Урок природоведения в 5 классе
Тема: Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием гидросфера, с частями гидросферы, с понятием Мировой океан. С помощью опытов показать свойства воды. Расширить знания детей о значении воды в природе и для человека.
Задачи урока: Познакомить учащихся с понятием гидросфера. Закрепить знания об оболочках земли. Познакомить с физической картой океанов, умением работать с картой. Изучить свойства воды через лабораторную работу.
Ход урока:
Оргмомент
Ребята, наш сегодняшний урок будет немножко необычным. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми.
А воспитанный человек, как вы понимаете, никогда не станет перебивать, выкрикивать, высмеивать неудачи товарища, а всегда способен поддержать друга.
Проверка ДЗ:
Со слайда
ИНМ
Деятельность учащихся | |
Мотивация. Видеофрагмент «Природная стихия — вода». Итак, о чем как вы думаете, мы с вами сегодня поговорим? О каком веществе? Запишем тему урока: Гидросфера, её части. Мировой океан. Итак, что же будет целью нашего сегодняшнего урока? (Учащиеся пытаются сформулировать цель урока). У вас на партах лежат листочки, где написан план нашего сегодняшнего урока План:
1.Для начала давайте познакомимся с понятием гидросфера. Как вы думаете, что называют гидросферой? Вспомним, какие мы знаем с вами оболочки Земли. Давайте обратимся к учебнику.(стр. 91) Гидросфера – водная оболочка Земли. «Гидро»- вода, «сфера» — шар. 2.А сейчас давайте попробуем предположить каков состав гидросферы, учебник стр. 91 (второй абзац) Гидросфера
Мир. Океан Воды суши Воды атм.
Сегодня мы ребята познакомимся с вами лишь с Мировым океаном, воды суши и атмосферы разберем на следующих уроках -Кто знает что такое Мировой океан? Мировой океан это непрерывная водная оболочка Земли, которая составляет 96 % всей воды нашей планеты. И ещё 4 % составляют пресные воды Земли (Ледники, подземные воды). Давайте откроем учебник на стр.94-95 и попробуем найти какие, что же относится к Мировому океану?
ФИЗМИНУТКА
Вода как вы знаете самое необходимое вещество в мире. Вода у нас на Земле встречается в 3-х агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном. Давайте перейдем к следующему этапу урока, познакомимся со свойствами воды выполнив, практическую работу. Сейчас мы на некоторое время превратим наш класс в лабораторию и выясним, какими свойствами обладает вода. Так как вы ещё маленькие учёные, то работать будете по карточкам-инструкциям. которые у вас на столах Карточка имеет вопросы и задания, которые помогут вам правильно выполнить работу, а затем мы вместе сделаем вывод. Сейчас вспомните правила безопасности при выполнении практических работ. Всегда помнить о правилах безопасности во время работы. Выполнять задания строго по инструкции. Вещества, находящиеся на столе нельзя пробовать на вкус. Чтобы определить запах вещества, необходимо взять посуду в одну руку, а лёгкими движениями ладони другой руки направлять поток воздуха в сторону лица. Осторожно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы не разбить его и не пораниться. Итак, приступаем к выполнению практической работы. Прочитаем цель работы, полная инструкция учителя, знакомство с таблицей, делаем вывод вместе Вывод: вода — это вещество прозрачное, не имеющее цвета, вкуса и запаха. Является растворителем. Обладает текучестью. Итак работу закончили, следующий пункт нашего плана: Круговорот воды. Просмотр видеофрагмента. И так Мировой круговорот воды связывает части гидросферы, литосферы, атмосферы и живые организмы.
ФИЗМИНУТКА
5.Закрепление знаний Вставить пропущенные слова в тексте
Что вы узнали сегодня на уроке? Что нового узнали? Что понравилось?
Стр. 91 , нарисовать рисунок «Путешествие капли воды» | Учащиеся пытаются назвать тему урока
Записывают тему урока, пытаются сформулировать цель урока
Знакомятся с планом урока
Называют оболочки которые уже изучали, пытаются сформулировать понятие гидросфера. Читают учебник выписывают расшифровку понятий.
Читают учебник заполняют схему в тетради
Пытаются ответить на вопрос
Слушают учителя Работа с картой океанов
Беседа с учителем
Слушают ТБ
Слушают учителя, приступают к работе. Заполняя таблицу
Просмотр видеофрагмента «Круговорот воды в природе», обобщение
Вставляем пропущенные слова и отмечаем баллы в таблице
Отвечают на вопросы, выставляют себе оценки, сдают тетради
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная карточка учащегося
Тема урока: Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
План урока:
Понятие «гидросфера»
Состав гидросферы
Свойства воды
Круговорот воды в природе
Закрепление знаний
Схема «Состав гидросферы»
Гидросфера
? Мировой океан
?
Практическая работа «Свойства воды».
Сейчас вспомните правила безопасности при выполнении практических работ.
1)Всегда помнить о правилах безопасности во время работы.
2)Выполнять задания строго по инструкции.
3)Вещества, находящиеся на столе нельзя пробовать на вкус.
4)Чтобы определить запах вещества, необходимо взять посуду в одну руку, а лёгкими движениями ладони другой руки направлять поток воздуха в сторону лица.
5)Осторожно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы не разбить его и не пораниться.
Фамилия Имя, класс _____________________________________
Работа с терминами | Работа со схемой | Практическая работа | Работа с текстом | |
3 балла | 2 балла | 3 балла | 5 баллов | 3 балла |
Дополнительный материал
Загадки
•Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
•Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
•По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
•Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
Ребусы
Вода
2 = Е Океан
4 = Е Море
1. Высоко над землёй они образуются из капелек и льдинок.
2. Процесс, когда вода испаряется с поверхности земли, образует облака, затем в виде дождя или снега возвращается на землю.
3. Вода в твёрдом состоянии.
4. Состояние воды в виде пара.
5. Вещество, входящее в состав любого организма.