Конспект НОД на тему: «Правила дорожные детям знать необходимо»
Старшая группа
Цель: воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Программные задачи:
закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
развивать наблюдательность, зрительную память;
развивать умение отвечать полным ответом.
— развитие ответственности за свое поведение на дороге,
— воспитание культуры поведения в общественных местах, на улице.
Материал:
Серия картинок (возможные препятствия на дороге)
макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге;
макет светофора;
Фуражка, жезл
Дорожные знаки
Предварительная работа:
Проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.
Ход занятия:
Воспитатель заносит большую старинную книгу .
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я вам сегодня принесла.
Эта очень старинная книга и хочу вам ее прочитать:
Дети подходят, рассматривают картинки.
В давние-давние времена, когда автомобили были даже еще не придуманы, люди перемещались кто как: кто на лошади, кто пешком. С собой они всегда носили оружие, потому что в дороге не известно, кого можно встретить: друга или врага.
Когда два таких человека встречались на узенькой дорожке, каждый из них старался
отступить в правую сторону, чтобы пропустить другого, а себя защитить щитом, который держали в левой руке.
Так и появилось самое первое правило дорожного движения – двигайся по правой стороне! Шли годы, прошло очень много лет и на наших дорогах появилось большое количество машин. Стало труднее передвигаться как пешеходам. так и тем, кто водит транспорт. И как вы думаете, что люди решили придумать?
(ответы детей)
Они придумали правила дорожного движения.
Посмотрите, вот эта книга. В ней очень много вопросов и ответов. Может кто-то из вас знаком уже с этой книгой или слышал хотя бы о ней? Давайте поговорим об этих важных правилах и узнаем, кто что знает.
Скажите, вы знаете как правильно ходить по дороге? Или из чего она состоит? Из каких частей?
(Проезжая часть и тротуар.)
Кто передвигается по тротуару, а кто по проезжей части?
(ответы детей)
Перед вами лежат картинки. Посмотрите на них внимательно и выберите именно те, которые могут служить препятствием для водителя, из-за чего он может плохо видеть дорогу (дороге сугроб, дерево, большая машина и т. д.)
А теперь посмотрите внимательно и скажите, какие предметы опасны на дороге? Откуда они могут взяться на проезжей части?
(Стекло, банки, камни, мусор, пакеты, доски)
Что может случиться из-за них?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что лежит на столе?
На столе лежит две фотографии людей, профессии которых связаны с дорожным движение. Посмотрите и подумайте кто это? Почему вы так решили?
Этот человек может остановить автомобили на дороге. А как вы догадались что это именно он? (На нем есть фуражка, жезл.) Существует профессия – инспектор ДПС.
И так, я сейчас выберу самого ответственного, который будет инспектором. Одеваем ребенку фуражку, жезл. Воспитатель читает загадки, дети отвечают. Если правильный ответ – ребенок-инспектор жезл поднимает вверх, неправильный – вниз.
Читаются загадки про знаки, при этом вывешиваются сами знаки.
Надо здесь стоять и ждать
Еще лучше, если будешь маму за руку держать
Поиграть всегда успеешь
Будет время для всего,
Если нужно сесть в автобус,
Ты спокойно жди его. (Место остановки автобуса)
Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги —
Берегите свои ноги!
Дорожные работы
Это что за чудо — юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак
Называется он как?
(Неровная дорога)
Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой.
(Опасный поворот)
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге …
(Дети)
Что за знак такой висит?
«Стоп! » — машинам говорит.
Переход, идите смело
По полоскам черно-белым. (Пешеходный переход)
(После каждой загадки дети находят нужный знак.)
. Под дорогою нора
Кто быстрее всех смекнет
Почему под ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Дети: Подземный переход
(выставляется знак «Подземный переход»)
4. Физминутка.
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор. (подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту. (руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. (имитация шитья)
Я — маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)
Воспитатель: Скажите дети, а кто самый главный на дороге, про кого можно сказать:
Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир!
(Дети – светофор)
Воспитатель: а зачем он нужен? Можем ли мы обойтись без него? Из каких цветов он состоит?
Ответы детей: (ранее выученные стихи)
Красный:
Самый строгий – красный свет
Стой! Дроги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
Воспитатель: А для чего нужен красный свет, ребята?
Дети: Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины, на красный свет мы стоим и дрогу не переходим
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
Воспитатель: А зачем нужен желтый свет?
Дети: Желтый свет значит приготовиться. Водитель издалека видит желтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый свет светофора. Желтый – те, кто работает на дорогах – бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он — препятствий нет,
Смело в путь иди!
Воспитатель: А что обозначает зеленый свет светофора?
Дети: А вот зеленый спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь!
Воспитатель: А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге
(вывешивает поочередно плакаты с изображением различных ситуаций на дороге)
Воспитатель: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части
Воспитатель: И что с ними случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно
Воспитатель: А что тут происходит?
Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте
Воспитатель: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Воспитатель :А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак, который висит на дороге: «Движение на велосипедах запрещено»
Воспитатель: А что тут происходит?
Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги
Воспитатель И что с ним случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель :А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!
Воспитатель: А вот и мой знакомый – заяц! Посмотрите, что он делает?
Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора
Воспитатель :И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Воспитатель :А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит
Воспитатель:: А какой свет горел?
Дети: Красный
Воспитатель:: А на красный свет можно переходить дорогу?
Дети: Нет!
Воспитатель :Какие вы молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна! Теперь я точно знаю, что с вами ничего не случится. На этом наше занятие закончено, будьте внимательны, думайте о своей безопасности.