«Скажи наркотикам: «НЕТ!»»
Цели:
— дать ученикам понятие о различных формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать, а затем и употреблять наркотики;
— научить способам отказа.
Задачи:
— познакомить учащихся с различными источниками и видами принуждения (давления);
— дать информацию о способах уверенного отказа, который поможет подростку противостоять негативному давлению сверстников, предлагающих наркотики, алкоголь, табак.
Используемый материал:
— рабочий лист «Каким способом можно сказать «нет»;
— комплект ситуативных задач к ролевой игре «Уверенный ответ».
Ход классного часа.
I. Вводная часть.
Актуализация знаний учащихся.
1. Объявление темы классного часа.
Беседа по вопросам.
— Помогают ли знания сделать правильный выбор?
— Будут ли знания о негативных последствиях употребления наркотиков, табака или алкоголя способствовать снижению количества людей, злоупотребляющих ими?
— Растет ли количество школьников, по вашему мнению, употребляющих наркотики или снижается?
2. Работа в группах.
Обсуждение и высказывание мнений по вопросу:
— Какие вы можете сделать предложения для снижения количества молодежи, употребляющей наркотические вещества?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Делается общий вывод: снижению количества подростков, употребляющих наркотические вещества, помогут следующие мероприятия:
— изменение отношения молодежи к наркотикам;
— обучение подростков умению сделать правильный выбор;
— знание последствий употребления наркотических веществ;
— знание ответственности за незаконный оборот наркотиков;
— увеличение через СМИ антирекламы наркотиков.
II. Основная часть.
1. Работа в группах.
Обсуждение по теме «Виды принуждения и давления».
— Почему увеличивается количество молодежи, употребляющей наркотики?
Ребята записывают ответы на доске:
— любопытство,
— желание казаться взрослым,
— испытать новые ощущения,
— для снятия стресса,
— для облегчения контактов,
— стремление к подражанию,
— интересно попробовать все.
— Кто может рассказать о видах принуждения, давления?
Предполагаемые примерные ответы:
— Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не хочешь попробовать кое-что?».
— Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички. Достаточно сильное давление, которое подталкивает подростка попробовать наркотики. «Давай, не будь идиотом!»
— Тяжелое давление. Используется, чтобы заставить человека что-нибудь сделать. «Боишься? Ты – трус!»
— Косвенное, искушающее давление. Приглашение человека попробовать наркотики без прямого давления: «Олег приглашает тебя на вечеринку, большинство ребят там будет пить и курить».
Делается вывод: существуют определенные формы давления, которые принуждают вас сделать то, что порой не хочется; нужно уметь их распознать; нужно уметь принять правильное решение. Возникает вопрос, как это можно сделать.
2. Определение понятия «уверенное сопротивление».
Учитель на доске пишет слово «уверенный», спрашивает учащихся, что это значит.
Уверенность- вот фактор (ответ, поведение), который гарантирует эффективный путь сопротивления давлению (принуждению) к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.
Уверенность – способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другими.
Учащиеся записывают определения в тетрадях.
3. Ролевая игра.
Инструкция: приглашаются 2 учащихся, им предлагается ситуация, когда нужно отказаться от предложенной сигареты с марихуаной. Выслушиваются несколько видов отказа.
Класс определяет, какой отказ был наиболее уверенный.
Класс разбирает вопрос о видах ответа. Кто говорил уверенно, неуверенно, агрессивно.
уверенный | неуверенный | агрессивный |
— говорит твердо, спокойно, — стоит прямо, — смотрит прямо в глаза, — уважает свои права и права других, — не позволяет никому влиять на себя, не позволяет делать то, чего он не хочет, — совершенно уверен в себе. | — нервничает, — избегает смотреть собеседнику в глаза, — поникший вид, — пожимает плечами, — речь растянута, с длительными паузами; много сорных слов: «в общем», «значит», неуверенных фраз: «да-а, я не знаю», «может быть», «ну ладно», — делает то, что от него ждут и позволяет себя принудить сделать то, чего он делать не хочет.
| — говорит резко, громко, с вызовом, — перемежает свою речь нецензурными словами, — оскорбляет, — смотрит нагло, — сильно жестикулирует, — игнорирует правила поведения, — ставит других в неловкое положение, — нарушает права других. |
Делаются выводы:
— уверенность помогает человеку отстаивать свои права;
— уверенность помогает человеку выйти из конфликтных ситуаций;
— уверенность помогает человеку противостоять давлению;
— уверенность сохраняет индивидуальность;
— уверенность помогает человеку сказать «нет».
4. Работа с рабочим листом «Каким способом можно сказать «нет».
1) Говори: «Нет, спасибо».
— Ты хочешь выпить?
— Нет, спасибо.
2) Объясни причину отказа.
— Ты хотел бы выпить вина?
— Нет, спасибо, я не пью вино.
3) Повтори отказ несколько раз («заезженная пластинка»).
— Хочешь покурить марихуану?
— Нет.
— Ну, давай!
— Нет.
— Ты только попробуй, тебе понравится.
— Нет.
4) Уходи.
— Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.
— Нет, я ухожу.
5) Смени тему разговора.
— Давай попугаем вон тех девчонок.
— Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.
6) Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).
Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно.
Лучше не ходи туда, избегай таких мест.
7) Используй так называемый «холодный душ».
— Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня попробуешь.
Не обращай на него внимания, игнорируй его, уходи.
III. Заключительная часть.
Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ».
Учащиеся работают в малых группах.
Каждой группе раздается комплект ситуативных задач. Ребята их обсуждают и дают три варианта ответов.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ К РОЛЕВОЙ ИГРЕ
«УВЕРЕННЫЙ ОТВЕТ-ОТКАЗ».
З а д а ч а 1.
Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут одноклассники и ребята из старших классов. «Приходи, родителей не будет, вот и повеселимся, выпьем, покурим, потанцуем».
З а д а ч а 2.
Во дворе одноклассник сказал: «У меня есть сигарета, пойдем в подъезд, попробуем, или ты боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг».
З а д а ч а 3.
В подъезде Олег увидел своих знакомых. Они курили, громко смеялись, рядом стояли бутылки с пивом и вином. Рассказывали неприличные анекдоты, сквернословили. Ребята предложили Олегу вместе с ними выпить и покурить, сказав, что они отмечают день рождения своего друга. «Что, брезгуешь, не хочешь? Ну-ну, смотри!»
Учитель помогает учащимся в выполнении этого задания. Вызываются двое-трое учащихся и показывают варианты ответов.
Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был уверенным.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что дает уверенность:
— учит говорить «нет»;
— помогает человеку не делать того, чего он не хочет;
— дает возможность отстаивать свои права.
IV. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя:
— Различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того, насколько вы сможете противостоять давлению, зависит принятие вами правильного решения и поведения, а это умение окажет положительное влияние на всю дальнейшую вашу жизнь.
V. Рефлексия.
Дописать предложения:
— Уверенный человек – это…
— Возможные последствия употребления наркотиков…
— Я понял, что…
Используемая литература:
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. – 1994. — №1.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.