Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
села Середниково Шатурского муниципального района Московской области
Методический материал по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
«Коллективное творческое дело
по правилам дорожного движения»
(для обучающихся 7 – 10 лет)
подготовила
Соколова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
село Середниково
2011
Коллективное творческое дело (КТД)
по правилам дорожного движения
Использование во внеклассной работе методики КТД предоставляет прекрасную возможность для развития творческих способностей детей, их познавательных интересов; способствует сплочению детских коллективов.
Цели КТД:
Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся.
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Создание условий для проверки навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах.
Привлечение авторитета родителей к прочному и созидательному усвоению детьми навыков безопасного поведения на дорогах.
Участники мероприятия: обучающиеся 7 – 10 лет, учителя, родители, сотрудники ГИБДД.
Продолжительность мероприятия: понедельник — суббота
Этапы проведения КТД:
Название этапа | День недели | Примечание | |
1 | Линейка. Встреча с инспектором ГИБДД
| понедельник | Приложение 1 |
2 | Выступление агитбригады
| вторник | Приложение 2 |
3 | Конкурс «Своя игра» по правилам дорожного движения (с использованием ИКТ)
| среда | Приложение 3 Приложение 4 |
4 | Конкурс рисунков по ПДД (1-2 классы) Выпуск листовок, памяток по ПДД (3-4 классы)
| четверг |
|
5 | Игра «Безопасное колесо»
| пятница | Приложение 5 Приложение 6 |
6 | Подведение итогов, награждение. Родительское собрание «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?» | суббота | Приложение 7 |
Материально-техническое оснащение, реквизит:
костюм Светофора, эмблемы участников игры;
макеты светофора, дорожных знаков, машин;
компьютер, мультимедийный проектор, карточки с дорожными знаками, цветные карандаши или фломастеры; путевые листы, набор карточек, изображающих дорожные знаки (большого размера и маленького), картинки с изображением улицы, набор цветных карандашей, фломастеров, листы белого картона, кегли, велосипед, мелки, деревянные планки, медицинская аптечка;
аудиоаппаратура.
Линейка Приложение 1
(Построение учащихся начальной школы.
Выходит ведущий)
Ведущий: Дорогие ребята! Вы целый год изучали правила дорожного движения, узнавали об истории правил, о развитии транспорта, о дорожных знаках, об оказании первой медицинской помощи при дорожных происшествиях. И теперь во время мероприятия, которое будет проходить в течение всей недели, вы покажете свои знания и умения. Главный лозунг нашей игры: «Победителем ты можешь и не быть, но ПДД ты знать обязан!» Каждый день вас будут ждать различные конкурсы и соревнования. Сегодня, в понедельник, состоится встреча учеников с сотрудниками ГИБДД. Во вторник вы сможете увидеть выступление агитбригады. В среду в конкурсе «Своя игра» продемонстрируют свои знания знатоки правил дорожного движения. В четверг состоится конкурс рисунков по ПДД, а также выпуск памяток, листовок. В пятницу – большая игра «Безопасное колесо». А в субботу мы подведем итоги нашего мероприятия и сможем выступить перед родителями на родительском собрании, посвященном ПДД.
(Выходит мальчик в костюме Светофора)
Светофор: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Светофор! Я с вами буду целую неделю, а сейчас проведу первый урок – игру «Запрещается – разрешается»:
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся! (хором)
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно,
За-пре-ща-ет-ся! (хором)
Уступить страрушке место
Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход на красный свет
За-пре-ща-ет-ся! (хором)
При зеленом даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)
Ведущий: Спасибо, Светофор! Мы с тобой не прощаемся, а сейчас ребятам для зарядки загадаю я загадки:
1. Странная зебра:
Не ест и не пьет,
Но без питья и еды не умрет. ( Пешеходный переход)
2. Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор)
3. Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться… (опасно).
4. Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
5. Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь… (открыт).
Все участники игры получают эмблемы.
Выступление агитбригады Приложение 2
на тему безопасного поведения на дороге
Цели: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
(Сцена оформлена под проезжую часть.
Под звуки песни «Дорожные знаки» на сцену выходят участники агитбригады)
1-й участник: Юные пешеходы! Будущие водители!
2-й участник: Автомобилисты! Дети и родители!
3-й участник: Гости в зале, все наши зрители!
Все: Команду ЮИД увидеть не хотите ли?
4-й участник: Наша команда – «Светофор»!
5-й участник: Мы знакомы с давних пор!
6-й участник: Добро пожаловать! Привет!
Все: Всем путь открыт! Зеленый свет!
Ведущий: Друзья! Мы этой встрече с вами рады без конца.
Улыбки ваши будут лучшей нам наградой.
Пришли сюда с агитбригадною программой,
В ней наши думы, мысли и сердца.
Все: А вы знаете, что…
1-й участник: первые попытки создать самодвижущуюся повозку были сделаны еще два века назад.
Все: А вы знаете, что…
2-й участник: в России в 80-е годы XVIII века над ее проектом работал известный русский изобретатель Иван Кулибин.
Все: А вы знаете, что…
3-й участник: первые правила движения были созданы в 1812 году.
Все: А вы знаете, что…
4-й участник: первый советский автомобиль был выпущен в 1924 году.
Все: А вы знаете, что…
5-й участник: 3 июля 1936 года образовалась Государственная автоинспекция.
Все: А вы знаете, что…
6-й участник: помощниками ГИБДД является отряд Юных инспекторов движения, созданный в 1973 году.
(Участники уходят. На сцене появляется малыш. Пытаясь перейти дорогу, он нарушает правила дорожного движения. Испуганный ребенок плачет. К нему подходят три девочки в костюмах красного, желтого и зеленого цвета. Они помогают мальчику правильно перейти дорогу и провожают его до дома.)
Ведущий: Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Сын: Папа, это – хорошо или это – плохо?
Отец: Что, сынок, ты натворил?
Сознавайся сразу.
Сын: Улицу переходил, вдруг машина на пути.
Оглянуться не успел, как автобус подоспел.
Целых два часа метался, наконец-то догадался:
Трех подружек попросил через дорогу перевести.
Отец: Хорошо, что перешел, выход из беды нашел.
Плохо правил ты не знаешь, потому вот и страдаешь.
Сын: Что же, папа, делать мне? Разберись в моей судьбе.
За меня ведь ты в ответе. Как мне жить на белом свете?
Отец: Для начала, мой сынок, познакомь меня с подружками,
Спасительницами-девчушками. Кто они и как зовут?
Сын: Эй, девчата, заходи!
Отец: Расскажите о себе, это интересно мне.
1-я девочка: Вот Полина, Дина, Даша – тут компания вся наша.
2-я девочка: Мы немножко изменились, псевдонимами прикрылись.
3-я девочка: И теперь почти везде все зовут нас – ПДД.
Отец: Вы, девчушки, как хотите – поучить сынка возьмите.
Пусть парнишка мой поучится, дорожным наукам научится.
ПДД: Ладно, согласны. Начинаем наш урок.
(На сцене, оформленной под проезжую часть, начинается движение. Дети-машины едут по дороге. Светофоры регулируют движение машин и пешеходов.)
1-я девочка: Вышел на улицу – бдительным будь,
Чтоб безопасным любой был путь.
Чтобы дорогу тебе перейти,
Налево — направо ты посмотри.
2-я девочка: Помни! Дорога тебе — не бульвар,
Пройди побыстрее на тротуар.
Если отсутствует он на пути,
По левой обочине смело иди.
3-я девочка: Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Тут шалить, мешать народу запрещается!
Быть примерным пешеходом разрешается!
1-я девочка: У любого перекрестка тебя встретит светофор.
Он заводит очень просто с пешеходом разговор.
Старики идут и дети, не бегут и не спешит.
Светофор для всех на свете – настоящий друг и брат!
Переход на красный свет запрещается!
На зеленый даже детям разрешается!
2-я девочка: Чтоб машины не спешили, чтоб шел спокойно пешеход,
Дорожные знаки помогать решили и дежурят круглый год.
Самый малый знак дорожный – он стоит не просто так.
Будь же, будь же осторожен, уважай каждый знак.
Все: Знаки разные нужны, знаки всякие важны!
3-я девочка: Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движения
Знать мы должны как таблицу умножения!
Все: На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
Сын: Не боюсь теперь беды,
Потому что буду помнить,
Очень-очень твердо помнить
Все, чему учили вы!
(Мальчик и девочки уходят. Выходят участники агитбригады)
1-й участник:
Перед строгим светофором
Обещаем мы всегда
Идти только на зеленый,
А на красный – никогда!
2-й участник:
Обещаем мы, что в мячик
Будем во дворе играть,
А не на проезжей части.
Законы надо соблюдать.
3-й участник:
Если будет вдруг машина
Рядом быстро проезжать,
На обочине должны мы
Ту машину переждать.
4-й участник:
А еще мы обещаем
На дорогах не грубить!
Очень важное из правил –
Надо вежливыми быть.
5-й участник:
Чтоб за нас спокойны были
Родители, учителя,
Шоферы в автомобилях
Не страдали у руля.
6-й участник:
Мы сегодня все клянемся,
Что всегда, во всем, везде
Будем выполнять мы строго
Предписанья ПДД!
(Участники исполняют песню на мотив «Песни Красной Шапочки»)
Если ты шагаешь в школу
По тропинке, по дорожке,
Будь внимательным немножко,
Правил ты не нарушай.
И наверно, и конечно,
И возможно, можно, можно
Безопасную дорогу
Для себя ты выбирай!
А-а! Думай получше, выходя в дальний путь.
А-а! Правил дорожных ты смотри не забудь.
А-а! И девчонка, и мальчишка,
А-а! Хоть торопишься ты слишком,
А-а! Правил все ж не нарушай,
А-а! Правил все ж не нарушай.
Конкурс «Своя игра» Приложение 3
Цели: повторить правила дорожного движения, дорожные знаки; учить использовать знания ППД в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с дорожными знаками, цветные карандаши или фломастеры.
Ход мероприятия:
(От каждого класса в игре участвуют по 4 человека. Всех участников делят на две смешанные команды, например, «Пешеходы» и «Водители». Остальные учащиеся – зрители. В состав жюри входят учитель начальных классов, сотрудник ГИБДД, старшеклассник)
Вступительное слово.
-Ребята, мы живем в селе, где нет трамваев, троллейбусов, ездят только автобусы и машины. Никто из вас не боится ходить по улицам. Но, попав в большой и шумный город, вы можете растеряться и оказаться в очень неприятной ситуации, если не будете знать и соблюдать Правила дорожного движения. Сегодня мы и поговорим о ПДД, о знаках дорожных и о том, как использовать ваши знания в повседневной жизни.
2. Конкурс «Своя игра».
-Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Сейчас вы покажете, знаете ли вы ПДД. Мы проведем конкурс в виде телепередачи «Своя игра».
(На экране таблица.)
— В таблице пять видов вопросов разной степени трудности. Отвечая на вопросы, вы получаете соответствующее количество баллов. В конце определяется победитель.
ВОПРОСЫ:
«Тест»
10. Кто из сказочных героев правильно перешел бы улицу?
Мальвина
Буратино
Незнайка
Винни — Пух
20. На какой дороге машина лучше тормозит?
На мокрой
На обледенелой
С ямками
На сухой
30. Когда загорелся зеленый свет светофора, что ты будешь делать?
Посмотришь, нет ли поблизости быстроидущего транспорта
Пропустишь всех старушек и даму с собачкой
Побежишь со всех ног
Останешься стоять на месте
40. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
С самого рождения
С 14 лет
Когда получишь права
Когда выйдешь на пенсию
50. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
Обойти автобус спереди
Обойти автобус сзади
Перепрыгнуть
Пролезть под автобусом
«Загадки»
10.Кто на берегу пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой? (Поезд)
20.Я — лошадь твоя и карета.
Глаза мои — два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня. (Автомобиль)
30.Держусь я только на ходу,
А, если стану, упаду. (Велосипед)
40.Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться,
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой. (Четыре колеса)
50.Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто — то выбежал оттуда
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой. (Паровоз)
«Викторина»
10. Какие обозначения указывают место переходов?
20. Что запрещается школьнику правилами поведения на улице?
30. Какие сигналы светофора вы знаете? Поясните их значение.
40. Идя по тротуару, видишь, что из ближайшего двора выкатился мяч. Что ты должен сделать? (Задержать того, кто бежит за мячом)
50. Каковы основные правила для водителей велосипедов? (Езда разрешается с 14 лет, а с моторчиком – с 16 лет. Скорость движения не более 20 км/ч. Запрещено ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, ездить, не держась обеими руками за руль, цепляться за транспорт и т. д.)
«Дорожные знаки»
10. На дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат
Для тебя есть, крошка… (пешеходная дорожка)
20. Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике — ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!)
30. Под дорогою – нора.
Кто быстрее всех смекнет,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад-вперед? («Подземный переход»)
40. Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой:
Круг – внутри – велосипед,
Ничего другого нет. («Велосипедная дорожка»)
50. От чего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг,
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу? («Круговое движение»)
«Дорисуй дорожный знак»
10. (перекресток со светофором )
20. (пункт первой медицинской помощи)
30. (движение без остановки запрещено)
40. (въезд запрещен)
50. (остановка запрещена)
3. Подведение итогов.
Жюри подсчитывает очки каждой команды. Выявляется победитель.
4. Заключительная часть.
— Сегодня вы повторили правила дорожного движения и узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.
(В середине мероприятия проводится игра со зрителями)
1. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны!
Учитель: Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель: Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети: (молчат).
Учитель: Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети: (молчат).
Учитель: Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
2. Игра называется «Да – нет»
— Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)
— Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (да)
— Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
— Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
— Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (да)
— Что хотите – говорите, мы бежим всегда так скоро, что не видим светофора? (нет)
— Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (нет)
— Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да)
Игра «Безопасное колесо» Приложение 5
Цель: пропаганда правил дорожного движения среди учащихся.
Задачи:
Формирование у школьников теоретических знаний по дорожной грамоте, практических компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах.
Расширение социального, коммуникативного, информационного кругозора.
Развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, выносливости.
Воспитание культуры поведения пешехода.
Оборудование: путевые листы, набор карточек, изображающих дорожные знаки (большого размера и маленького), картинки с изображением улицы, набор цветных карандашей, фломастеров, листы белого картона, кегли, велосипед, мелки, деревянные планки, медицинская аптечка.
Участники: смешанные команды обучающихся 1-4 классов, равное количество человек.
Ожидаемые результаты: устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, оказания первой медицинской помощи.
Ход игры
(Команды выстраиваются для начала соревнований. Ведущий раздает путевые листы и объясняет правила соревнований на каждой станции, представляет судей каждого этапа. Команды совершают путешествие по станциям согласно путевого листа.)
Станция «Светофорик»
Всем, кто любит погулять,
Всем, без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
1 задание – вопросы:
— В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?
— Что означает красный свет светофора?
— Что означает желтый свет светофора?
— Что означает зеленый свет светофора?
— Сколько цветов имеет светофор для пешеходов?
— Как обозначена пешеходная дорожка?
— С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе?
— Что такое перекресток?
— Как нужно обходить автобус?
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
2 задание – «Проектировщики»:
Участникам выдается картинка с изображением уличного движения и набор дорожных знаков. Задача – расставить на картинке недостающие знаки и определить опасные и безопасные участки дорог. (Приложение 6)
(За выполнение задания – от 0 до 3 баллов)
Станция «Дорожные знаки»
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Знаки надо уважать.
1 задание – назвать знак:
Судья показывает знаки, каждый участник команды говорит, что этот знак обозначает, к какой группе он относится.
(За каждый правильный ответ – 1-2 балла)
2 задание – «чудо — знак»:
Участникам предлагается спроектировать и нарисовать новый дорожный знак и объяснить его назначение.
(За выполнение задания – от 0 до 3 баллов)
Станция «Пункт Айболита»
Пассажир сидит в тревоге –
Нужен доктор ему в дороге.
Не смотрите грустным взглядом.
Помощь близко! Доктор рядом!
1 задание – вопросы:
1. Как оказать на месте происшествия первую помощь при простой и неглубокой ране?
2. Первая медицинская помощь при открытом переломе.
3. Что необходимо сделать при потере сознания?
4. Какой материал может быть использован в качестве шины?
5. Как оказать помощь при ожоге кипятком?
6. На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
7. Способы транспортировки пострадавшего.
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
2 задание – практическая работа:
Команде необходимо оказать первую медицинскую помощь при порезе руки.
(Оценивание – от 1 до 3 баллов)
Станция «Я по улице качу»
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
(Конкурс проводится на улице или в спортзале)
1 задание — проверка знаний правил пользования велосипедом:
1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть?
2. Какие дорожные знаки регулируют езду на велосипеде?
3. Сколько человек могут ездить на велосипеде одновременно?
4. Что нужно обязательно проверить перед каждой поездкой на велосипеде?
5. Как установить седло на нужную высоту?
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
2 задание — фигурное вождение велосипеда:
1) Слалом между фишками, расположенными на различном расстоянии.
(Участник проезжает зигзагом фишки, установленные на одной линии с различным интервалом)
2) Рельсы «Желоб».
(Участник должен проехать по узкой колее длиной 3 м, шириной 0,2 м)
3) «Восьмерка».
(Участник должен проехать по восьмерке, шириной 0,5 м, не касаясь колесами линий)
4) Остановка на месте.
(Участник должен остановиться с таким расчетом, чтобы переднее колесо коснулось первой планки, сбив её, но при этом не коснулось второй (дальней) планки. Расстояние между планками 0,1 м)
(За каждое задание – от 0 до 3 баллов)
По окончанию прохождения всего маршрута команды выстраиваются. Жюри подводит общие итоги, отмечает отличившихся на каждом этапе. Награждение.
Приложение 6
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Приложение 7
Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?
Цель: организация совместной деятельности школы, отделов пропаганды подразделений ГИБДД, семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.
Задачи:
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
Ознакомить родителей с правилами, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Подготовительная работа:
изготовление приглашений для родителей,
анкетирование родителей, анализ анкет,
изготовление памяток для родителей,
приглашение сотрудника ГИБДД,
подготовка аудиозаписи с ответами учащихся,
оформление помещения, где будет проходить собрание,
оформление выставки для родителей:
— рисунки учащихся по ПДД,
— методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге,
подготовка выступления учащихся.
Оборудование: аудиоаппаратура.
Ход собрания
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. Сегодня школа стремиться обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение детьми правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
К 20
Работа по обучению детей правилам дорожного движения – это длительная работа. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. Все теоретические знания дети должны отрабатывать на практике. И если теоретическими знаниями мы обеспечиваем детей в детском саду, в школе, то их практическое применение – это работа ваша, уважаемые родители.
Сегодня на нашу встречу мы пригласили сотрудника ГИБДД, который расскажет о важности проблемы, обсуждаемой нами сегодня.
2. Выступление сотрудника ГИБДД.
3. Слово классного руководителя.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, определить, насколько вы сами компетентны в вопросах изучения правил дорожного движения.
Блиц-опрос:
Как правильно переходить улицу?
Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?
Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?
Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?
Как обозначается наземный пешеходный переход?
Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?
С какого возраста детям разрешается выезд на проезжую часть на велосипедах, скутере?
Знак «Дети» — для пешехода или для водителя?
(Все ответы родителей комментирует сотрудник ГИБДД, дает разъяснение в спорных ситуациях)
А теперь я предлагаю прослушать запись беседы с детьми.
4. Прослушивание магнитофонной записи беседы с детьми.
Вопросы для беседы:
— Что обозначают сигналы светофора?
— По какой стороне тротуара можно идти?
— Какие дорожные знаки тебе встречаются по пути в школу?
— Как надо вести себя в автобусе?
— Если ты уронил мяч, и он выкатился на дорогу, что ты сделаешь?
— Как ты переходишь проезжую часть?
— Если ты опаздываешь в школу, всегда ли соблюдаешь ПДД?
— Можно ли научить взрослых быть примерными пешеходами?
5. Беседа с родителями. Анализ анкетирования.
Наша с вами задача – развить в детях понимание опасности, которой таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Вопросы родителям:
— Нужно ли обучать детей ПДД с раннего возраста?
— Какие методы и приемы используете для ознакомления детей с ПДД?
— Привлекаете ли вы детей к наблюдению за обстановкой на дороге?
— Являетесь ли вы примером для собственных и чужих детей?
— Прочие вопросы, возникающие в ходе беседы.
Анализ анкетирования. (Приложение 1)
6. Слово классного руководителя. Вручение памяток
Ежегодно на дорогах погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Порой это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми ПДД, порой – из-за недисциплинированности на дорогах спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Ребенок учится законам дороги на примере родителей. Поэтому, пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не случайно эпиграфом к нашему собранию я взяла слова Н.И. Новикова «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей».
Уважаемые мамы и папы! Ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все хорошее и плохое. Пусть на вашем листе будет написано только хорошее. Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Помните, что от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Вручение памяток. (Приложение 2)
7. Ресурсный круг.
Родители передают друг другу «волшебную палочку» и продолжают начатое предложение: «Мой ребенок не станет участником ДТП, если …»
8. Подведение итогов собрания.
— Была ли необходимость в проведении этого собрания?
— Получена ли полезная информация? Какая?
— Если нет – что упущено?
9. Решение собрания.
Продолжить работу по закреплению знаний детей о правилах поведения на улице, в общественных местах, возле дороги.
Взрослым быть примером в выполнении правил дорожного движения.
II. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
Классный руководитель: Уважаемые родители! У вас прекрасные, талантливые дети. Они мечтатели, они художники, обратите внимание на выставку рисунков к нашему собранию. А еще они – артисты. И вы в этом сейчас убедитесь.
(Выходят ученики)
1 ученик:
Век наш темпы набирает,
И недаром говорят,
Что от края и до края
Все спешат, спешат, спешат.
2 ученик:
Мамы, папы, дяди, тети,
Сколько б не учили нас,
Вы пример нам подаете,
Мы вовсю глядим на вас.
3 ученик:
Мамы, папы, вы поймите,
Для чего вы нас растите?
Чтобы радовали вас,
Ну, а вы поверьте в нас!
И от всех детей сегодня
Мы даем такой наказ:
Будьте бдительны всегда,
Не спешите никогда.
Уважайте, соблюдайте
Правила движения!
Станете тогда для нас
Образцом для поведения!
4 ученик:
Поэтому, скажите себе: СТОП! когда переходите с нами дорогу в неположенном месте!
СТОП! Когда рассказываете нам о том, как вы лихачили в детстве на велосипеде!
СТОП! когда покупаете скутер, если нам нет 14 лет!
СТОП! когда пренебрегаете правилами дорожного движения!
Все: СТОП! СТОП! СТОП!
(Исполняют песню «Правила движения», на мотив «33 коровы»_
1. В центре города большого
Очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы
Перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то правила, друзья,
Эти правила движенья,
И хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя.
Припев:
Правила движенья, правила движенья
Взрослые и дети соблюдать должны.
Правила движенья с самого рожденья
Каждому полезны и нужны!
Приложение 1
к родительскому собранию
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Знакомите ли вы своего ребенка с ПДД?
________________________________________________________________
С какого возраста вы стали знакомить его с ПДД?
________________________________________________________________
Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?
________________________________________________________________
Часто ли ваш ребенок гуляет на улице один?
________________________________________________________________
Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы ребенок знал безопасный путь до школы и обратно? ________________________________________________________________
Соблюдаете ли вы сами правила дорожного движения?
________________________________________________________________
Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД? ________________________________________________________________
Бывает ли так, что ваш ребенок преподает вам урок безопасного поведения на дороге? ________________________________________________________________
Приложение 2
к родительскому собранию
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
1. Обучайте детей правилам дорожного движения всегда, когда для этого предоставляется возможность, и в первую очередь вашим личным примером.
2. Регулярно повторяйте детям следующие установки:
Перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен!»
Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу.
Перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа нет приближающегося транспорта.
Выйдя из автобуса, трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу.
Не выезжай на дорогу на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках.
Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион.
Переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину.
Никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя.
Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны!»
3. Не запугивайте детей опасностями на дорогах. Страх также вреден, как неосторожность и беспечность. Школьники должны ориентироваться в дорожной обстановке.
Список используемой литературы:
Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
Клочанов Н.И. «Дорога, ребенок, безопасность», Ростов-на-Дону, 2004.
Ковалева Н.Ф. «Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения», Ростов-на-Дону, 2006.
Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено!»- Новосибирск, 2006.
Чупина С.И. «Родительские собрания», Москва, «ВАКО», 2008
Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
Журнал «Классный руководитель» № 5, 2007.
Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на дорогу: 1-4 классы. – Москва «ВАКО», 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 1-4 классы/ сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград «Учитель», 2007