Тема: « Жизнь на разных материках»
Урок природоведения 5 класс
Автор: Сорокина Галина Николаевна
учитель биологии
МБОУ СОШ № 63
Сл. Красюковская
Задачи урока:
Обучающие: сформировать представление учащихся о многообразии живых организмов на разных материках. Выявить причины разнообразия.
Развивающие: способствовать развитию умений логически мыслить, выделять главное в изучаемом, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучаемому, используя творческие задания.
Воспитывающие: вызывать стремление беречь общий дом всего живого на планете как условие сохранения жизни человека и всех живых обитателей.
Тип урока: репродуктивный
Оборудование: учебник «Прирородоведение» — 5класс, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, рабочая тетрадь к учебнику «Естествознание»- 5 класс, 6 листов ватмана с названием материков, диск – мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, рисунки детей, вырезки из журналов с изображением животных и растений разных материков ( по группам), шары с названием животных и растений разных материков, сигнальные карточки – красные, жёлтые, зелёные.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент
Учитель: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы читать,
Цель урока постигать.
2. Мотивация. Целеполагание
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, так как, получив опережающее домашнее задание, вы уже познакомились с уникальными животными и растениями своего материка и своими знаниями поделитесь с другими группами. Какую же цель мы ставим на этом уроке? (дети отвечают)
Цель: познакомиться с разнообразием животного и растительного мира разных материков и с факторами, влияющими на это разнообразие.
Учитель:
— Работаем в группах, выберите консультанта
— Он перепишет ваши фамилии и будет оценивать вашу работу
— Вам будут помогать:
-«мудрецы» — это ваши учебники и тетради;
— «шапка — невидимка» — дает возможность одному ученику уйти от какого — либо вида деятельности ( если он плохо себя чувствует);
— «палочка-выручалочка» — разовая возможность получить подсказку, не снижая оценку.
возможность получить подсказку (не снижая оценку)
3. Актуализация знаний
1 задание — Разминка – игра «Да — нет»
Учитель задаёт вопросы по изученной теме, ученики с помощью сигнальных карточек на них отвечают, красные – да, зелёные – нет, консультантыставятбаллы за правильные ответы.
— На планете 5 материков (нет)
— Евразия – это самый большой мтерик (да)
— Самое глубокое озеро мира- Байкал (да)
— Анды – горы Северной Америки (нет)
— Австралия – самый сухой материк (да)
— Нил – самая длинная река мира (да)
— Первыми на нашей планете появились простейшие (нет)
— Черви – это беспозвоночные животные (да)
— Растения способны сами образовать питательные вещества (да)
— В наземно-воздушной среде не хватает влаги (да)
— В водной среде достаточно кислорода (нет)
— Жабры рыб способны извлекать из воды растворённый кислород(да)
-Чемпион по скорости полёта – стриж (да)
4. Изучение и усвоение знаний
2 задание – «Помощь мудрецов» — читаем текст на странице 123, каждая группа изучает свой материк (Обращаем внимание на слова выделенные черным шрифтом).
Учитель: вы внимательно читали, глазки напрягали, пусть они немного отдохнут.
Упражнение для глаз
Посмотреть влево, вправо, вверх, вниз (4 раза).
З задание — « О чем расскажут нам детские шары»
Детские шары учитель рассыпает на пол у доски. От каждой команды приглашаются по два человека, которые найдут шары с названием животного и растения, обитающие на «их материке», и расскажут нам о них.
4-е задание — «Парад проектов — материков»
На доске прикрепляются плакаты с названием материков и эти проекты будут рождаться на ваших глазах, чей из них будет самым аккуратным, красочным, с исчерпывающей информацией, его участники получают по дополнительному баллу (дети прикрепляют заготовленные карточки-рисунки с соответствующими животными и растениями).
Учитель: Ребята, на каком материке больше всего растений и животных? Почему? (дети отвечают). На каком — их почти нет? Почему? Какой вывод мы можем сделать?
5е задание – «Хвастовство знаниями»
Работа в рабочих тетрадях на стр. 70, заполнение таблицы
Характерные животные | Характерные растения | |
|
|
|
|
|
|
Учитель:
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем .
Поднимаем руки — это раз,
Повернулась голова — это два.
Руки вниз, вперед смотри — это три.
Руки в стороны пошире — развернулись на четыре.
С силой их к плечам прижать — это пять.
Руки плавно опустили — это шесть.
Всем улыбки подарили — это семь.
Тихо сели — это восемь.
5.Закрепление изученного
6 задание – «Откуда они родом?»
По желанию от каждой группы дети выполняют задания на мультимедийном диске, получая баллы за правильные ответы.
7 задание – тест «Жизнь на разных материках»
Выполнение тестового задания на мультимедийном диске
6. Подведение итога урока
Консультанты подсчитывают баллы в своих группах и подают сведения учителю. По наивысшему баллу определятся оценка.
7. Рефлексия
Что главного мы узнали из темы «Жизнь на разных материках»?
Как я усвоил полученные знания по теме (по сигнальным карточкам)
Красные – глубоко
Желтые – осознанно
Зелёные — поверхностно
8.Домашнее задание
С.123-128, вопросы 1-2 из рубрики «Подумайте!»