Рабочая программа по природоведению 5 класс
Автор:
Воробьева Ирина Михайловна
учитель химии, биологии
МБОУ Выгоничская СОШ,
п. Выгоничи, Брянская обл.
«Согласовано»
руководитель МО
____________/Меркушина О. В./ Протокол №__1__ от
« 29 » августа 2014
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР МБОУ Выгоничская СОШ ___________ /Падило Т. И. /
« 29 » августа 2014
«Утверждаю»
директор МБОУ Выгоничская СОШ ___________/Бугаев В. А./
Приказ № 102 от
« 30» августа 2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выгоничская средняя общеобразовательная школа имени Павла Зайцева
Рабочая программа
по природоведению 5 класс
учитель: Воробьева Ирина Михайловна
2014-2015 учебный год
Планирование практической части по природоведению 5 класс
Тема урока | Лабораторные работы | Экскурсии | Практические работы | Опыты в домашних условиях | Дата | ||
Введение (6ч)+1ч | |||||||
1/1 | Живая и неживая природа |
|
|
|
|
| |
2/2 | Загадки природы |
|
|
|
|
| |
3/3 | Единство живой и неживой природы |
|
|
|
|
| |
4/4 | Изменяется ли окружающий мир? |
|
|
| + |
| |
5/5 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? |
|
|
|
|
| |
6/6 | Могут ли в живых организмах происходить химические изменения? |
|
|
| + |
| |
7/7 | Экскурсия: «Живая и неживая природа» |
| + |
|
|
| |
Многообразие природных явлений. Физические и химические явления в живой и не живой природе (14 ч) | |||||||
1/8 | Все течет, все изменяется. |
|
|
|
|
| |
2/9 | Чем различаются физические и химические явления |
|
|
|
|
| |
3/10 | Как узнать, что химическая реакция произошла? |
|
|
|
|
| |
4/11 | Можно ли повлиять на химическую реакцию? |
|
|
|
|
| |
5/12 | Какие условия необходимы для реакции горения? |
|
|
|
|
| |
6/13 | Вещества, образуемые растениями. |
|
|
|
|
| |
7/14 | Подведем итоги. |
|
|
|
|
| |
8/15 | Что необходимо знать, изучая физические явления? |
|
|
|
|
| |
9/16 | Магнитные и электрические явления. Л.р. №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями» | + |
|
|
|
| |
10/17 | Механическое движение живой и неживой природе. |
|
|
|
|
| |
11/18 | Световые явления в живой и неживой природе. |
|
|
|
|
| |
12/19 | Свет в жизни живых организмов |
|
|
|
|
| |
13/20 | Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе». |
| + | + |
|
| |
14/21 | Подведем итоги. |
|
|
|
|
| |
Явления и процессы в живой природе. Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч) | |||||||
1/22 | Как идет жизнь на Земле. |
|
|
| + |
| |
2/23 | Прибор, открывающий «невидимое» | + |
|
|
|
| |
3/24 | Живое и неживое под микроскопом | + |
|
|
|
| |
4/25 | Как размножаются живые организмы? |
|
|
|
|
| |
5/26 | Как размножаются животные? |
|
|
|
|
| |
6/27 | Как размножаются растения? |
|
|
|
|
| |
7/28 | Строение семени. | + |
|
|
|
| |
8/29 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? |
|
|
|
|
| |
9/30 | Как переселяются растения? |
| + |
|
|
| |
10/31 | Подведем итоги |
|
|
|
|
| |
11/32 | Почему всем хватает места на Земле? |
|
|
| + |
| |
12/33. | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? |
| + |
|
|
| |
13/34 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? |
|
| + |
|
| |
14/35 | Подведем итоги. |
|
|
|
|
| |
15/36 | Как питаются разные животные? |
|
| + |
|
| |
16/37 | Как питается растение? | + |
|
|
|
| |
17/38 | Только ли лист кормит растение? | + |
|
|
|
| |
18/39 | Как питаются паразиты? |
|
|
|
|
| |
19/40 | Подведем итоги. |
|
|
|
|
| |
20/41 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? |
|
|
|
|
| |
21/42 | Можно ли жить без воды? |
|
|
| + |
| |
22/43 | Можно ли жить не питаясь? |
|
| + |
|
| |
23/44 | Как можно добыть энергию для жизни? |
|
|
| + |
| |
24/45 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? |
|
|
|
|
| |
25/46 | Подведем итоги |
|
|
|
|
| |
26/47 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. | + |
|
|
|
| |
27/48 | Разнообразие клеток многоклеточных организмов. | + |
|
|
|
| |
28/49 | Можно ли жить и не дышать? |
|
|
| + |
| |
29/50 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? |
|
|
|
|
| |
30/51 | Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле. |
|
|
|
|
| |
Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч) |
| ||||||
1/52 | Изменение облика Земли и живых организмов. |
|
|
|
|
| |
2/53 | Движение литосферы. |
|
|
|
|
| |
3/54 | Движение атмосферы. |
|
|
|
|
| |
4/55 | Движение гидросферы. |
|
| + |
|
| |
5/56 | Круговорот воды в природе. |
|
|
|
|
| |
6/57 | Взаимосвязь сфер Земли. |
|
|
|
|
| |
7/58 | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. | + |
|
|
|
| |
8/59 | Подведем итоги. |
|
|
|
|
| |
9/60 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. |
|
|
|
|
| |
Освоение человеком природы (4 ч.) | | ||||||
1/61 | Роль современной науки в жизни человечества |
|
| + |
|
| |
2/62 | Человек — часть природы. |
| + | + |
|
| |
3/63 | Влияние человека на биосферу |
|
| + |
|
| |
4/64 | Экскурсия: «Живые организмы весной». |
| + |
|
|
| |
Повторение (4 ч.) |
| ||||||
65 | Обобщение знаний учащихся по теме: «Движение в сферах планеты Земля и в космосе» |
|
|
|
|
| |
66 | Обобщение знаний учащихся по теме: « Явления в живой и неживой природе» |
|
|
|
|
| |
67 | Обобщение знаний учащихся по теме: «Особенности живого организма» |
|
|
|
|
| |
68 | Задания на лето. |
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по природоведению.
Тема урока, раздела | Количество часов | Изученный материал | Тип урока | Вид контроля | Дата | |
| Введение. Что тебя окружает | 8 |
|
|
|
|
1 | Живая и неживая природа. | 1 | Опыт. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная беседа Рис. 1 на с.4. Таблица на с.3. Задание и рис.2 на с.5. | |
2 | Загадки природы. | 1 | Признаки живых организмов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальный опрос Задание на с.8. Рисунки 10-12 на с.9-11. Таблица на с.12. |
|
3 | Единство живой и неживой природы. | 1 | Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). | Комбинированный урок. | Индивидуальный опрос Рисунок 13 на с.12. Таблица на с.13. |
|
4 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | 1 | Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная беседа Рисунок 16 на с.14. Таблица на с.15. Рисунок 15 на с.14. |
|
5 | Изменяется ли окружающий нас мир? | 1 | Изменения, происходящие в природе. | Комбинированный урок. | Таблица на с.20. Рисунки 21-24 на с.18, 19, 21. Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники). |
|
6 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? | 1 | Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23. Таблица на с.24.Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя |
|
7 | Могут ли в живых организмах происходить химические изменения? | 1 | Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Взаимоконтроль и самопроверка |
|
8 | Экскурсия «Живая и неживая природа» |
| Тела неживой природы и живые организмы. Многообразие тел и веществ природы. Общие признаки тел живой и неживой природы | Урок экскурсия |
|
|
| Многообразие природных явлений | 2 | | |
|
|
9 | Всё течёт, всё изменяется. | 1
| Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя. Таблица на с.32.
| |
10 | Чем различаются химические и физические явления? | 1 | Химические и физические явления. | Урок обобщения и закрепления знаний. | Фронтальная работа: Рисунки 49-50 на с.35-36. |
|
| Химические явления в живой и неживой природе | 5 | | |
|
|
11 | Наблюдение признаков химической реакции. | 1 | Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света). | Практическая работа (комбинированный урок). | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
12 | Можно ли повлиять на химическую реакцию?
| 1 | Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом). | Комбинированный урок. | Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
13 | Какие условия необходимы для реакции горения?
| 1 | Признак химической реакции горения (выделение света и тепла). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальный опрос Задание на с.46. |
|
14 | Вещества, образуемые растениями.
| 1 | Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя. Задание на с.51 | |
15 | Подведем итоги | 1 | Повторение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа по дидактическим карточкам |
|
| Физические явления в живой и неживой природе | 7 |
| |||
16 | Что необходимо знать, изучая физические явления? | 1 | Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя. Рисунки 72-75 на с.54-55. Задание на с.55. |
|
17 | Магнитные и электрические явления. Л/р.№1 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями» | 1 | Магнитные и электрические явления. | Комбинированный урок (лабораторная работа№1). | Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями». Выполнение опытов 2-3 на с.57-58. |
|
18 | Механическое движение в живой и неживой природе. | 1 | Перемещение тел живой и неживой природы. | Комбинированный урок. | Работа по дидактическим карточкам. Тестовые задания. |
|
19 | Световые явления в живой и неживой природе. | 1 | Искусственные и естественные источники света. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальные задание со свободным ответом по выбору учителя. Выполнение опытов 1-2 на с.64. |
|
20 | Свет в жизни живых организмов. | 1 | Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных. | Комбинированный урок. | Задание на с.72. Таблица на с.72. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Работа в парах |
|
21 | Экскурсия «Звуковые явления в живой и неживой природе». | 1 | Источники звука. | Урок экскурсия | Фронтальный опрос Вопрос на с.73. Задание на с.74. |
|
22 | Подведем итоги | 1 | Повторение изученного материала. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»на с.76-80 |
|
| Биологические явления | 3 |
| |||
23 | Как идёт жизнь на Земле. | 1 | Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Задание (таблица) на с.81. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задания и опыт на с.83. |
|
24 | Прибор, открывающий «невидимое». Л/р. №2 Изучение устройства микроскопа | 1 | Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №2). | Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом». Задание на с.85. Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
25 | Живое и неживое под микроскопом. Л/р №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени | 1 | Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом. | Комбинированный урок(лабораторная работа №3). | Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Вопрос на с.87. Выполнение опыта на с.87. |
|
| Особенности живого организма | 29 | | |
|
|
26 | Как размножаются живые организмы? | 1 | Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальны задания со свободным ответом по выбору учителя. |
|
27 | Как размножаются животные? | 1
| Формы размножения животных. | Комбинированный урок. | Фронтальный опрос Вопрос на с.93. Задание на с.95. |
|
28 | Как размножаются растения? | 1 | Роль цветка, плода и семени в жизни растения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Взаимопроверка Задание на с.95. Задание на с.96. Вопрос на с.96. |
|
29 | Строение семени. Л/р. №4 Изучение строения семени фасоли | 1 | Строение семени фасоли. | Комбинированный урок (лабораторная работа №4). | Выполнение лабораторной работы №4 «Изучение строения семени». Задание на с.97. |
|
30 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | 1 | Размножение растений с помощью клеток или частей тела (бесполое размножение). | Комбинированный урок. | Самоконтроль Рисунок 113 на с.99. Заполнение таблицы на с.100. Задание на с.100. |
|
31 | Как переселяются растения? | 1 | Способы распространения плодов и семян у различных растений (животные, ветер, вода, саморазбрасывание). | Комбинированный урок. Виртуальная экскурсия « Распространение плодов и семян» | Фронтальный опрос Заполнение таблицы на с.101. Задание на с.101.
|
|
32 | Подведем итоги | 1 | Повторение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
33 | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | Влияние неблагоприятных условий на живые организмы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальный опрос Задание на с.109. Вопрос на с.106 |
|
34 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | 1 | Среда обитания живых организмов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Взаимопроверка Таблица на с.112. Таблица на с.112, задание на с.113. Задание на с.116.
|
|
35 | Экскурсия « Живые организмы зимой» | 1 | Приспособления животных к зимним условиям. | Урок экскурсия | очет |
|
36 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? . | 1 | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа по дидактическим карточкам |
|
37 | Подведем итоги | 1 | Проверка изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123 |
|
38 | Как питаются разные животные? | 1 | Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | фронтальная беседа |
|
39 | Как питается растение? Л/р №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа | 1 | Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент — хлорофилл. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №5).. | Диалогичная беседа |
|
40 | Только ли лист кормит растение? | 1 | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лабораторная работа №6).. | Индивидуальный опрос |
|
41 | Как питаются паразиты? | 1 | Функции плода. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Вопросы 1-4 на с.139. |
|
42 | Подведем итоги | 1 | Проверка и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104 |
|
43 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1
| Значение испарения для жизни растения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
|
44 | Можно ли жить без воды? | 1 | Фотосинтез | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальный опрос Вопросы 1 и 4 на с.152 |
|
45 | Можно ли жить не питаясь? | 1 | Значение дыхания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа по карточкам |
|
46 | Как можно добыть энергию для жизни? | 1 | Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Взаимопроверка Анализ рис. № 157 |
|
47 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | 1 | Бесполое размножения: спорообразование, вегетативное. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Индивидуальный опрос |
|
48 | Подведем итоги | 1 | Проверка и обобщение изученного материала | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» |
|
49 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | 1 | Строение пыльцы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальный опрос |
|
50 | Л/р. №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов | 1 | Строение пыльцы. | Комбинированный урок (лабораторная работа №7) |
|
|
51 | Разнообразие клеток многоклеточных организмов. | 1 | Двойное оплодотворение цветковых растений. | Комбинированный урок (лабораторная работа №8) | Индивидуальный опрос |
|
52 | Можно ли жить и не дышать? | 1 | Условия прорастания семян: температура, влажность. | Комбинированный урок. | Взаимопроверка Вопросы 1-3 на с.171
|
|
53 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
| 1 | Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами. | Комбинированный урок. | Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда». |
|
54 | Подведем итоги | 1 | Обобщение и проверка знаний | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле» |
|
| Движение в сферах планеты и в космосе | 9 |
| |||
55 | Изменение облика Земли и живых организмов. | 1 | Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самоконтроль Вопрос 2 на с.253.
|
|
56 | Движение литосферы. | 1 | Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Диалогичная беседа, анализ таблицы стр. 172 |
|
57 | Движение атмосферы | 1 | Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя. |
|
58 | Движение гидросферы. | 1 | Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны). | Комбинированный урок. |
|
|
59 | Круговорот воды в природе. | 1 | Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле. | Комбинированный урок. | Проблемные задачи, анализ результатов опытов |
|
60 | Взаимосвязь сфер Земли. | 1 | Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечивающий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формирование рельефа на планете. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Анализ схемы «Круговорот веществ в природе», составление схем трофических взаимодействий |
|
61 | Л/р. №9 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. | 1 | Горные породы биогенного происхождения, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения. | Комбинированный урок (лабораторная работа №9). | Проведение лабораторной работы № 6 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения». |
|
62 | Подведем итоги | 1 | Обобщение и проверка полученных знаний | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Тестовые задания |
|
63 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | 1 | Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (планеты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Анализ рис. 201 |
|
| Освоение человеком природы | 5 | | |
|
|
64 | Роль современной науки в жизни человечества. | 1 | Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса, громкие имена ученых и исследователей космического пространства. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Диалогичная беседа |
|
65 | Человек – часть природы. | 1 | Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей. | Комбинированный урок | Диалогичная беседа с проблемными вопросами |
|
66 | Влияние человека на биосферу. | 1 | Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Диалогичная беседа с решением проблемных задач, заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду». |
|
67 | Экскурсия « Живые организмы весной» | 1 | Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растительных организмов. | Урок — экскурсия (практическая работа Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке. | Практикум, проведение мини- исследования.
|
|
68 | Подведем итоги | 1 | Повторение и обобщение знаний | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Фронтальная беседа |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, программы основного общего образования Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вента-граф, 2009.-176с.
Программа курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на 2 ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по природоведению. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций:
Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.
Основная задача курса — формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира — Вселенной до микромира — молекул и атомов).
Курс природоведения строится не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.
В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
Ведущая образовательная идея (содержание) | |
Тела | Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел. |
Вещества. Молекулы и атомы | Многообразие и общая схема строения вещества. Доказательства взаимного влияния частиц вещества. |
Единство и взаимосвязи материального мира | Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере |
При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т.е. единство материального мира.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).
Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволяет, убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого из нас и человечества в целом зависит от того, как мы распорядимся этими знаниями.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г., рабочей тетради для учащихся, а также методического пособия для учителя и учебно — электронного издания.
Учебно-тематический план
Тема | Всего часов | В том числе | |||
практических работ | Лабораторных работ | экскурсий | |||
| Введение. Что тебя окружает | 8 |
|
| 1 |
| Многообразие природных явлений. | 2 |
|
|
|
| Химические явления в живой и неживой природе. | 5 |
|
|
|
| Физические явления в живой и неживой природе. | 7 | 1 | 1 | 1 |
| Биологические явления. | 3 |
| 1 |
|
| Особенности живого организма | 29 | 3 | 6 | 2 |
| Движение в сферах планеты и космосе. | 9 | 2 | 1 |
|
| Освоение человеком природы | 4 | 4 |
| 1 |
| ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 |
|
|
|
Итого: | 68 | 10 | 9 | 5 |
По мере производственной необходимости (праздничные и выходные дни, субботники, карантин и др.) в рабочую программу могут быть внесены необходимые коррективы.
Содержание программы
1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Тела неживой природы и живые организмы. Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.
Признаки живых организмов. Среда обитания живых организмов (среды жизни). Обитатели суши, воды, воздуха. Приспособления живых организмов к условиям среды обитания. Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса). Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой. Изменения, происходящие в природе. Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды). Состояние воды (пар).
Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2.Многообразие природных явлений (2 часа).
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).
Человек как биосоциальное явление. Сезонные изменения, суточные изменения. Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Перемещение тел в пространстве. Явления природы.
3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)
Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).
Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).
Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения (присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения).
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом и меры предупреждения подобного отравления. Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.).
Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении.
4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)
Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния — электрическое явление. Устройство компаса и магнита. Магнитные и электрические явления Перемещение тел живой и неживой природы. Скорость — физическая величина. Искусственные и естественные источники света. Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света. Основные цвета белого света. Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).Источники звука. Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха. Значение звука в жизни живых организмов.
Лабораторная работа
1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями
Практическая работа.
1.Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия.
Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
5. Биологические явления ( 3часа).
Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий. Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыты в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе.
Выяснение условий прорастания семян.
Наблюдение за испарением воды листьями.
6. Особенности живого организма (29 часов)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Изучение строения семени фасоли.
Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
Рассматривание корней растений.
Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях.
Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.
Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Измерение роста (длины тела) и массы тела.
Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Уход за комнатными растениями и аквариумом.
Подкормка птиц.
Экскурсии.
Распространение плодов и семян.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной.
4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение воды в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа.
Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Практические работы.
Определение по карте основных океанических движений, течений.
Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.
5. Освоение человеком природы (4 часа)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы.
Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).
Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Резервное время -1ч.
Ъ
Содержание программы
1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2.Многообразие природных явлений (2 часа).
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
3. Химические явления в живой и неживой природе (5 часов)
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
4. Физические явления в живой и неживой природе (7 часов)
Лабораторная работа
1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями
Практическая работа.
1.Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия.
Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
5. Биологические явления ( 3часа).
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыты в домашних условиях.
Выращивание плесени на хлебе.
Выяснение условий прорастания семян.
Наблюдение за испарением воды листьями.
6. Особенности живого организма (29 часов)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление — условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Изучение строения семени фасоли.
Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
Рассматривание корней растений.
Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Опыты в домашних условиях.
Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.
Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Измерение роста (длины тела) и массы тела.
Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы.
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Уход за комнатными растениями и аквариумом.
Подкормка птиц.
Экскурсии.
Распространение плодов и семян.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной.
4. Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере.
Движение воды в биосфере.
Биосфера — все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа.
Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
Практические работы.
Определение по карте основных океанических движений, течений.
Составление схем пищевых цепей — цепей передачи энергии и веществ.
5. Освоение человеком природы (4 часа)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы.
Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).
Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Резервное время -1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения природоведения ученик должен
знать:
многообразие тел, веществ и явлений природы
их простейшую классификацию
отдельные методы изучения природы
основные характеристики погоды
факторы здорового образа жизни
экологические проблемы своей местности и пути их решения
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;
оказание первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения природоведения учащиеся должны:
знать
положение о том, что всё в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
положение об относительности движения и покоя;
сущность понятий «вещество» и «тело»;
примеры и основные признаки химических реакций;
основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
основные процессы, происходящие в живых организмах;
примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
причины изменения поверхности Земли;
причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Уметь:
сравнивать различные явления, делать выводы;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
составлять схемы пищевых цепей;
находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
объяснять причины изменения поверхности Земли;
объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
— Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
— Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
— Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
— Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
— Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; — Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
— Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
— Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
— Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
— Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
— Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
— Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Контроль уровня обученности.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4»- 82-67%;
«3» — 66 – 50%;
«2» — менее 50%.
Литература и средства обучения.
Нормативные правовые документы:
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ
Программа под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007
Учебно-методическая литература:
Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С.Сухова, В.И. Строгонов. -2-еизд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2011г
Т.С Сухова, В.И. Строганов.- Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя.- М.: «Вентана – Граф»,2002г.
Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№1 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.
Природа. Введение в биологию и экологию. Рабочая тетрадь.№2 5 класс. М.: Вентана – Граф, 2005г.
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой — 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология. 1С: Репетитор.
Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
Биология. 1С: Животные. 7 класс.
Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты.
«Просвещение − МЕДИА», 2005г.
8. Биология в школе. Жизнедеятельность животных.
Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
Печатные пособия.
Таблицы:
Портреты великих ученых — естествоиспытателей;
Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;
Карта звездного неба;
Модель Солнечной системы;
Фотографии планет Солнечной системы;
Глобус.
Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный;
Мультимедийный проектор;
Экран проекционный;
Микроскоп.
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ.
Натуральные объекты
Коллекции, образцы:
Гербарии.
Стандарт основного общего образования по природоведению.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Многообразие тел, веществ и явлений природы
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных — к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
Здоровье человека и безопасность жизни
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Примерная программа основного общего образования по природоведению. V класс.
Основное содержание (70 ч)
Как человек изучает природу (10 ч)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений.] Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
—Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени.)
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках.
Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 ч)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера).
Работа с подвижной картой звездного неба.
Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. (Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями.)
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.). (Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки.)
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. (Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды, их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды.)
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). (Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. (Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков.)
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.);
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). (Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой.)
Здоровье человека и безопасность жизни (10 ч)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т. д.
—Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
—Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды,
расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на
местности.
—Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
—Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.). (Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием.)
—Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Резерв учебного времени — 10 ч.