МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области
Конспект урока для 10 класса на тему:
«Влияние качества воды реки Еруслан
на здоровье школьников»
Выполнила: ученица 10 класса
Осыко Татьяна
Руководитель: учитель биологии и
экологии Лопасова Марина Ивановна
с. Карпенка
2009 год
Цель работы: Изучение влияния качества воды реки Еруслан на здоровье школьников.
Задачи:
Изучить качество воды в реке Еруслан (приток Волги).
Выявить наиболее актуальные экологические проблемы реки Еруслан.
Провести исследование состояния здоровья школьников МОУ-СОШ с. Карпенка по медицинским картам.
Предложить ряд мер по сохранению здоровья школьников.
Обратить внимание общественности на проблему здоровья школьников (через выступление на районной конференции).
Объекты исследования: пробы воды, взятые из реки Еруслан, здоровье школьников МОУ-СОШ с. Карпенка.
Предмет исследования: виды заболеваний школьников в период с 13.01.2004г. по 01.01.2007г. (в течение трех лет, количество учащихся — 122 человека).
Методика исследования:
Изучение теле-, радио- и Интернет-сообщений по проблеме загрязнения р. Еруслан.
Анализ качества воды (визуально). Качество воды характеризует её прозрачность, мутность, цвет, запах.
Изучение литературных источников (справочников, учебников) о химических веществах, влияющих на здоровье человека.
Беседа с медсестрой школы, участковым педиатром.
Изучение медицинских карточек и справок учащихся школы.
Анализ полученных данных, разработка мер по сохранению здоровья.
Было проанализировано 122 медицинских карточки.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Практическая часть
Результаты исследований и их анализ
Выводы и рекомендации
Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ.
Во многих регионах нашей страны сложились острые экологические ситуации. Среди них и Саратовская область, край степей, лесов, рек, лугов.
Длительное и активное освоение природных ресурсов Саратовской области привело к заметному их истощению и осложнению экологической обстановки, которая оценивается в настоящее время как критическая. Мощное давление на окружающую среду усугубилось ростом производства в особо «загрязняющих» отраслях (нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, топливной), в трубопроводном транспорте, увеличением количества личного автотранспорта, критическим уровнем захламления земель промышленными и бытовыми отходами различной степени опасности.
Поверхностные воды области в той или иной степени загрязнены нефтепродуктами, органическими и биогенными веществами, тяжелыми металлами и их солями, азотом нитридным, соединениями цинка, хрома, железа общего, фосфатами, фенолами, сульфатами, хлоридами, пестицидами и др. По индексам загрязнения вод качество воды соответствует третьему и четвертому классу (вода «умеренно загрязненная» и «загрязненная»). Оценка качества воды Саратовского водохранилища проводится на протяжении многих лет; судя по этим исследованиям, гидрохимический режим водохранилищ зависит от поступающих транзитом загрязняющих веществ из выше расположенных областей и от сбрасываемых в водоем сточных вод.
Вблизи нашего населенного пункта на Карпёнском лицензионном участке недр «Прикаспийской газовой компанией» пробурены нефтяные и газовые скважины, факелы горят круглые сутки. Они являются основными загрязнителями атмосферы, почвы, а особенно водной среды.
Водная среда на территории нашего населенного пункта загрязнена выносом с полей удобрений и ядохимикатов, загрязнена производственными и бытовыми отходами. Проблема пресной воды с каждым годом еще более обостряется в связи с тем, что р. Еруслан становится мельче. Со стороны жителей с. Карпёнка необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.
Методика исследования:
Проведение ряда опытов по изучению качества воды р. Еруслан.
Обработка диагнозов заболеваний учащихся школы по медицинским карточкам, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций.
В ходе исследования пробы воды мы определяли: органолептические свойства воды: цветность, мутность, запах и его характер, наличие катионов железа, анионов – хлорид, нитрат, сульфат и присутствие фенолов и бензола, определение кислотности (PH) среды.
Результаты анализов воды в р. Еруслан от 27.10.2009г. (Санбюллетень по качеству питьевой воды, отпускаемой потребителям Краснокутский водоканал»)
Норматив согласно СанПин 2.1.4.1074-01 | Проба воды р. Еруслан, | Превышение ПДК | |
Железо, мг/л | 0,3 | 0,16 |
|
Нитраты, мг/л | 45 | 4,0 |
|
Хлориды, мг/л | 350 | 26,0 |
|
Сульфаты, мг/л | 500 | 600 | 1,2 |
Фенолы, мг/л | 0,001 | 0,0015 | 1,5 |
Нитробензол, мг/л | 0,2 | 1,2 | 6 |
Мутность, мг/л | 1,5 | 1,7 | 1,13 |
Цветность, град | 20 | 22 | 1,1 |
Окисляемость, мгО/л | 5,0 | 5,04 | 1,008 |
Жесткость, мг экв/л | 7,0 | 6,8 |
|
С помощью качественных реакций на катионы железа (+2, +3), анионов- хлора, сульфат- анионов доказали их наличие в воде. По органолептическим показателям установили наличие фенолов и нитрофенолов в воде.
Оборудование: Химические стаканы с носиком, пробирки, растворы сравнения, а) AlCl (хлорид алюминия), б) Na2SO4 (сульфат натрия), раствор HNO3, нитрат серебра AgNO3 , хлорид бария BaCl2, дистиллированная вода, раствор NaOH, белая пластина, трех литровый сосуд, универсальный индикатор, роданит аммония, хлорид железа (III).
Налили в химический стакан воду и рассмотрели её на свет для определения прозрачности.
Для определения цвета в стакан с водой опустили белую пластину.
Вода без запаха.
Вкус не определяется, так как вода не питьевая.
Реакция среды (pH) определяется с помощью универсального индикатора. Капли пробы наносятся на кусочек универсальной индикаторной бумаги, затем полученный цвет сравниваем со шкалой, pH и определяем реакцию среды.
Определение (качественное) ионов, а) хлора Cl и б) сульфат ионов(SO24).
Наливаем в чистую пробирку с надписью «раствор сравнения» 2мл раствора сравнения ионов Cl. Добавляем в эту пробирку три капли раствора нитрата серебра AgNO3 (реактив) (соблюдая осторожность, для не попадания на кожу), тщательно перемешиваем раствор, записываем результаты опыта.
Ag+ (воды) +Cl (воды) AgCl
(ионы серебра) (хлорид ионы) (хлорид серебра)
(Раствор реактива) (раствор сравнения) осадок белого цвета
Творожистый нерастворимый в HNO3
Повторяем эту реакцию с пробами воды и с 2мл дистиллированной водой поместив каждый образец в пробирку с соответствующей надписью.
Записываем результаты, тщательно промываем пробирки водопроводной водой и споласкиваем дистиллированной водой.
Б) реакция на сульфат – ионы (SO4). Наливаем в чистую пробирку с надписью «раствор сравнения» 2мл раствора сравнения ионов SO4 ,добавляем в эту пробирку три капли раствора хлорида бария BaCl , тщательно перемешиваем раствор, записываем результаты.
Ba (воды) +SO4 (воды) BaSO4
(ион бария) (сульфат ионы) (сульфат бария)
раствор раствор белого цвета
реактива сравнения
Повторяем реакцию на сульфат (SO4) ион с пробами, взятыми в реке с 2мл дистиллированной воды, поместив каждый образец в пробирку соответствующую подписью. Тщательно промываем пробирки после опыта, и ополаскиваем дистиллированной водой.
Fe2+ + (воды) + OH — Fe(OH)2
(ион железа) (гидроксид) (гидроксид железа)
Зеленый цвет
Продолжаем реакцию с гидроксидом (OH—), ион с пробами, взятыми в реке с 2мл дистиллированной воды, проведя работу, записываем результаты.
Fe3+ (воды)+ + OH Fe(OH)3
(Железо) (гидроксид) (гидроксид железа)
Бурый цвет
Проводим опыт с последним реактивом, результаты записываем таблицу.
Анализ качества воды.
Пробы взяты в реке Еруслан 18.11.09г.
Проба №1 Район водонасосной станции 1 | Проба №2 Район водонасосной станции 2 | Проба №3 Участок реки | |
Прозрачность | Прозрачная | Прозрачная | Прозрачная |
Цвет | Бесцветный | Бесцветный | Бесцветный |
Запах и его интенсивность | Нет | Нет | Нет |
Вкус | Не определяется, так как вода не питьевая. | ||
Осадок | Нет | Нет | Нет |
Реакция среды | Слабокислая | Нейтральная | Нейтральная |
Наличие ионов А) Сl хлора | Имеется |
Нет | Имеется |
Б) SO4 сульфат | Нет | Следы, т. к. осадок слабо выражен | Следы, т. к. осадок слабо выражен |
В) Fe2+ железа | Нет | Нет | Нет |
Г)Fe3+ | Имеется | Следы т.к осадок слабо выраженный | Нет
|
Результаты исследований и анализ графиков заболеваний школьников МОУ-СОШ с. Карпенка в период с 2007 по 2009 год
Мы исследовали болезни, связанные с работой органов пищеварительной и выделительной систем человека, так как именно на эти органы сильно влияет качество воды.
К болезням пищеварительной системы, которыми переболели школьники относятся гастрит, колит, язвенная болезнь, заболевания ЖКТ, хронический холецистит и хронический гепатит. Проанализировав графики можно увидеть, что в 2009 году увеличилось количество детей, переболевших гастритом, колитом, гепатитом. Не регистрировалась в 2007 и 2008 годах язвенная болезнь среди школьников, в 2009 году ей переболело 0,13 % учащихся. Не отмечался рост числа таких желудочно-кишечных заболеваний как хронического холецистита.
К болезням выделительной системы, которые мы исследовали и которые отмечались у учеников нашей школы, относятся — хронический и острый пиелонефриты, хронический нефрит, мочекаменная болезнь и другие заболевания почек. Как видно из графиков отмечается увеличение % заболевших детей в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годам по всем видам заболеваний, кроме заболеваний почек. Данный вид болезней является врожденным пороком у учеников нашей школы.
Таким образом, можно предположить, что вода влияет на здоровье школьников и первыми органами, которые реагируют на качество воды, являются пищеварительная и выделительная системы.
Выводы: На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Наличие [Cl—] в пробах № 1 и № 3, следовательно, можно предположить, что вода в реке Еруслан может содержать соляную кислоту либо её соли и хлориды.
SO4 содержится в пробах № 1 и № 2 в малых количествах.
В пробе № 1, № 2 могут содержаться соли Fe3+.
Результаты исследования подтвердили, что вода в реке Еруслан не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, повышено содержание фенола и нитробензола, а также мутность, цветность и запах. Вода в реке Еруслан относится к V классу качества «грязная» (экологически неблагополучная и имеет только техническое значение).
Изучив медицинские карточки школьников, мы выявили:
а) число заболеваний желудочно-кишечного тракта — хронического гастрита увеличилось с 1,5% до 2,5%; хронического колита – с 0,4% до 1,2%; хронического пиелонефрита – с 3,8% до 4,3%; хронического гепатита – с 0,1% до 0,25%.
б) увеличилось количество учащихся, больных язвенной болезнью, мочекаменной болезнью.
Данные результаты свидетельствуют о влиянии качества воды на здоровье школьников.
Рекомендации:
Пить воду фильтрованную, а еще лучше – бутилированную.
Расконсервировать артезианские скважины
Продолжить мониторинг за качеством воды.
На местном уровне разрабатывать, принимать и контролировать исполнение законов о сохранении водных объектов.
Осуществлять с населением природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи озерам и малым рекам, осуществлять мероприятия по лесовосстановлению для регуляции водного баланса, режима водоемов.
Список литературы:
Алексеев С.В., Груздева Н.В. «Практикум по экологии». Учебное пособие. М.: АОМДС, 1996г.
Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. «Школьная гигиена». М.: Просвещение, 1983г.
Интернет-материалы: hitlp://www.ecoline.ru
Кузьменок Н.М. «Экология на уроках химии». Минск,1996г.
Материалы международного форума «Дальневосточная весна – 2006».
Пасечник В.В. Школьный практикум экология 9 класс. (Дрофа 1998г.)
Тупикин Е.И., Лукашова Л.Ф. Основы экологии и природоохранной деятельности в педагогике (1998г.)
Школьная энциклопедия «Химия». М.: Дрофа, 2000г.