животный мир нашей республики. В лесах встречаются ценные пушные звери: куницы, норки, выдры, бобры, белки, лисицы, зайцы-беляки и русаки, енотовидные собаки. Из крупных диких животных водятся лоси, волки, медведи.

Хороши наши марийские леса! Вот входишь в густой, дремучий лес. Вдруг замечаешь под елью шишки – это обедала пушистая белка. У неё основной пищей являются семена хвойных деревьев. Но хвойные деревья дают урожай лишь раз в четыре года. Как только белка почувствует, что корма недостаточно, она переселяется в другие места.

Идём дальше, туда, где деревья реже. Вот полянки, трава, шелестят листвой берёзки и осины. Это любимое место зайца-беляка. Он хорошо приспособлен к жизни в лесах. К зиме свою серую шубку меняет на белую. От врагов его спасает не только белая шуба, не видимая на снегу, но и длинные ноги.

Вот около леса мышкует лиса. Её длинное огненно-красное тело с пушистым хвостом далеко видно на снежном поле. Лисица ценна не только своим красивым мехом, она ещё и приносит человеку большую пользу, уничтожая грызунов – вредителей сельского и лесного хозяйства.

В наших лесах встречаются волки, самые опасные хищники. Уничтожая домашних животных, а также промысловых, особенно лосей, они наносят значительный ущерб сельскому и охотничьему хозяйству республики. Мех у волка грубый, поэтому шкура не представляет большой ценности. Охота на этого хищника разрешена в течение всего года. За убитого волка государство выплачивает вознаграждение.

В малодоступных и глухих лесах обитает бурый медведь. И хотя он тоже хищник, тем не менее охотно поедает растения и ягоды, а на полях – хлеба. Не прочь полакомиться и мёдом. Всю зиму медведь спит в берлоге. Ничего в это время он не сет и не пьёт, существует за счёт накопленных с осени жировых запасов. В берлоге же медведица рожает двух-трёх беспомощных маленьких медвежат.

Самым крупным обитателем наших лесов считается лось. Длина его тела достигает 3 метров, а вес до 400-450 кг. У самцов большие ветвистые рога. Питается лось травой, побегами и корой деревьев. Велико хозяйственное значение лося: это и питательное мясо, и ценная шкура. Охота на великанов в республике строго ограничена и допускается только по специальным разрешениям.

Около лесных рек и озёр можно встретить диких уток, куликов, а в бору – глухарей, тетеревов, рябчиков. Глухари и тетерева питаются почками деревьев, хвоёй, ягодами.

Вырубка леса, неразумная охота, сильное обмеление рек, озёр, лесные пожары – животные лишены привычного местообитания и они постепенно исчезают.

В нашей республике под охраной государства находятся ласка, выдра, барсук, бурундук, а охота на речного бобра, куницу, лося и бурого медведя производится только по специальным разрешениям. В Красную книгу помещены выхухоль, беркут, скопа, змеед, сокол-кречет, чёрный сапсан, аист, орлан-белохвост, краснозобая казарка, цапля, венерин башмачок, ятрышник шлемоносный, надбородник безлистный, пыльцеголовник красный, водный орех (чилим), гриб — ежевик коралловидный.

Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представьте, что вы в лесу. Что у вас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки)

Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Кому она служит защитой от холодов? (ежам, медведям, жукам – тем, кто в спячку впадает)

Каждый год в лесах люди собирают тонны брусники, малины, черёмухи, клюквы, грибов и других ценных продуктов. Из собранных лекарственных растений получают около 40% всех медицинских препаратов. Особенно важно значение леса как древесины.

Человек очень активно воздействует на природу лесной полосы. Какие последствия для лесного сообщества она будет иметь?

— неконтролируемая охота и браконьерство —— уменьшение численности и видового разнообразия животных;

— сбор ягод, грибов, лекарственных трав ——нарушение правил сбора приводит к полному исчезновению некоторых видов или резкому сокращению их численности;

— вырубка лесов —-изменение климата, гибель растений и животных.

Чтобы жить в согласии с лесом и его обитателями, необходимо:

— не допускать самовольную вырубку леса;

— контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

— бороться с лесными пожарами (97% пожаров по вине человека);

— не допускать загрязнения окружающей среды автотранспортом, отходами промышленных предприятий;

— для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории – заповедники, заказники;

— вносить редкие виды в Красную книгу;

— разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

Есть правила поведения, которые люди соблюдают в театре, в школе, на улице, дома. А вот попадая в лес забывают о правилах поведения. А ведь лес – очень ранимое сообщество и правила поведения в нём должны быть очень строгими.

— Какой вид наносят бумажка или металлическая банка, брошенная в лесу?

(Бумага 3 года, банка – 15-20 лет пролежат, прежде чем распадутся на компоненты. Мусор на лесной подстилке копится. Под ним начинает меняться жизнь обитателей подстилки и верхнего слоя почвы, разрушаются взаимосвязи, изменяется растительность, а это уже сказывается на людях)

— Какова связь между брошенной в лесу стеклянной посудой и возникновением лесных пожаров?

(в засушливое время года банки и бутылки, если они разбиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки)

  1. Закрепление изученного.

Просмотр презентации «Жизнь леса».

— Что вы можете сказать о жизни леса?

(растения в лесу растут ярусами; животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй; все живые организмы леса живут сообща; растений в лесу больше, чем животных)

— Молодцы! Так как можно назвать лес? (лес – природное сообщение)

— Почему его так называют?

Лес – это деревья и кустарники, но и травяной покров, звери и птицы, грибы и насекомые, микробы, которые живут в тесном взаимодействии. Лес – сложное сообществ живых организмов. Лес даёт человеку чистый воздух и воду, продукты питания и сырьё для промышленности. Лес формирует климат. Лес – это и дом для человека. Поэтому правила поведения в нём должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.

  1. Подведение итогов урока.

— Что интересного на уроке было? Что нового вы для себя узнали?

Мне понравился урок. Вы были активными, но особенно мне помогали … Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Прочитать текст на страницах 18 – 18 . Дополнительный материал по нашей республике на магнитной доске. Нарисовать условный знак по теме «Охрана леса». Составить 2 цепи питания, характерные для наших лесов.








Список использованной литературы:


  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, — М.: ВАКО, 2009


  1. Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: «Лицей», 2002



  1. Пекпаев А.А. Родной край: Учебное пособие по природоведению для учащихся 3-4 классов школ Марийской ССР – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Беседы с детьми по пожарной безопасности»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: