Рабочая программа по природоведению 5 класс Сухова, Строгонов



Рабочая программа по природоведению 5 класс

Автор:

Воробьева Ирина Михайловна

учитель химии, биологии

МБОУ Выгоничская СОШ,

п. Выгоничи, Брянская обл.




















«Согласовано»

руководитель МО

____________/Меркушина О. В./ Протокол №__1__ от

« 29 » августа 2014

«Согласовано»

заместитель директора

по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /

« 29 » августа 2014

«Утверждаю»

директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./

Приказ № 102 от

« 30» августа 2014




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева


Рабочая программа

по природоведению 5 класс



учитель: Воробьева Ирина Михайловна




2014-2015 учебный год

Планирование практической части по природоведению 5 класс

п/п

Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Практические работы

Опыты в домашних условиях

Дата

Введение (6ч)+1ч

1/1

Живая и неживая природа






2/2

Загадки природы






3/3

Единство живой и неживой природы






4/4

Изменяется ли окружающий мир?




+


5/5

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?






6/6

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?




+


7/7

Экскурсия: «Живая и неживая природа»


+




Многообразие природных явлений. Физические и химические явления в живой и не живой природе (14 ч)

1/8

Все течет, все изменяется.






2/9

Чем различаются физические и химические явления






3/10

Как узнать, что химическая реакция произошла?






4/11

Можно ли повлиять на химическую реакцию?






5/12

Какие условия необходимы для реакции горения?






6/13

Вещества, образуемые растениями.






7/14

Подведем итоги.






8/15

Что необходимо знать, изучая физические явления?






9/16

Магнитные и электрические явления.

Л.р. №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»

+





10/17

Механическое движение живой и неживой природе.






11/18

Световые явления в живой и неживой природе.






12/19

Свет в жизни живых организмов






13/20

Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе».


+

+



14/21

Подведем итоги.






Явления и процессы в живой природе. Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч)

1/22

Как идет жизнь на Земле.




+


2/23

Прибор, открывающий «невидимое»

+





3/24

Живое и неживое под микроскопом

+





4/25

Как размножаются живые организмы?






5/26

Как размножаются животные?






6/27

Как размножаются растения?






7/28

Строение семени.

+





8/29

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?






9/30

Как переселяются растения?


+




10/31

Подведем итоги






11/32

Почему всем хватает места на Земле?




+


12/33.

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?


+




13/34

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?



+



14/35

Подведем итоги.






15/36

Как питаются разные животные?



+



16/37

Как питается растение?

+





17/38

Только ли лист кормит растение?

+





18/39

Как питаются паразиты?






19/40

Подведем итоги.






20/41

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?






21/42

Можно ли жить без воды?




+


22/43

Можно ли жить не питаясь?



+



23/44

Как можно добыть энергию для жизни?




+


24/45

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?






25/46

Подведем итоги






26/47

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

+





27/48

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

+





28/49

Можно ли жить и не дышать?




+


29/50

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?






30/51

Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.






Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч)


1/52

Изменение облика Земли и живых организмов.






2/53

Движение литосферы.






3/54

Движение атмосферы.






4/55

Движение гидросферы.



+



5/56

Круговорот воды в природе.






6/57

Взаимосвязь сфер Земли.






7/58

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

+





8/59

Подведем итоги.






9/60

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.






Освоение человеком природы (4 ч.)


1/61

Роль современной науки в жизни человечества



+



2/62

Человек — часть природы.


+

+



3/63

Влияние человека на биосферу



+



4/64

Экскурсия: «Живые организмы весной».


+




Повторение (4 ч.)


65

Обобщение знаний учащихся по теме: «Движение в сферах планеты Земля и в космосе»






66

Обобщение знаний учащихся по теме: « Явления в живой и неживой природе»






67

Обобщение знаний учащихся по теме: «Особенности живого организма»






68

Задания на лето.










КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по природоведению.


п/п

Тема урока, раздела

Количество часов

Изученный материал

Тип урока

Вид контроля

Дата


Введение. Что тебя окружает

8







1

Живая и неживая природа.


1

Опыт.
Наблюдение.
Тела неживой природы и живые организмы.
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная беседа

Рис. 1 на с.4.

Таблица на с.3.

Задание и рис.2 на с.5.



2

Загадки природы.



1

Признаки живых организмов.
Среда обитания живых организмов (среды жизни).
Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальный опрос

Задание на с.8.

Рисунки 10-12 на с.9-11.

Таблица на с.12.


3

Единство живой и неживой природы.



1

Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).

Комбинированный урок.

Индивидуальный опрос

Рисунок 13 на с.12.

Таблица на с.13.


4

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.



1

Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальная беседа

Рисунок 16 на с.14.

Таблица на с.15.

Рисунок 15 на с.14.


5

Изменяется ли окружающий нас мир?



1

Изменения, происходящие в природе.

Комбинированный урок.

Таблица на с.20.

Рисунки 21-24 на с.18, 19, 21.

Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники).


6

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?



1

Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды).
Состояние воды (пар).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23.

Таблица на с.24.Индивидуальные

задание со свободным ответом по выбору учителя


7

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?



1

Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимоконтроль и самопроверка


8

Экскурсия «Живая и неживая природа»


Тела неживой природы и живые организмы. Многообразие тел и веществ природы. Общие признаки тел живой и неживой природы

Урок экскурсия




Многообразие природных явлений

2







9

Всё течёт, всё изменяется.



1



Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве.
Явления природы.
Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.

Таблица на с.32.



10

Чем различаются химические и физические явления?



1

Химические и физические явления.

Урок обобщения и закрепления знаний.

Фронтальная работа:

Рисунки 49-50 на с.35-36.



Химические явления в живой и неживой природе

5





11

Наблюдение признаков химической реакции.



1

Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).

Практическая работа (комбинированный урок).

Задание со свободным ответом по выбору учителя.



12

Можно ли повлиять на химическую реакцию?



1

Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).

Комбинированный урок.

Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.



13

Какие условия необходимы для реакции горения?



1

Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Фронтальный опрос

Задание на с.46.



14

Вещества, образуемые растениями.



1

Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.

Задание на с.51


15

Подведем итоги

1

Повторение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Работа по дидактическим карточкам



Физические явления в живой и неживой природе

7


16

Что необходимо знать, изучая физические явления?



1

Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные).
Молния — электрическое явление.
Устройство компаса и магнита.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.

Рисунки 72-75 на с.54-55.

Задание на с.55.


17

Магнитные и электрические явления.

Л/р.№1 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями»


1

Магнитные и электрические явления.

Комбинированный урок (лабораторная работа№1).

Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».

Выполнение опытов 2-3 на с.57-58.


18

Механическое движение в живой и неживой природе.



1

Перемещение тел живой и неживой природы.
Скорость — физическая величина.

Комбинированный урок.

Работа по дидактическим карточкам. Тестовые задания.


19

Световые явления в живой и неживой природе.



1

Искусственные и естественные источники света.
Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света.
Основные цвета белого света.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя.

Выполнение опытов 1-2 на с.64.


20

Свет в жизни живых организмов.



1

Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).

Комбинированный урок.

Задание  на с.72.

Таблица на с.72.

Задание со свободным ответом по выбору учителя. Работа в парах


21

Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе».



1

Источники звука.
Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха.
Значение звука в жизни живых организмов.

Урок экскурсия

Фронтальный опрос Вопрос на с.73.
Выполнение опыта на с.73.

Задание  на с.74.


22

Подведем итоги

1

Повторение изученного материала.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80



Биологические явления

3


23

Как идёт жизнь на Земле.



1

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задание (таблица) на с.81.
Вопрос на с.83.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Задания и опыт на с.83.


24

Прибор, открывающий «невидимое».

Л/р. №2 Изучение устройства микроскопа


1

Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №2).

Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом».

Задание на с.85.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.


25

Живое и неживое под микроскопом.


Л/р №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени

1

Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.

Комбинированный урок(лабораторная работа №3).

Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

Вопрос на с.87.

Выполнение опыта на с.87.
Вопрос на с.87.
Задание (таблица) на с.88.



Особенности живого организма

29





26

Как размножаются живые организмы?



1

Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальны задания со свободным ответом по выбору учителя.


27

Как размножаются животные?



1


Формы размножения животных.

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос

Вопрос на с.93.
Таблица на с.94.

Задание на с.95.


28

Как размножаются растения?



1

Роль цветка, плода и семени в жизни растения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Взаимопроверка Задание на с.95. Задание на с.96.

Вопрос на с.96.


29

Строение семени.


Л/р. №4 Изучение строения семени фасоли

1

Строение семени фасоли.
Необходимые условия для прорастания семян.

Комбинированный урок (лабораторная работа №4).

Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение строения семени».

Задание на с.97.


30

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?



1

Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение).

Комбинированный урок.

Самоконтроль

Рисунок 113 на с.99.

Заполнение таблицы на с.100.

Задание на с.100.


31

Как переселяются растения?



1

Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание).
Благоприятные условия для прорастания семян.

Комбинированный урок. Виртуальная экскурсия « Распространение плодов и семян»

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы на с.101.

Задание на с.101.



32

Подведем итоги

1

Повторение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).


33

Почему всем хватает места на Земле?



1

Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.
Причины гибели живых организмов.
Условия, необходимые для прорастания семян.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальный опрос

Задание на с.109.

Вопрос на с.106


34

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?



1

Среда обитания живых организмов.
Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям.
Взаимоотношения между живыми организмами.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Взаимопроверка

Таблица на с.112.

Таблица на с.112, задание на с.113.

Задание на с.116.



35

Экскурсия « Живые организмы зимой»

1

Приспособления животных к зимним условиям.

Урок экскурсия

очет


36

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?


.

1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа по дидактическим карточкам


37

Подведем итоги

1

Проверка изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123


38

Как питаются разные животные?

1

Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



фронтальная беседа


39

Как питается растение?

Л/р №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа

1

Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент — хлорофилл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №5)..

Диалогичная беседа
Выполнение лабораторной работы №5 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»


40

Только ли лист кормит растение?

Л/р. № 6 Рассматривание корней растений

1

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия
Биологическое значение соцветий.
Обоеполые и раздельнополые цветки.
Однодомные и
двудомные растения.
Обозначения различных частей цветка.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №6)..

Индивидуальный опрос


41

Как питаются паразиты?


1

Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды. Подготовить сообщения о растениях-паразитах.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных
Способы распространения плодов: саморазбрасывание, перекати-поле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вопросы 1-4 на с.139.
Выполнение Лабораторной работы
Классификация плодов


42

Подведем итоги

1

Проверка и обобщение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104


43

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
.

1


Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Индивидуальный опрос Вопросы 1-2 и 4 на с.152.


44

Можно ли жить без воды?


1

Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальный опрос

Вопросы 1 и 4 на с.152


45

Можно ли жить не питаясь?


1

Значение дыхания
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Работа по карточкам


46

Как можно добыть энергию для жизни?

1

Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Взаимопроверка Анализ рис. № 157
Заполнение таблицы в тетради, объяснение опытов


47

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?


1

Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами,
Особенности полового размножения.
Способы вегетативного размножения: прививкой, культурой тканей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальный опрос
Вопрос 5 на с.190.
Вопрос 4-6 на с.176


48

Подведем итоги

1

Проверка и обобщение изученного материала

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов»


49

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом


1

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос
Вопросы 2-3  на с.184.


50

Л/р. №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

1

Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений.
Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие
молодого растения.
Условия и приспособления для размножения.

Комбинированный урок (лабораторная работа №7)



51

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

Л/р. №8 Клетки многоклеточных организмов

1

Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемое растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми.

Комбинированный урок (лабораторная работа №8)

Индивидуальный опрос
Вопросы 7-8  на с.199.


52

Можно ли жить и не дышать?

1

Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка.

Комбинированный урок.

Взаимопроверка

Вопросы 1-3  на с.171



53

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1

Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.
Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.

Комбинированный урок.

Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда».


54

Подведем итоги

1

Обобщение и проверка знаний

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле»



Движение в сферах планеты и в космосе

9


55

Изменение облика Земли и живых организмов.


1

Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Самоконтроль Вопрос 2 на с.253.



56

Движение литосферы.


1

Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Диалогичная беседа, анализ таблицы стр. 172


57

Движение атмосферы

1

Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя.


58

Движение гидросферы.


1

Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны).

Комбинированный урок.




59

Круговорот воды в природе.

1

Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.
Механизм циркуляции влаги на земле.

Комбинированный урок.

Проблемные задачи, анализ результатов опытов
Стр. 86, заполнение раб. тетради «Составление круговорота воды»


60

Взаимосвязь сфер Земли.


1

Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий


61

Л/р. №9 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.


1

Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения.

Комбинированный урок (лабораторная работа №9).

Проведение лабораторной работы № 6 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения».


62

Подведем итоги

1

Обобщение и проверка полученных знаний

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Тестовые задания


63

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

1

Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения.
Особенности движения Земли в пространстве, влияние его на Землю (причины смены дня и ночи, времен года).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализ рис. 201
Работа над терминами
Моделирование траектории движения планет вокруг Солнца
Выполнение упражнений.



Освоение человеком природы

5





64

Роль современной науки в жизни человечества.


1

Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Диалогичная беседа


65

Человек – часть природы.

1

Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей.
Значение для здоровья человека и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы. Типы воздействия человека на изменение окружающей среды. Экологические проблемы человечества.

Комбинированный урок

Диалогичная беседа с проблемными вопросами
Анализ рис.209
Прогнозирование ситуаций


66

Влияние человека на биосферу.


1

Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Учение В.И.Вернадского  о биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Диалогичная беседа с решением проблемных задач, заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду».


67

Экскурсия « Живые организмы весной»

1

Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов.

Урок — экскурсия (практическая работа Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
).

Практикум, проведение мини- исследования.



68

Подведем итоги

1

Повторение и обобщение знаний

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Фронтальная беседа


Свежие документы:  Проверочная работа по теме «Земля – наш дом» 5 класс












Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, программы основного общего образования Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вента-граф, 2009.-176с.

Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на 2 ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций:

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.

  • Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.

Основная задача курса — формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира — Вселенной до микромира — молекул и атомов).

Курс природоведения строится не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.

В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.


Тематический блок

Ведущая образовательная идея (содержание)

Тела

Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел.

Вещества. Молекулы и атомы

Многообразие и общая схема строения вещества. Доказательства взаимного влияния частиц вещества.

Единство и взаимосвязи материального мира

Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере


При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).

Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволяет, убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого из нас и человечества в целом зависит от того, как мы распорядимся этими знаниями.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г., рабочей тетради для учащихся, а также методического пособия для учителя и учебно — электронного издания.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

практических работ

Лабораторных работ

экскурсий

Введение. Что тебя окружает

8



1

Многообразие природных явлений.

2




Химические явления в живой и неживой природе.

5




Физические явления в живой и неживой природе.

7

1

1

1

Биологические явления.

3


1


Особенности живого организма

29

3

6

2

Движение в сферах планеты и космосе.

9

2

1


Освоение человеком природы

4

4


1

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1




Итого:

68

10

9

5

По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в рабочую программу могут быть внесены необходимые коррективы.




















Содержание программы


1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Тела неживой природы и живые организмы. Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.

Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни). Обитатели суши, воды, воздуха. Приспособления живых организмов к условиям среды обитания. Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой. Изменения, происходящие в природе. Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар).

Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

2.Многообразие природных явлений (2 часа).

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).

Человек как биосоциальное явление. Сезонные изменения, суточные изменения. Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Перемещение тел в пространстве. Явления природы.

3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)

Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).

Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).

Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления. Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.

4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)

Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния — электрическое явление. Устройство компаса и магнита. Магнитные и электрические явления Перемещение тел живой и неживой природы. Скорость — физическая величина. Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света. Основные цвета белого света. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.

Лабораторная работа

1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями

Практическая работа.

1.Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия.

Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

5. Биологические явления ( 3часа).

Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. Лабораторные работы.

  1. Изучение устройства микроскопа.

  2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Опыты в домашних условиях.

  • Выращивание плесени на хлебе.

  • Выяснение условий прорастания семян.

  • Наблюдение за испарением воды листьями.

6. Особенности живого организма (29 часов)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

  1. Изучение устройства микроскопа.

  2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

  3. Изучение строения семени фасоли.

  4. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

  5. Рассматривание корней растений.

  6. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

  7. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях.

  • Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.

  • Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

  • Измерение роста (длины тела) и массы тела.

  • Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы.

  1. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

  2. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

  3. Подкормка птиц.

Экскурсии.

Распространение плодов и семян.

Живые организмы зимой.

Живые организмы весной.

4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение воды в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа.

  1. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практические работы.

  1. Определение по карте основных океанических движений, течений.

  2. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.

5. Освоение человеком природы (4 часа)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практические работы.

  1. Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).

  2. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

  3. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.

  4. Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.




Резервное время -1ч.






Ъ







Содержание программы


1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

2.Многообразие природных явлений (2 часа).

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)

Лабораторная работа

1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями

Практическая работа.

1.Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия.

Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

5. Биологические явления ( 3часа).

Лабораторные работы.

  1. Изучение устройства микроскопа.

  2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Опыты в домашних условиях.

  • Выращивание плесени на хлебе.

  • Выяснение условий прорастания семян.

  • Наблюдение за испарением воды листьями.

6. Особенности живого организма (29 часов)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

  1. Изучение устройства микроскопа.

  2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

  3. Изучение строения семени фасоли.

  4. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.

  5. Рассматривание корней растений.

  6. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

  7. Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях.

  • Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.

  • Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

  • Измерение роста (длины тела) и массы тела.

  • Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы.

  1. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.

  2. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

  3. Подкормка птиц.

Экскурсии.

Распространение плодов и семян.

Живые организмы зимой.

Живые организмы весной.

4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)

Глобальные изменения облика Земли.

Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере.

Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.

Движение в атмосфере.

Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Движение в гидросфере.

Движение воды в биосфере.

Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.

Лабораторная работа.

  1. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

Практические работы.

  1. Определение по карте основных океанических движений, течений.

  2. Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.

5. Освоение человеком природы (4 часа)

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.

Практические работы.

  1. Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).

  2. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

  3. Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.

  4. Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.




Резервное время -1ч.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен

знать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы

  • их простейшую классификацию

  • отдельные методы изучения природы

  • основные характеристики погоды

  • факторы здорового образа жизни

  • экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности

  • узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных

  • определять название растений и животных с использованием атласа- определителя

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;

  • оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.






Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса


В результате изучения природоведения учащиеся должны:

знать

  • положение о том, что всё в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

  • положение об относительности движения и покоя;

  • сущность понятий «вещество» и «тело»;

  • примеры и основные признаки химических реакций;

  • основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  • основные процессы, происходящие в живых организмах;

  • примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

  • причины изменения поверхности Земли;

  • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

  • движение Земли (суточное, вокруг Солнца).

Уметь:

  • сравнивать различные явления, делать выводы;

  • проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  • выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  • составлять схемы пищевых цепей;

  • находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  • объяснять причины изменения поверхности Земли;

  • объяснять причины смены дня и ночи, времен года.


  • — Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  • — Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

  • — Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  • — Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  • — Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; — Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • — Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  • — Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  • — Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  • — Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  • — Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

  • -Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  • — Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Контроль уровня обученности.


Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.


Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.


Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4»- 82-67%;

«3» — 66 – 50%;

«2» — менее 50%.

















Литература и средства обучения.

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ

Программа под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007

Учебно-методическая литература:

  1. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г

  2. Т.С Сухова, В.И. Строганов.- Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя.- М.: «Вентана – Граф»,2002г.

  3. Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№1 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.

  4. Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№2 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  5. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  6. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

  7. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

  8. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой — 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.



1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)


  1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

  1. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».


  1. Биология. 1С: Репетитор.


  1. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс


  1. Биология. 1С: Животные. 7 класс.


  1. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».


  1. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты.

«Просвещение − МЕДИА», 2005г.

8. Биология в школе. Жизнедеятельность животных.

Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г


Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты великих ученых — естествоиспытателей;

  2. Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;

  3. Карта звездного неба;

  4. Модель Солнечной системы;

  5. Фотографии планет Солнечной системы;

  6. Глобус.


Технические средства обучения

  1. Компьютер мультимедийный;

  2. Мультимедийный проектор;

  3. Экран проекционный;

  4. Микроскоп.


Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ.


Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

Гербарии.























Стандарт основного общего образования по природоведению.


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.


Многообразие тел, веществ и явлений природы

Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).

Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Опыт практической деятельности

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных — к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.

Здоровье человека и безопасность жизни

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).












Примерная программа основного общего образования по природоведению. V класс.


Основное содержание (70 ч)

Как человек изучает природу (10 ч)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений.] Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

—Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:

  • Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

  • Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени.)

  • Конструирование простейших измерительных приборов.

  • Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

  • Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках.

Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 ч)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.).

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.

  • Модель Солнечной системы.

  • фотографии планет Солнечной системы.

  • Глобус.

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.)

  • Опыты, демонстрирующие горение веществ.

  • Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).

Практические работы:

  • Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера).

  • Работа с подвижной картой звездного неба.

  • Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. (Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями.)

  • Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

  • Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.). (Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки.)

  • Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. (Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды, их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды.)

  • Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). (Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой.)

  • Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. (Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков.)

  • Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.);

  • Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). (Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой.)

Здоровье человека и безопасность жизни (10 ч)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

  • Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

  • Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т. д.

—Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:

—Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды,
расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на
местности.

—Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

—Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.). (Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием.)

—Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Резерв учебного времени — 10 ч.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Природоведение: