Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
закрытого административно –территориального образования
г. Радужный Владимирской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №2
ЗАТО г.Радужный
Владимирской области
_______________ Т.В. Борисова
«____ » «___________ » 20__ г
Рабочая программа
по природоведению
Класс 5
Учитель Пестова Жанна Александровна,
учитель биологии первой квалификационной категории
ПРИНЯТО : СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
На заседании Заместитель на заседании школьного
педагогического совета директора по УР методического объединения
Протокол № ___от ______ учителей
«___ » «_______»20___г. /______________/ __________________________
«___» « ______» 20___г. Протокол № ________
от «___»__________20____г.
Руководитель ШМО:
_________/_____________/
г. Радужный
2013 – 2014 уч. год
Пояснительная записка
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению. 5 класс (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова). Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа предусматривает реализацию базового уровня изучения материала. Резервное время (8 часов) распределены по изучаемым темам с целью реализации индивидуальных подходов в обучении.
Изменения.
В рабочую программу внесены изменения с целью реализации индивидуальных подходов в обучении.:
1.Увеличены часы за счёт резервных часов:
— тема «Вселенная» на 1 час
— тема «Строение и свойства вещества» на 1 час;
— тема «Вода » на 2 часа;
— тема «Почва» на 2 часа;
— тема «Человек, его здоровье и безопасность жизни» на 2 часа;
— тема «Природа едина » на 1 час
2. Уменьшены часы на изучение темы « Растения» с 7 часов да 6 часов за счёт того, что знания данной темы затрагиваются в разделе « Комнатные растения и животные»
Таблица тематического распределения количества часов
Таблица 1
Разделы, темы | Количество часов по примерной программе | Количество часов в рабочей программе
| |
1. | Введение | 2 | 2 |
2. | Вселенная | 5 | 6 |
3. | Строение и свойства вещества | 11 | 12 |
4. | Воздух | 6 | 6 |
5. | Вода | 3 | 5 |
6. | Горные породы | 3 | 3 |
7. | Почва | 4 | 6 |
8. | Организмы | 6 | 6 |
9. | Растения | 7 | 6 |
10. | Грибы | 2 | 2 |
11. | Животные | 5 | 5 |
12. | Комнатные растения и домашние животные | 3 | 3 |
13. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 3 | 5 |
14. | Природа Едина | 2 | 3 |
15. | Резерв | 8 | — |
Итого: | 70 | 68 |
Таблица 2
Количество учебных часов, отведённых на различные виды работ
Раздел | Всего часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные тесты | Экскурсии | |
1. | Введение | 2 | | | | |
2. | Вселенная | 6 | 2 | 3 | | |
3. | Строение и свойства вещества | 12 | 2 | | 1 | |
4. | Воздух | 6 | | | | |
5. | Вода | 5 | | | 1 | |
6. | Горные породы | 3 | 2 | | | |
7. | Почва | 6 | | | 1 | |
8. | Организмы | 6 | | | 1 | |
9. | Растения | 6 | 3 | | | |
10. | Грибы | 2 | 1 | | | |
11. | Животные | 5 | 1 | | | |
12. | Комнатные растения и домашние животные | 3 | | | 1 | |
13. | Человек, его здоровье и безопасность жизни | 5 | 4 | | | |
14. | Природа едина | 1 |
| | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 15 | 3 | 6 | 1 | |
|
|
|
| | | |
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни».
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и
коммуникационные технологии (на элементарном уровне), что повысит интерес к учебному курсу и позволит более эффективно использовать разнообразные формы урока и виды контроля.
Виды и формы контроля
Преобладающими формами текущего контроля выступают фронтальный опрос и текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока при работе с дидактическим материалом
текущий контроль: дидактический материал, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тестовая работа, практическая работа, лабораторная работа, презентация, защита реферата, исследования, домашняя самостоятельная работа;
промежуточный контроль : самостоятельная работа, дидактический материал, тестовая работа;
итоговый контроль: контрольная работа, тестовая работа.
В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения
необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отражённому в используемом УМК.
Учебно – методический комплект
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2008 ;
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2009;
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);
Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2008;
Тематическое планирование «Биология» 5-11 классы /авт.-сост. М.В.Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева,
Е.Ю.Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования, появление которого привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает следующие курсы:
Биология. Введение в биологию. 5 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Живой организм. 6 класс. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс 70 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Человек. 8 класс 70 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Общая биология. 10 — 11 классы. 70 ч, 1/1 ч в неделю;
Федеральный базисный учебный план определяет на изучение курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» на ступени основного общего образования 70 часов (по 2 часа в неделю).
Учебный план МБОУ СОШ № 2 на изучение биологии в 5-м классе выделяет:
Количество учебных недель — 34,
Количество часов в неделю — 2,
Количество часов за год – 68
Требования к уровню подготовки учащихся 5-х классов
Знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; взаимосвязи мира живой и неживой природы, влиянии человека на окружающую природу; отдельных методах изучения природы;
основные признаки царств живой природы; основные характеристики погоды; способы изображения земли; факторы здорового образа жизни; экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь:
узнавать (определять) наиболее распространенные растения, грибы и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа–определителя;
приводить примеры горных пород и минералов, полезных ископаемых; физических явлений; явлений превращения веществ; процессов рельефообразования, почвообразования; приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
называть и показывать на карте материки, океаны, крупные географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки); указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
объяснять причину смены дня и ночи, сезонов года; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения, полученные результаты и выводы;
определять необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;
описывать внешний вид изученных тел и веществ, внешнее строение животных и растений по предложенному плану;
использовать дополнительные источники информации (в том числе на электронных носителях, сети Интернет) для выполнения учебной задачи;
находить информацию в справочных изданиях: атласах (карт, организма человека, определителях растений и животных, горных пород и минералов), словаре, справочнике;
работать с учебным текстом естественнонаучного характера: кратко пересказывать, отвечать на вопросы по его содержанию, составлять простой план, заполнять предложенные таблицы, простые диаграммы и схемы; выделять в тексте описание природных явлений, наблюдений и опытов;
использовать изученную естественнонаучную лексику и иллюстративный материал в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты) и письменных рассказах (50-100 слов);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; использования плана или карты (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
измерения роста, массы, температуры тела и частоты пульса, оценки отдельных параметров физического развития (гибкость тела, правильность осанки), сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);
оказания первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах;
определения (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
68 часов
Введение (2 часа)
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (6 часов)
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторные работы
№1. Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.
№ 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков. ( в КТП – Л/р № 1-2, П/Р № 1-3)
2. Строение и свойства вещества (12 часов)
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа
№ 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. ( в КТП – Л/р № 3)
3. Воздух (6 часов)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторные работы
№ 4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) .
№ 5. Описание погоды за месяц и сезон (заменена ведением дневника погоды) .
4. Вода (5 часов)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Экскурсия № 1.
Результаты работы текущих вод и ветра.
5. Горные породы (3 часа)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы
№ 6. Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств.
№ 7. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами ( в КТП – Л/р № 4 — 5).
6. Почва (6 часа)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
7. Организмы (6 часов)
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Экскурсия № 2.
Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды ( вынесены на факультативный курс , заменены лабораторными работами по свойствам веществ) ( проводится в разделе « Природа едина»)
8. Растения (6часов)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторные работы
№ 8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.
№ 9. Определение названий растений с помощью атласа-определителя.
№ 10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений ( в КТП – Л/р № 6 — 8).
Экскурсия № 3.
Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых). ( экскурсии вынесены на факультативный курс , заменены лабораторными работами по свойствам веществ).
9. Грибы (2 часа)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа
№ 11. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов ( в КТП – Л/р № 9).
10. Животные (5 часов)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
Лабораторная работа
№ 12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей( в КТП – Л/р № 10).
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа)
Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.
Демонстрация комнатных растений, домашних животных.
Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
Лабораторная работа
№ 13. Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными ( внеурочная деятельность).
12. Природа едина (1 часа)
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.
Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часа)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторные работы
№ 14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.
№ 15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами (в КТП – Л/р № 11 – 114).
Резерв времени — 1 час.
Летние задания
Наблюдения за растениями и животными в природе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.
Материально – техническое обеспечение программы
Печатные пособия
Основная литература:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Учебник). — М.: Дрофа, 2010.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). — М.: Дрофа, 2010.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая тетрадь для учителя).
Тимофеева Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс».- М.: Дрофа, 2007.
Парфилова Л.Д.. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. — М.: Тайдекс Ко, 2002.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. — М.: Дрофа, 2005.
Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979
Методическая литература:
Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. — М.: Тайдекс Ко, 2002.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. — М.: Дрофа, 2005.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. — М.: Дрофа, 2005.
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. — М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. — М.: Дрофа, 2005.
Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост. Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.
Информационно – коммуникационные средства
1..Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и Интернет ресурсы в школе. Биология 6,7,8,9,10-11 классы. Методическое пособие
2.Интернет-ресурсы
www.it-n.ru — Сеть творческих учителей
www.intergu.ru — Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org — Википедия, свободная энциклопедия.
http://www.livt.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»
http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений1
https://standart.edu.ru/ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Технические средства обучения
Компьютер мультимедийный
Учебно – практическое, учебно – лабораторное оборудование
Цифровой микроскоп с программным обеспечением
Цифровая лаборатория Prolog
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Лупа препаровальная
Микроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Лупа ручная
Лупа штативная
Модели
1.Размножение различных групп растений (набор)
2.Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Натуральные объекты
1.Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
2.Коллекция «Голосеменные растения
3.Гербарий «Основные группы растений»
4.Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
5.Набор микропрепаратов по ботанике
6.Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)
17