ГОУ СОШ № 1743
СЗАО города Москвы
Урок по краеведению
«Природа Москвы на плане города».
Для детей 10-11 лет
Автор:
Янышевская Светлана Тарасовна,
ГОУ СОШ № 1743 СЗАО города Москвы,
учитель начальных классов.
Предварительная подготовка (приложение №1):
Дети разбиваются на команды.
Команды получают задания (см. ниже)
Дети распределяют между собой обязанности по заданию.
Информацию по объектам ищет вся команда.
Команда готовит скульптурную композицию по названию команды: показывают пантомиму, застывшую фигуру.
Учитель контролирует подготовку команд, помогает репетировать скульптурную композицию, проверяет рассказ по объектам.
I. Организационный момент.
Ребята рассажены по командам:
Пруды
Лесопарки
Реки
Горы
Каждая команда предварительно выполняла своё задание-см. приложение №1.
У каждой команды — своя эмблема.
На доске — карта Москвы.
У доски — выставка книг о Москве.
Объекты обозначаются на карте пронумерованными квадратами.
II. Подготовка к изучению нового материала. .
Звучит песня
«По ночной Москве» — сл.Г.Регистан, муз. А.Бабаджанян.
1. — Сегодня мы с вами тоже пройдёмся по Москве, окунёмся в историю города.
-Прочитайте слоги и составьте слово:
ТО ПО НИ МИ КА (вразброс на доске)
-Что означает это слово?
-Уточню ваши ответы: топонимика — отдел языкознания, изучающий географические названия.
-Для чего нужно знать названия улиц?
-Названия каких улиц из ранее изученных вам больше всего
запомнились? Почему?
-Вы сделали замечательные и интересные кроссворды по этой
теме — мы используем их на следующих уроках.
2.- Учитель читает ст-е «Москва, Москва – топонимов страницы» Ф.Ботаника (приложение №2)
-А сегодня мы сами будем рассказывать историю нашего города. И не раз
услышим, как воспевают поэты красоту нашего города.
3.-Так какая же, тема нашего урока. Прочитаем статью и догадаемся (статья на карточках у каждой команды):
« Вы уже знаете, что Москва возникла в краю лесов, рек и озёр. Однако за многие столетия существования города люди неузнаваемо изменили окружающую природу. Горожане постепенно отвоёвывали у неё для себя новые земли: вырубали леса, выравнивали пригорки, засыпали овраги и болота, ручьи, убирали под землю реки. Сменилось много поколений, и москвичи давно забыли, где раньше зеленели луга и шумел лес. Но память об этом сохранилась в названиях улиц. План Москвы не только показывает современный город, но и помогает представить, какой была городская природа в стародавние времена».
— Так о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
(на доске открывается) ПРИРОДА МОСКВЫ НА ПЛАНЕ ГОРОДА
4.- Наш класс разделился на команды, вы хорошо поработали, пришло время показать, чего вы достигли.
-Каждая команда внимательно слушает выступления других
команд — это вам пригодится в конце урока.
(Названия объектов каждой команды находятся под эмблемой команды на доске, они закрыты, постепенно открываются)
III. Изучение нового материала.
1.-Слово команде «ГОРЫ«.
-Ученик даёт справку из словаря: горы — значительная возвышенность , поднимающаяся над окружающей местностью.
2. — Скульптурная композиция (дети показывают отвесные горы)
-Скажите, такая отвесная скала встречается в Москве?
-Почему же они называются «горы»?
-Как их правильнее было бы назвать? (холмы)
3.-Сейчас ребята познакомят вас с некоторыми «горами».
(уч-ся по очереди выходят к карте, показывают объект, рассказывают о нём, объясняя его название)
Объекты: Боровицкий холм
Поклонная гора (иллюстрация 1)
Воробьёвы горы (иллюстрация в книге)
-Одно время Воробьёвы горы были переименованы в «Ленинские горы», сейчас возвращено историческое название.
— Ученик читает ст-е «Ленинские горы» Е. Долматовского ( приложение №3)
1. Слово команде «РЕКИ«
-Эта команда приготовила вам сюрприз.
Отгадайте звуки: МОРЕ, РЕКА, ДОЖДЬ.(на кассете)
2.-Скульптурная композиция.
3. -Ученик даёт справку из словаря: Река — постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением от истока к устью.
4.-Решите такую задачу: раньше в Москве было 120 рек.
Сегодня — 20 и 60 рек под землёй.
-Сколько рек исчезло?
— 0 чём нас это предупреждает?
5.Объекты:
(уч-ся по очереди выходят к карте, показывают объект, рассказывают о нём, объясняя его название)
Москва-река (иллюстрация 2)
Ученик читает ст-е «Москва- река» Н Сидорина.(приложение №4)
Яуза
ул. Неглинная
пер. Сивцев Вражек
Садово-Самотёчная улица.
l. Выступление команды «Лесопарки»
-Где мы с вами очутились?
(кассета, звуки — чирикают птички,
Дети из команды сразу показывают скульптурную композицию)
-Что такое «лес»?
2.-Ученик даёт справку из словаря:
ЛЕС- множество деревьев, растущих на большом пространстве.
ПАРК — большой сад, или насаженная роща с аллеями и
цветниками.
-Объясните название по корням: ЛЕСОПАРК.
-Их называют «лёгкие » нашего города. Почему?
3.-Расскажем об основных парках:
Объекты: (уч-ся по очереди выходят к карте, показывают объект, рассказывают о нём, объясняя его название)
Сокольники (иллюстрация 3)
Измайловский парк
Филёвский парк
Лосиноостровский парк.
Ученик читает ст-е «В лесах на Лосиноостровской» В.Андреев(приложение №5)
Лужники
ул. Остоженка
Садовническая ул.
ул. Большая Полянка
Болотная площадь
1.-Команда «Пруды»
-Если лесопарки называют «лёгкими» нашего города, то что-же тогда называют » голубые жемчужины Москвы»?
2.-Скульптурная композиция.
3. -Ученик даёт справку из словаря:
ПРУД — искусственный водоём.
-Решите задачу: раньше в Москве было 850 прудов и озёр.
Осталось на 550 меньше, чем было.
Сколько осталось прудов и озёр?
— Какое предостережение даёт нам природа?
4.- Расскажем историю некоторых из них:
Объекты:
Борисовский пруд.
Виноградный пруд
Патриаршие пруды
Чистые пруды (иллюстрация 4)
Ученик читает ст-е «МЕЛОДИЯ» Н.Ванханен (приложение №6)
Лебяжий пруд (переулок)
IV. Обобщение материала
-Посмотрите, сколько названий мы сегодня узнали.
-История Москвы стала нам ближе, названия — более понятными.
-Какие из них вам запомнились? Почему?
-О чём хотели бы рассказать дома?
V. Домашнее задание:
— Уметь находить объекты на карте и знать историю названии.
Список объектов на стенде. (приложение №7)
-По желанию можно составить кроссворд.
VI. Самостоятельная работа по новому материалу.
-Кроссворд на каждую команду (приложение №8)
VII. Вывод по уроку.
-Рассмотрите квадраты, сопоставьте числа и буквы и прочитайте вывод к нашему уроку:
2 | 3 | 4 | |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
у | е | и и | |
р | ! | м | о |
в | б | т | д |
п | с | к | г , п.—■- |
(Числа написаны на половинах листа, когда уч-ся отгадывают слово, учитель раскрывает вторую половину листа, на которой написано слово)
3 | 5 | 3 | 16 | 4 | 11 | 3 | |
Б | Е | Р | Е | Г | И | Т | Е |
5 | 4 | 5 | 8 | 12 | 2 |
| 7 | 8 | 14 | 15 | 9 | 1 | 6 | |
П | Р | И | Р | О | Д | У |
| М | О | С | К | В | Ы | ! |
-Почему? Как мы можем её беречь?
-Прочитаем статью-напутствие (на карточках у каждой команды):
«Мы с вами узнали лишь о малой части названий, в которых переплелись московская природа и история города. К счастью, природа жива в Москве не только в названиях её улиц, площадей, набережных. По-прежнему нас радует шум деревьев и пение птиц в Нескучном саду, Сокольниках, Измайловском парке и во многих других парках и скверах.
Но живой природе трудно в огромном городе, жители которого часто забывают о ней заботиться. От каждого из нас, маленького и большого москвича, зависит сделать так, чтобы следующим поколениям горожан не пришлось вспоминать о природе только по названиям на плане Москвы».
-Дома каждая команда придумает природоохранительный знак по своей теме.
VIII. Подведение итогов урока.
-Что интересного узнали на уроке?
-Кто стал знать больше, чем до урока?
-Кому стала ближе история Москвы?
-Кто захотел ещё больше знать историю родного города?
-Я надеюсь, это чувство вы пронесёте через всю жизнь,
узнаете ещё больше, и ещё больше будете любить свой город!
— Поём песню «Это Москва».сл. Д.Тухманова, муз. Л.Дербенёва, И.Шаферана.
( приложение №9)
(Слова песни на доске. Музыка – фонограмма.)
Приложение №1: выдаётся каждой команде.
ГОРЫ Москвы и улицы, названные в честь гор.
Продумать начало выступления.
Справка из словаря: горы и холмы.
Скульптурная композиция.
Эмблема.
Значение гор для города.
Задание к своей теме из 6 слов.
«Хитрые» вопросы для соседних команд по их теме.
Иллюстрации к своей теме.
Выучить стихотворение к своей теме.
Объекты: объяснить название «гор»
1. Воробьёвы (Ленинские) горы.
2. Поклонная гора.
3. Боровицкий холм
Объяснять, уметь показывать по карте улицы:
Трёхгорные переулки: Большой, Средний, Малый.
РЕКИ и улицы, названные в честь рек.
Продумать начало выступления.
Справка из словаря: реки.
Скульптурная композиция.
Эмблема.
Значение рек для города.
Задание к своей теме из 6 слов.
«Хитрые» вопросы для соседних команд по их теме.
Иллюстрации к своей теме.
Выучить стихотворение к своей теме.
Объекты: объяснить название улиц — бывших рек, найти их на карте Москвы
Неглинная ул.
пер. Сивцев Вражек
Садово-Самотёчная ул.
Чертопольский пер.
Значение настоящих рек: Москва-река
Яуза
П Р У Д Ы и улицы, названные в честь прудов.
Продумать начало выступления.
Справка из словаря: пруды.
Скульптурная композиция.
Эмблема.
Значение прудов для города.
Задание к своей теме из 6 слов.
«Хитрые» вопросы для соседних команд по их теме.
Иллюстрации к своей теме.
Выучить стихотворение к своей теме.
Объекты: объяснить названия и найти на карте:
1.Борисовский пруд.
2.Борисовская улица
3.Виноградный пруд (Измайловский парк)
4.Чистые пруды
5.Патриаршие пруды
6. Лебяжий пруд.
ЛЕСОПАРКИ, сады, поля, луга и улицы, названные в их честь.
Продумать начало выступления.
Справка из словаря: лес, парк.
Скульптурная композиция.
Эмблема.
Значение для города.
Задание к своей теме из 6 слов.
«Хитрые» вопросы для соседних команд по их теме.
Иллюстрации к своей теме.
Выучить стихотворение к своей теме.
Объекты: объяснить название улиц и набережных:
Лужники
ул. Остоженка
Садовническая ул.
ул. Большая Полянка
Болотная площадь.
Существующие парки, чем интересны, какая история:
Сокольники
Измайловский парк
Филёвский парк
Лосиный остров
Приложение №2.
Федор Ботанин
* * *
(отрывок)
Москва, Москва – топонимов страницы.
Остоженка, Варварка и Арбат.
О город-чудо, где твои границы?
Какой историей ты славен и богат?
Владыкино, Царицино, Петровка,
Архивный переулок, Кулишки.
Кузнецкий мост, Охотный ряд, Хитровка,
А так же Воробьёво, Бережки.
Конечно же, ты вся в своих названьях
Московских улиц, бывших тупиков.
Ну, кое-что услышим мы в преданьях
Отчаянных фанатов стариков.
Приложение №3.
Долматовский Евгений
Ленинские горы
Друзья, люблю я Ленинские горы,
Там хорошо рассвет встречать вдвоём:
Видны Москвы чудесные просторы
С крутых высот на много вёрст кругом.
Стоят на страже трубы заводские,
И над Кремлём рассвета синева…
Надежда мира, сердце всей России,
Москва-столица, моя Москва!
Когда взойдёшь на Ленинские горы,
Захватит дух от гордой высоты:
Во всей красе предстанет нашим взорам
Великий город сбывшейся мечты.
Вдали огни сияют золотые,
Шумит над ними юная листва.
Надежда мира, сердце всей России,
Москва-столица, моя Москва!
Сейчас пустынны ленинские горы,
Но флаги стройки вьются на ветру.
Украшен ими наш великий город,
Сюда придут студенты поутру.
Мы вспомним наши годы молодые
И наших песен звонкие слова:
Надежда мира, сердце всей России,
Москва-столица, моя Москва!
Приложение №4.
Сидорина Наталья
Москва — река
Сотни рек, невидимые глазу –
их на карте не отыщешь сразу,-
очертанья города слагают,
сотни рек Москву-реку питают.
Самотёка, Пресня, Студенец –
это города крестец.
Запеклась река Кровянка,
словно маленькая ранка.
Сивка, Сора, Черногрязка
затянулись серой ряской.
Чура, Капля и Чечора –
словно ниточки узора,
словно подпись — имярек.
Погуляй вдоль этих рек.
Встань однажды спозаранку,
отыщи Проток, Кровянку,
выйди утром на Подон –
сколько рек со всех сторон!
Под землёй стоит трезвон…
Приложение №5.
Андреев Владимир
* * *
В лесах на Лосиноостровской
С какой ни зайдёшь стороны,-
Сосны высокого роста,
И клёны, как лоси, стройны.
Вокруг тишина без умолку
Идёт из рассветных светлиц
В шуршащих нарядах с иголки,
Простроченных пением птиц.
Шмели в бархатистых рубашках
Стебли сгибают цветов.
Растут вавилонские башни
Усердных трудяг муравьёв.
Отходит уже земляника.
Немного ещё погодя
Пройдут незаметно и тихо
Грибы под вздохи дождя.
И я коридорами просек
Опять спешу по росе.
Неделя, другая – и осень
Пойдёт Ярославским шоссе…
Приложение №6.
Ванханен Наталья
Мелодия
Словно осень в Чистые пруды,
Словно осень,
смотрит в зелень замершей воды,
словно просит,
словно молит,
словно говорит,
словно тает,
словно лист, душа ее парит,
отлетает.
Словно никого ни для кого
в целом мире,
словно прудик с берегом его –
моря, шире.
Словно волос осени самой,
жёлтый волос.
Словно голос
нас позвал домой,
словно голос.
Приложение №7: домашнее задание.
ЗНАЙ ИСТОРИЮ И УМЕЙ ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
Боровицкий холм
Воробьёвы горы
Поклонная гора
Москва-река
река Яуза
ул. Неглинная
переулок Сивцев Вражек
Садово-Самотечная улица
Лужники
ул. Остоженка
Садовническая улица
ул. Большая Полянка
Болотная площадь
парк Сокольники
Измайловский парк
Филёвский парк
парк Лосиный остров
18. Борисовский пруд
19. Виноградный пруд
20. Чистые пруды
21. Патриашие пруды
22. Лебяжий переулок
Придумай природоохранительный знак по теме своей команды.
Приложение №8: кроссворд.
|
|
| 5. |
|
|
|
| ||
2. | 3. |
|
| 7. | |||||
1. |
|
| 4. |
|
| ||||
|
|
|
|
| 6. |
| |||
Т | О | П | О | Н | И | М | И | К | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| ||||||
|
| ||||||||
|
В прошлом на этом месте были луга, где косили траву и ставили стога.
Парк, на территории которого разводили хищных птиц для царской охоты.
Горы на берегу Москвы-реки; здесь располагается Московский университет.
Пруд в Измайловском парке, на берегу которого выращивали ягоду к царскому стволу.
Река, которая сегодня течёт под землёй, а улица носит её название. В центре Москвы.
Какие пруды раньше называли Погаными.
Вторая по величине Московская река.
Приложение №9.
«Это Москва»
Сл. Д.Тухманова, муз. Л.Дербенёва, И.Шаферана.
Ты моя любовь, ты моя судьба,
С детских лет ты сердцу дорог.
Всё, чем я живу, связано с тобой,
С именем твоим, мой город.
Прямые проспекты
И башни старинные —
Это Москва.
Громады высотных домов
И Неглинная —
Это Москва.
И звёзды салюта
над площадью Красною-
Это Москва.
И все мы похожи,
и чем-то мы разные-
Это Москва.
Я ещё найду лучшие слова,
Для тебя, моя столица,
Мне в любом краю, радостно, Москва
Знать, что я твоя частица.
Прямые проспекты
И башни старинные —
Это Москва.
Громады высотных домов
И Неглинная —
Это Москва.
И звёзды салюта
над площадью Красною-
Это Москва.
И все мы похожи,
и чем-то мы разные-
Это Москва.
1
2
3
4
1
Список используемой литературы
Вагнер Б.Б. — «Игровые задания и тесты на уроках москвоведения».- М. 2001.
Волина В.В. «Моя Москва» — С-Пб: издательство Дидактика Плюс, 2001.
Горелова Н.А. — «Город чудный, город древний…» — М. 1996.
Горелова Н.А., Игонина Г.С. — «Москвоведение в начальной школе: Книга для учителя» — М: АНО ИЦ «Москвоведение», 2002
Жунина О.В. — «Москвоведение» — ТОО «Вентана-Граф», 1997
Кузина И.Н., Тесленко О.Е. – «Москвоведение: О чём рассказали названия московских улиц: Учебник для 4 класса нач.шк.» — М: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2005.
Ленцов В. «Москва…Как много в этом звуке…». Московский альманах поэзии. – М: АО «АСТРА СЕМЬ» — 1997.
Торопцев А. – «Что мы знаем о Москве».- М: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Торопцев А.П. – «1000 вопросов о Москве» — М: АСТ: Астрель, 2005.
10.Скавронский Н. – «Очерки Москвы» — М: Московский рабочий, 1993.
11. Фонограммы песен.
.