Календарно-тематическое планирование
По природоведению
Класс 5
Учитель — Любомудрова Светлана Николаевна
Количество часов
Всего — 68 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ — 1 , зачетов – 3/3 ,практических работ — 21 .
Планирование составлено на основе программы для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 . «Природоведение» авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.. 2011г
дата | Коррек тировка даты. | Наименование раздела, темы урока | Формы контроля. (Практическая работа) | Требования к уровню подготовки учащихся. | Домашнее задание | примечание | |
|
|
|
Введение – 2часа |
|
|
|
|
|
|
| Природа. Живая и неживая. Человек и природа.
| п/р. № 1. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. | Знать о многообразии тел и их простейших классификациях. Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.
| С.5-6, схема «Живая природа» | Демонстрация тел живой и неживой природы. |
|
|
| Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
| п/р №2 Знакомство с оборудованием для научных исследований Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов.
| Знать об отдельных методах изучения природы, экологических проблемах округа и путях их решения. Уметь пользоваться приборами и инструментами. провести наблюдение, опыт, поставить эксперимент.
| С. 7-10., опыт 4.
| Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Демонстрация портретов великих ученых-естествоиспытателей. |
|
|
| Вселенная (6 часов) |
|
|
|
|
|
|
| Вселенная. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Звездное небо: основные созвездия | п/р №3.Наблюдение за звездным небом. Нахождение основных созвездий. Работа с подвижной картой звездного неба. | Знать современное определение Вселенной. иметь представление о шкале яркости звезд. Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты. Определять стороны горизонта по Полярной звезде. | $1, Подготовить сообщения о солнечной системе | Демонстрация карты звездного неба. Демонстрация портретов ученых. |
|
|
| Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд
| п/р №4.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. | Знать положение планет в Солнечной системе, знать планеты земной группы. давать определения терминам, перечислять планеты и тела солнечной системы Уметь характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнечной системы, давать характеристику кометам, метеоритам, метеорам, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца. | 5, раб. тетр. №20,21 Подготовить сообщения о планетах | Демонстрация модели солнечной системы |
|
|
| Планета Земля. Строение Земли. | п/р № 5.«Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий» | Иметь представление об оси Земли, ее орбите. Уметь характеризовать положение Земли в Солнечной системе, объяснять значение вращения земли вокруг своей оси и Солнца.
| $2, пересказ | Демонстрация глобуса |
|
|
| Сферы Земли. (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).Суточное и годовое движение Земли. | Графический диктант | Иметь представление об оболочках Земли. Уметь перечислять внешние оболочки Земли, характеризовать оболочки, их состав, строение, процессы. прогнозировать последствия влияния деятельности человека на внешние оболочки Земли. | $3 пересказ, сообщения о Луне
|
|
|
|
| Луна – естественный спутник Земли |
| Иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны и причинах образования фаз Луны. Уметь использовать дополнительные источники информации, объяснять причины образования фаз Луны, характеризовать Луну как спутник Земли, сравнивать Землю с ее спутником. | $4 пересказ |
|
8 |
|
| Вселенная (обобщающий урок) Тестирование по теме «Вселенная» | п/р. № 6. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. | Знать особенности строения Солнечной системы, ее состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет. Уметь характеризовать Солнечную систему, положение Земли в Солнечной системе, объяснять смену дня и ночи и времен года. перечислять небесные тела
| Составить кроссворд по теме « Вселенная» |
|
|
|
| Строение и свойства вещества (11 часов) |
|
|
|
|
9 |
|
| Тела и вещества. Вещества в окружающем мире и их использование человеком |
| Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях. Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества. | $6 пересказ, РТ №26,27 |
|
10 |
|
| Свойства твердых тел, жидкостей и газов.. | П/р. №7 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ | Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов. Уметь характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность. | $7 пересказ, РТ № 29,31. |
|
11 |
|
| Вещества и смеси. |
| Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях Уметь характеризовать свойства веществ и смесей , делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком. | $8, задание 1. |
|
12. |
|
| Молекулы. Атомы. Элементы. |
| Знать строение молекул некоторых веществ. Уметь давать характеристику молекул, их атомов, химических элементов. | $9 пересказ | Демонстрация модели атома и молекулы. Демонстрация таблицы химических элементов. |
13. |
|
| Диффузия – движение частиц вещества. |
| иметь представление о диффузии. Знать о различии диффузии в газах, жидкостях, твердых веществах. Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, давать определения терминам | $10, РТ №37 |
|
14 |
|
| Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. |
| иметь представление о взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Уметь приводить примеры взаимодействия частиц. | $11. |
|
15 |
|
| Простые и сложные вещества. |
| Знать отличительные признаки простых и сложных, неорганических и органических веществ. Уметь приводить примеры, простых и сложных, неорганических и органических веществ. | $12 РТ№40, 41 |
|
16 |
|
| Физические явления природы. Их использование человеком в повседневной жизни. | П./Р.№.8. Исследование физических явлений. ( испарение) | Знать что такое явления природы и какие явления называются физическими. Уметь давать характеристику физическим явлениям, приводить примеры физических явлений и их использования человеком. | $13 РТ№44 |
|
17 |
|
| Химические явления. Горение. Использование человеком в повседневной жизни химических явлений. |
| Знать о многообразии явлений природы. Уметь давать характеристику химических явлений. Приводить примеры химических явлений и их использования человеком. | 14 РТ №,49,50 |
|
18 |
|
| Химические реакции. Окисление.
| П./Р.№.9. Наблюдение признаков химической реакции. | Знать о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов. Уметь приводить примеры окисления. | $15 РТ№ 56,57 |
|
19 |
|
| Урок контроля по теме: «Строение и свойства вещества» | проверочная работа по теме «Строение и свойства вещества» | Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию Приводить примеры физических и химических явлений. Уметь характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, Характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность. Приводить примеры явлений, сравнивать физические и химические явления. |
|
|
|
|
|
Воздух (8 часов) |
|
|
|
|
20 |
|
| Состав воздуха. Охрана воздуха |
| Знать состав воздуха. Знать об экологических проблемах области и путях их решения. Уметь работать с различными источниками информации | $16,подготовить памятку об охране воздуха. |
|
21 |
|
| Физические и химические свойства воздуха. Значение воздуха в природе. |
| Знать физические и химические свойства воздуха и его значение в природе и жизни человека. Уметь приводить примеры использования человеком свойств воздуха. | $17 РТ 61 |
|
22 |
|
| Вес воздуха и атмосферное давление. |
| Знать о весе воздуха и его изменениях с увеличением высоты. Уметь объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты, объёма, площади помещения. | $18, опыт 4 |
|
23 |
|
| Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. |
| Знать о плотности воздуха, единицах измерения атмосферного давления, барометрах; о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии. Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры. | $19
|
|
24 |
|
| Образование облаков. Осадки и их виды. |
| Знать типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью. Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний. | Записи в тетрадях. Подготовить сообщения об ураганах и смерчах. |
|
25 |
|
| Ветер. Работа ветра в природе. |
| Знать причины образования ветра, ураганов и смерчей и последствия их деятельности. Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем. | Записи в тетрадях. | Демонстрация флюгера |
26 |
|
| Погода. Климат. Предсказание погоды.
| п/р №10. Описание погоды одного дня. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра | Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. | $20, записи. |
|
27 |
|
| Охрана воздуха. Погода и климат Тульской области.
| п/р.№11 Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей | Знать влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. | Записи в тетрадях. |
|
|
|
| Вода (5 часа)
|
|
|
|
|
28 |
|
| Три состояния воды. Состав воды и физические свойства |
| Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства. Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы. | $21 РТ 71 |
|
29 |
|
| Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды. |
| Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы. | $22, РТ 74 |
|
30 |
|
| Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. |
| Иметь представления о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора. Уметь давать определение терминам | $23, РТ 77 |
|
31 |
|
| Экскурсия. Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды. |
| Знать об экологических проблемах водных ресурсов и правилах охраны и сохранения водных ресурсов своей области. Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы. | Подготовиться к тестированию |
|
32 |
|
| Урок контроля по темам «Воздух. Вода» | Тестирование. | Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства, о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении, о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора. Уметь давать определения понятиям и терминам, описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы. | Повторить $16 — $23 |
|
|
|
| Горные породы (3 часа) |
|
|
|
|
33 |
|
| Внутреннее строение Земли. Горные породы и их разнообразие. Полезные ископаемые. | п/р.№12 Описание минералов и горных пород и определение их свойств | Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию, внутреннее строение земли. Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов
| $24 | Демонстрация минералов и горных пород. |
34 |
|
| Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород |
| Знать о разрушении горных пород под воздействием природных факторов, выветривании, Уметь приводить примеры использования обломочных пород человеком. | $25 |
|
35 |
|
| Полезные ископаемые. Использование п.и. человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Тульской обл. |
| Знать виды полезных ископаемых, о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов. Уметь приводить примеры использования человеком, их экономии, правил охраны недр. | $26 подготовить памятку по охране недр. |
|
|
|
| Почва (4 часа)
|
|
|
|
|
36 |
|
| Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы. |
| Знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных, о почвенных горизонтах, кислых почвах. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры. | $27 |
|
37 |
|
| Состав и свойства почвы. Плодородие почвы. |
| Знать состав и свойства почвы, о плодородии почв, передвижении в ней воды. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры. | $28 |
|
38 |
|
| Обработка почвы. Почва и растения |
| Знать основные способы улучшения плодородия почв, о влиянии почвы на растения и зависимость почвы от растений. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры | $29, 30. |
|
39 |
|
| Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. |
| Знать о различных видах эрозии почв, об обработке почв, о помощи растений в защите почвы. Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека | $31 |
|
|
|
| Организмы (5 часов) |
|
|
|
|
40 |
|
| Организм. Свойства живых организмов. |
| Знать, что такое организм, о свойствах живых организмов. Уметь приводить примеры биологических явлений, самостоятельно проводить опыты и делать выводы. | $32 |
|
41 |
|
| Среда обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
|
| Знать, что такое среда обитания, факторы среды обитания, экология. Уметь приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека. | $33составить таблицу |
|
42 |
|
| Клетка и клеточное строение организмов.
| П/ р №13 Изучение строения клетки с помощью микроскопа. | Знать строение клетки и о разнообразии строения организмов. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию | $35 |
|
43 |
|
| Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства природы.
| П./р. №14 Рассматривание готовых микропрепаратов клеток. | Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания. Уметь использовать дополнительные источники информации | $35 записи в тетрадях. |
|
44 |
|
| Урок контроля по теме: Почва. Организмы. | Проверочная работа. | Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания. Уметь использовать дополнительные источники информации, анализировать и делать выводы. | повторение |
|
|
|
| Растения (8 часов) |
|
|
|
|
45 |
|
| Характерные признаки растений. |
| Знать общие и отличительные признаки растений; Уметь узнавать распространенные растения. | $36 |
|
46 |
|
| Разнообразие растительного мира: цветковые и нецветковые растения. |
| Знать многообразие растительного мира, растения цветковые и нецветковые. Уметь различать цветковые и нецветковые растения. | $37 |
|
47 |
|
| Цветковые растения, и их органы |
| Знать строение цветковых растений. Уметь распознавать органы цветковых растений | $38 |
|
48 |
|
| Дикорастущие и лекарственные растения.
| п/р №15. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов. | Знать многообразие растительного мира: дикорастущие и культурные растения. «Зеленая аптека».. Уметь работать с различными источниками информации. | $39 подготовить сообщения о лекарственных растениях |
|
49 |
|
| Охрана растений, растения Красной книги. |
| Иметь представление о «Красной книге» и ее назначении, о растениях, занесенных в «Красную книгу» и о мерах их охраны. Уметь использовать дополнительные источники информации. | $40 |
|
50 |
|
| Культурные растения, их многообразие и условия их жизни. | п/р.№ 16 Исследование влияния различных условий на прорастание семян. | Знать о культурных растениях и их многообразии. Уметь работать с различными источниками информации. | $41 |
|
51 |
|
| Обобщение знаний по теме «Растения» Растительный мир Тульской области
| п/р№17 Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации | Знать о многообразии растений и их классификации. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации. | Составить схему «Растения Тульской области» |
|
52 |
|
| Урок контроля по теме «Растения» | Проверочная работа. | Знать о многообразии растений и их классификации. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации. Уметь узнавать распространенные растения, приводить примеры способов размножения растений | Повторение. |
|
|
|
| Грибы (2 часа)
|
|
|
|
|
53 |
|
| Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. |
| Знать особенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии. Их значение в природе и жизни человека Уметь узнавать распространенные грибы. | $42, РТ №133 | Демонстрация муляжей грибов, карточки с изображением грибов |
54 |
|
| Шляпочные грибы.. Съедобные и несъедобные грибы Тульской области. Правила сбора грибов. | п/р№ 18 Узнавание наиболее распространенных в ТО съедобных и ядовитых грибов» | Знать примеры съедобных и ядовитых грибов. Уметь узнавать распространенные грибы | $43,записи в тетрадях. |
|
|
|
| Животные (6 часов) |
|
|
|
|
55 |
|
| Дикие и домашние животные. Характерные признаки. |
| Знать характерные признаки животных, условия их обитания. Уметь узнавать распространенных животных, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации | $44. |
|
56 |
|
| Условия жизни и многообразие диких животных. Животный мир Тульской области. |
| Знать характерные признаки диких животных, их многообразие и условия обитания. Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации | $45 |
|
57 |
|
| Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных. |
| Знать о значении диких животных и о необходимости их охраны. Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации | $46 подготовить рассказ о 1 животном из Красной книги. |
|
58 |
|
| Домашние животные, многообразие и условия их жизни. |
| Знать о значении домашних животных и о условиях их содержания. Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных животных ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации | $47
|
|
59 |
|
| Обобщение знаний по теме «Грибы. Животные»
| п/р№19 Определение животных с использованием различных источников информации.
| Знать о значении животных и грибов в природе и для человека Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации | Подготовить кроссворд. |
|
60 |
|
| Урок контроля по темам «Грибы. Животные». | Тестирование | Знать о многообразии животных и грибов, значении животных в природе и для человека, о животных Красной книги, о мерах по охране диких животных. Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных и диких животных, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации, узнавать распространенные грибы.
| Повторение. |
|
|
|
| Ваши любимые растения и животные (1 час) |
|
|
|
|
61
|
|
| Растения в вашем доме и уход за ними. Животные в вашем доме и уход за ними. |
| Знать об условиях содержания различных комнатных растений и домашних животных, условия их содержания в квартире. Уметь составлять простейшие рекомендации по уходу за комнатными растениями и домашними питомцами. | Составить памятку. |
|
|
|
| Природа едина (3часа) |
|
|
|
|
62 |
|
| Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. |
| Знать о многообразии животных по способу питания, признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость. Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы. | $48 |
|
63 |
|
| Природа – наш друг. Правила поведения в природе. Виды загрязнения природы в нашей области. Охрана природы. |
| Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно | Составить рассказ . |
|
64 |
|
| Экскурсия «Экологические проблемы родного села» |
| Знать влияние деятельности человека на окружающую среду. Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. | Нарисовать плакат «Береги и преумножай» |
|
|
|
| Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа) |
|
|
|
|
65 |
|
| Общий обзор строения человека. | п/р20 . Наблюдение за самочувствием, определение физического развития. | Знать особенности строения организма человека. Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами.
| $49 |
|
66 |
|
| Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека. | п/р. №21 Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах. | Знать правила поведения в природе и распространенные виды травм. Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах | $50 |
|
67 |
|
| Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика. |
| Знать правила ведения здорового образа жизни, понятие вредные привычки и их разновидности и как они влияют на человека. Уметь вести ЗОЖ.
| $51 |
|
68 |
|
| Обобщающий урок за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая» | Переводная к/р | Знать о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; Уметь проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
|
|
|