Тема урока природоведения в 5 классе VIII вида обучения: Животные морей и океанов.
Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции Создать условия для самореализации учащихся.
Коррекционные:
Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов. Учебники, тетради. Ватман, цветные фломастеры. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).
Ход урока:
1. Организационный момент
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Учитель: — Ребята, как называется наша планета? (Земля)
— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? (воды на земле больше, чем суши)
— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями.
—Тема нашего урока «Животные морей и океанов».
— Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…
Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст, предложив ребятам сесть поудобнее и закрыть глаза. (Приложение 1)
Приложение 1
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
2. Усвоение новых знаний.
Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией.
-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже.
-Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома? (В лесу)
-Давайте отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. В подводное путешествие мы отправимся на батискафе. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко – иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана.
Бросить якорь! Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки! Спуск!
— Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхности воды.
— Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного пространства, а иногда держатся на поверхности воды медузы, летучие рыбы. Они малоподвижны , поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Как ни малы по размеру эти живые организмы, их общее количество огромно. Именно они служат главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.
Опишите внешний вид этих представителей (цвет, форма)?
Акиф описывает медузу, Денис летучую рыбу, а Дима зачитывает из учебника о летучих рыбах. Зарисовывают в тетрадь, учитель на доске-поверхность воды и схематично этих животных.
— А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадём в сообщество толщи воды.
Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зелёные. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят морской конек, морская черепаха.
Показывая слайды, дети пытаются правильно ответить, кто изображен на картине, что они о нем могут знать?
— А вот после длительного пребывания на глубине кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет. А вот и дельфин.
Дима, Сережа описывают этих животных, зачитать в учебнике о них.
Своих детёнышей киты и дельфины выкармливают молоком, дышат с помощью легких. Кого они вам напоминают? (животных).
— Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх.
Зарисовать представителей толщи вод – дети у себя в тетради, учитель на доске.
— Опускаемся всё ниже и ниже. Итак, донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощённое тело в спиннобрюшном направлении, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды.
— Вот тихо почивает морская звезда.
— А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – осьминог.
— Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников.
Давайте опишем морскую звезду, осьминога, ската, что помогает им передвигаться по дну. Сережа из учебника зачитает об электрическом скате. Теперь давайте зарисуем этих представителей донного сообщества у себя в тетради, учитель на доске.
— Вот теперь мы с вами полностью посетили наш водный дом. Закончилось наше подводное путешествие. Вам понравилось?
Давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять
3. Закрепление
Подведём итоги изученного нового материала:
Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе.
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит. (Рыба)
3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
4. РЫБКА, А НЕ ЛОШАДКА
(МОРСКОЙ КОНЕК).
ЕСЛИ ЗВЕЗДОЧКА УСТАЛА,
НЕТ В НЕЙ СВЕТА, НЕТ В НЕЙ ЖАРА,
ТО ОНА ЖИВЕТ НА ДНЕ,
В ОКЕАНСКОЙ ГЛУБИНЕ (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)
6. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он — «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
8. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)
9. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — … (Осьминог)
10. КТО ЖЕ В МОРЕ
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ?
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ
В МОРЕ… (ЧЕРЕПАХИ).
—Хорошо запомнили обитателей морей и океанов, а теперь давайте разместим их на правильных этажах, а то они совсем потерялись, не могут найти каждый свой этаж.
Ребятам предлагаю подойти к столу, где перемешены разноцветные карточки с представителями разных морских глубин и располагать на ватмане-море с указанными глубинами. Акиф и Денис заселяют поверхность вод, Дима — толщу воды, а Сережа – дно.
Стук в дверь. Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).
Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов!
Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнале:
На поверхности воды обитают – морские звезды;
На глубине увидел я – большую черепаху.
А на дне расположился – кит,
Надеюсь, что собранный мною материал будет вам полезен.
С уважением капитан Врунгель!.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
4. Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.
5. Рефлексия
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда поднимите листочек желтого цвета.
Если вам что-то не понравилось, поднимите листочек зеленого цвета.
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок природоведения в 5 классе, где обучаются 4 учащихся с ОВЗ. Дима и Сережа относятся к 1 группе (по классификации «возможности обучения умственно отсталых учащихся »), Акиф и Денис ко 2-ой группе.
Тема урока природоведения «Животные морей и океанов». Цель которую поставила на этом уроке: дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. Изучая данную тему, стараюсь решать следующие задачи:
Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.
Коррекционные:
Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности.
На своем уроке использую следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии (использование презентации) , здоровьесберегающие технологии (физминутка), технологии использования в обучении игровых методов (мотивация с погружением, загадки, разобрать карточки), психокоррекционные технологии (релаксация «шум моря», крик кита, дельфинов).
Урок построен на использовании объяснительно-иллюстративного метода, метода стимулирования и мотивации обучения, метода контроля. Данные методы обучения соответствуют: задачам урока;
характеру и содержанию учебного материала; уровню ЗУН учащихся; материальному обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.
На данном уроке была достигнута цель, учащиеся выполняли задания с помощью учителя. В своей работе использую индивидуальный подход в соответствии с ситуацией и подготовленностью учащегося, его объемом знаний , умений и навыков, а так же желанием ребенка обучаться.